Польские куклы в народных костюмах 38 (скан, перевод)
№38 Куклы в народных польских костюмах - Санничанка
Скан от Nataly, перевод - от Натальи (Natalya Pale).
Обложка журнала. № 38 Санничанка. Жительница гмины Санники. Sanniczanka.
№ 38 Санничанка. Жительница гмины Санники. Sanniczanka.
Кукла в белой рубахе, зелёно-бирюзовом жилете, фартук ярко-красный, в полоску. Красный платок на голове.
Санники — сельская волость в Польше в Гостынинском повяте, Мазовецком воеводстве, площадью менее 100 кв.км и населением около 7000 человек.
Описание куклы смотрите в статье (описания номеров 38 и 39).
Путеводитель по серии Польские костюмы здесь.
Выцинанки и пауки
Санники славились своими красивыми выцинанками. Женщины проводили много часов, создавая небольшие произведения искусства, которыми затем украшали свои хижины. Не менее популярным было создание бумажных пауков и роспись яиц, которые приходились на Пасху.
Внутреннее устройство дома зависело от финансовых возможностей хозяев, а вот внешний вид и оформление исключительно от художественных навыков женщин. Как правило, украшения меняли раз в год на Пасху во время генеральной уборки дома. На потолочную балку крепили паука, на стены развешивали покупные картины с изображением мест паломничества, причем рамы украшали бумажными цветами.
Шторы на окнах и скатерти вырезали из бумаги.
Техника вырезания
Главным украшением сельских комнат были выцинанки. Их изготавливали до Первой мировой войне, а после 1951 года традицию создания возродили трое художников: Zofia Fortuna и ее дочери Mariana Siedlarek и Zofia Makowska (нигде не нашла, поэтому пишу, как есть).
Современные выцинанки не предназначены для украшения домов, они изготавливаются для музеев. Большинство из них имеют форму птиц, свадебных сцен, кругов и т.д. Сейчас их делают из бумаги контрастных цветов, составляют мультиколлажи, когда несколько вырезанных элементов соединяют между собой ажурными мотивами (стилизованными цветочными или абстрактными).
Для Санницкого региона характерны выцинанки, которые здесь называют клапок
, они имеют форму круга или колеса (адаптированного по диаметру к ширине потолочной балки) и двух лент - подвесок, которые именуют хвостами
.
После войны ленты стали длиннее, соответственно, увеличилась и площадь украшений.
Кроме того в Санниках изображали птиц – индюшек, цесарок, петухов и павлинов. В 50-х годах 20 века стали изображать голубей, прототипом для которых был взят голубь мира
Пабло Пикассо.
Другие выцинанки, которые так и назывались свадебные
, были обязательным атрибутом свадебной процессии. На них изображали жениха с невестой, оркестр и священника. Всех персонажей показывали в фас и в традиционных одеждах. Шторы делали так же из бумаги, для этого вырезали мелкую ажурную сетку или геометрические мотивы. Кухонные шторы были короткими, они закрывали лишь половину окна, а шторы в комнатах были длинными и поэтому могли быть склеены из нескольких листов бумаги.
Бумажные цветы и пауки
Важным элементом декора были и бумажные цветы, в 80-х годах 20 века к ним стали добавлять цветные перья. Ими украшали иконы, окна, но прежде всего букеты ставили в святой угол, на подоконники и стол.
В соответствии с местными традициями цветы из папиросной бумаги так же входили в состав букета невесты из живых цветов – мирта и спаржи.
Что касается пауков, то их изготавливали двух видов: некоторые имели форму пирамиды и были сделаны из соломенных мелких деталей, цветной бумаги, ниток и стержней. Или же они были горизонтальными и по форме напоминали зонтик, украшали их в таком случае бахромой, сперва из соломы, а позднее из шерстяной пряжи.
На Санницких дворах
Сейчас сохранилось очень мало объектов традиционной архитектуры. Исчезают не только старые усадьбы, но и деревянные церкви и часовни. Каждый год в июне проводится фестиваль – открытая санницкая неделя, в поддержку фольклора. В старых домах Габинско - Санницкого региона было по две комнаты, в новых их стало по четыре. Расположение комнат в домах и само строение было различным.
Дома ставили из бруса, используя связку типа рыбьего
или ласточкиного
хвоста. Затем стены обмазывали глиной и белили. Главным украшением дома были красивые ставни. Форма дома была прямоугольной, при этом характерным элементом дизайна были выставки
- с узкой стороны здания делали аркаду из ряда резных столбов, которые сверху соединялись с потолочными балками дома. Крыши были шатровой формы и их покрывали соломой и тростником. Позже стали делать двускатные крыши и делать фронтоны в виде двух небольших треугольных участков сдвинутых по диагонали от верхней части крыши. Заборы делали из ветвей ивы, которая обильно росла вдоль Вислы. Иногда ивы специально сажали вдоль границ своих владений.
В традиционных домах
В жилых домах было обычно несколько комнат, но только одна из них предназначалась для приема гостей, остальные служили хозяйственным целям. Сердцем дома была кухня, в дополнение к полкам, месту для обеда и шкафам для посуды, здесь размещали места для сна. Они предназначались для пожилых людей и детей, т. к. это была самая теплая комната в доме. Рядом было расположено место для птицы и молодых животных, а так же помещение, служившее для санитарно - гигиенических целей.
Центр кухни занимала большая кирпичная печь. В некоторых богатых домах через стену от кухни располагалась спальня, мебель покупали у местных плотников, позже начали завозить заводскую. К праздникам кровати покрывали тканью ярких красных или оранжевых оттенков с ассиметричными полосами черного, синего, бардового и зеленого цвета. Такую ткань изготавливали на узком ткацком станке и затем ее сшивали посередине, называлось такое полотно одевайка
.
Между кроватями или в углу комнаты стоял стол, который служил в качестве домашнего алтаря. Здесь размещали икону или статуэтки святых. Так же здесь были крашеные стулья с плетеными сиденьями. Некоторая мебель была с ножками, но была и цельная, снизу располагались дополнительные ящики для одежды. Для хранения дорогой одежды, документов, денег и драгоценностей использовали короба и сундуки, которые производили в Габине до начала второй мировой войны. Шкафы обычно заполняли керамикой с ручной росписью, снизу шкаф был глухим, а сверху были открытые полки или стеклянная витрина.
Известные скрини (сундуки)
Регион Габинско - Санницкий славился своими столярами и традиционной мебелью. Самыми известными столярами в Гостынине были Теофил Плажевский, а затем его сын – Леон. Именно они считались лучшими производителями сундуков, и слава об их продукции распространялась за пределы региона. Об этом свидетельствуют находки в Ловиче, которые изначально рассматривались как местные. Но Леон разработал специальную сложную подпись, благодаря которой его продукцию можно было отличить от подделок
.
Размером и формой их сундуки ничем не отличались от тех, что производили повсеместно по стране, они были прямоугольной формы, с плоской крышкой и внутренним отсеком для хранения мелких, ценных предметов, таких как ювелирные изделия), с двух сторон были металлические ручки для удобства переноса и простой замок.
Сверху сундуки покрывали вишнево - коричневой краской, иногда добавляли белый или черный цвет. На лицевой стороне сундука было две рамы, которые делили площадь пополам. Фон в рамах был зеленым. В рамах с помощью шаблонов наносили рисунок (через трафарет). Это были преимущественно тюльпаны с ланцетовидными листьями. Начиная с 1933 годы Леон начал применять и другие шаблоны – большие стилизованные букеты из роз, ромашек и георгинов плотно заполнили квадраты на лицевой стороне сундука.
На Мазурской земле
Древнейшие памятники региона были возведены между 12 и 15 веками. Самые первые приходы был возведены в Гостынине и Габине (кстати, в нашем языке он звучит как Гомбин) в 14 веке в Пацыне, Люцене, в 1441 году в Осмолине. Самый старинный готический храм и церковь в стиле ренессанса были закончены в 1593 году. В 17 веке было построено несколько церквей в Санниках, Пацине и Чермно, но в 19 веке они были заменены кирпичными. По сей день деревянные конструкции сохранились только в Трошине, Соколове и Добжикове. Конечно, этого недостаточно для региона. Вот что было в отрывке из письма, опубликованном в Еженедельнике в 1864 году: «У наших людей поразительные способности к созданию деревянной скульптуры, будь у них в руках зубило или простой нож, наши мастера смогут удивить (например, из деревни Козень или поместья возле Полоцка – все это мазуры, выходцы из региона Габинско - Санницкого).
Казимеж Воджиски в девятнадцатом веке писал о мазурах так: «Мазуры умные люди, они экономичны и достаточно богаты поэтому. Они знают ценность вещей на рынке и не позволяют себя обмануть. На самом деле они извлекают пользу из своих умений. Корнель Козловски говорил, что движения мазуров менее гибкие и плавные, чем у краковяков, даже неуклюжие, если так можно сказать.
Они ведут себя с вами без излишнего почтения, а если в ответ пытаются быть вежливыми, то долго подбирают слова, чтобы эту любезность выразить. В общем, они напоминают своих родственников с правого берега реки Вислы. Если они в таверне и пьяны, то становятся истинными заводилами.
А в 1840 году было опубликовано такое мнение: Все качества и старославянские черты характера присущи мазурам. Они были храбрыми в бою, но не в военное время были спокойными. Умиротворенность, внутренняя занятость и трудолюбие высоко ценились среди их миловидных жен. Они были склонны к гостеприимству, а не к ссорам, однако с врагом были беспощадны и без сожалений шли в атаку. Про них еще говорили
те, кто дует на кашу
.
Куявяки Шопена
На музыкальный фольклор Габинско - Санницкого региона большое влияние оказала соседняя Куявия (это относится и к танцам). Мелодии здесь медленные и более серьезные, чем в других регионах Польши, но оберек выполняется в более быстром темпе, разнообразны и динамичны польки. Первоначально музыкальное сопровождение состояло из скрипача и барабанщика (Вараввы), со временем к ним присоединился двухрядный аккордеон. Ведущим оставался всегда скрипач, ему же делали заказ на мелодию.
Музыка была разнообразной, ритмичной, с постоянно меняющимся размером, но при этом сохранялись гармоничные пропорции. Музыкальная изобретательность народных скрипачей привела к образованию свободных вариаций на основе конкретной, основной модели музыки, внезапное замедление или ускорение темпа музыки в куявяках сделали их уникальными и запоминающимися. Танцевали их парами по кругу, партнеры держали руки на талии, двигались плавно, но танец был насыщен жестами и элементами. Оберек танцевали так же по кругу, но при этом еще совершали вращательные движения вокруг своей оси с характерными притопываниями, пируэтами, приседаниями, а так же сменой партнера по танцу.
По мнению экспертов именно музыка типичная для Санницкого региона оказала большое влияние на творчество Фредерика Шопена. Он охотно слушал музыку во время своего пребывания во дворце 18 века, который сейчас является музеем и музыкальным центром Шопена. Музей, посвященный композитору, окружен живописным парком, где также находится памятник.
Про Шопена всего пара слов в журнале, но в другой статье я уже про него писала, можно в описание кукол заглянуть.
Выцинанки и пауки
Санники славились своими красивыми выцинанками. Женщины проводили много часов, создавая небольшие произведения искусства, которыми затем украшали свои хижины. Не менее популярным было создание бумажных пауков и роспись яиц, которые приходились на Пасху. Внутреннее устройство дома зависело от финансовых возможностей хозяев, а вот внешний вид и оформление исключительно от художественных навыков женщин. Как правило, украшения меняли раз в год на Пасху во время генеральной уборки дома. На потолочную балку крепили паука, на стены развешивали покупные картины с изображением мест паломничества, причем рамы украшали бумажными цветами. Шторы на окнах и скатерти вырезали из бумаги.
Техника вырезания
ПЕРЕВОД ПОЛНОСТЬЮ СМОТРИТЕ В СТАТЬЕ.
Про Шопена всего пара слов в журнале, но в другой статье я уже про него писала, можно в описание кукол заглянуть
Natalya Pale, огромное спасибо!!
Подключаю перевод в статью!