Польские куклы в народных костюмах 26 (скан, перевод)
№26 Куклы в народных польских костюмах - Подлясинка (или Подляшинка)
Скан от Nataly, перевод - от Натальи (Natalya Pale).
Описание куклы смотрите в статье (описания номеров 21-30).
№ 26 Подлясинка (или Подляшинка) можно и так, и так, поскольку, вокруг этимологии самого слова Подляшье до сих пор идут споры, либо это земли около ляхов
, либо земли покрытые лесом
, в таком случае Подлесье.
Святые места Подлясья
Подлясье - наиболее этнически и религиозно разнообразное место Польши. Последнее место, где есть еще заветные традиции многих народов, живших на территории бывшей республики.
Семятыче находится недалеко от места паломничества прихожан Православной Церкви (и не только): Святой горы Грабарки (горы Крестов). Согласно легенде, которую все еще вспоминают православные жители региона, в тринадцатом веке, во время одного из многочисленных тогда татарских нападений, группа монахов из монастыря в Мельницкой пуще бежали от жестоких захватчиков в непроходимый лес. Там они остановились на холме и построили деревянную часовню, позже часовня была преобразована в церковь (Храм Преображения Господня), и все посетители могли увидеть святые иконы.
Когда вокруг Семятыче произошли вспышки холеры, здоровье сохранили только те, кто бежал в лес и пил воду, вытекающую из горного источника. Этой воде приписывают необычную целительную силу, это подтверждают многочисленные паломники, которые приезжают со всего региона для врачевания болезней. Ежегодно происходит крестный ход, во время которого паломники ставят свои кресты вокруг храма, предварительно обойдя его трижды на коленях.
Сегодня Святая гора Грабарка известна во всем православном мире, славится не только исцелением, но и тем фактом, что люди, у которых есть совесть, могут рассчитывать на прощение своих грехов. Человек, верный своему желанию избавиться от греха может принести деревянный крест и прошением или благодарностью и оставить его на горе. Эти кресты ставят почти 500 лет, их уже тысячи, поэтому гору называют горой Крестов или горой Искупления.
Тысячи паломников
Каждый год, 18-19 августа, отмечают праздник Преображения Господня (праздник Спасителя Избавителя). Поэтому сюда прибывают паломники со всей Польши, а так же православные из Беларуси, Украины и России. В последнее время к ним присоединяются и католики, очарованные атмосферой и глубиной происходящих здесь религиозных церемоний. После установки крестов многие набирают воды из колодцев, очищают организм. Высшие должностные лица Польской Православной Церкви несут торжественную службу в поле, после чего верующие в течение всей ночи молятся и поют песни (видимо псалмы).
В полночь на монастырском кладбище отмечается панихида по погибшим. Священники собирают на листках бумаги имена умерших близких, и молятся за их души. В ночь на Грабарке зажигают тысячи свечей. Во время утреннего богослужения паломники приезжают сюда из Подляских деревень, кладут перед церковью кукурузу со своих полей, а так же овощи и фрукты из садов, таким образом, прося здоровье и благополучие на предстоящий год.
Благословение на весь год
По особому в Подлясье отмечают праздник Богоявления 6 января (или 19 января в греко - католической и православной церкви) так же его называют - праздник Трех Королей. Но чаще используют греческое название праздника - Богоявление. Накануне праздника все время посвящают молитве. С молитвой запекают хлеб из пшеничной или ржаной муки, или сдобные булочки с добавлением масла, иногда им придают фантазийную форму. Однако, несмотря на то, что весь дом пах свежим хлебом, никто не смел попробовать этот деликатес - строгий пост. Утром хозяева просыпались и шли, распевая колядки под аккомпанемент инструментов. Крещение было в последний день колядок. Песни были с пожеланиями изобилия и богатства в наступающем году. Но если кто-то замечал, что хозяева поскупились с подаяниями, то не стесняясь пели проклятья в их адрес.
Во время мессы в церкви священник освящал, что волхвы принесли Иисусу: золото, ладан и мирру. Так как золото и даже серебро было мало кому доступно, то его заменяли на медь, которую позже верующие прикладывали к больным местам для исцеления. Ладан и смирну освещали для дома и для домашних животных. Так же освящали мел, которым на притолоке двери дома и хозяйственных построек писали инициалы трех королей и год.
Примечание от себя: праздник получил название Трех Короле й.т. к. Молитвы и подношения Христу идут как Царю (золото), Богу (ладан) и человеку (мирра).
Дополнение от Bobcat:
Праздник Трех Королей отмечается в Польше сравнительно недавно с конца 19 века, как дань общекатолической традиции, по преданию три Царя-Волхва, увидели в небе звезду, указующую на рождения Царя Царей, с этой радостной вестью, ведомые звездой они оказались во дворце царя Ирода, который совсем не обрадовался этой вести, что было дальше известно. Интересно то, что католическая традиция называет имена царей: Гаспар (Каспар), Мельхиор, Бальтасар. Православная церковь этого не делает никогда. Волхвов традиционно изображали мужчинами трех возрастов: старец, зрелый мужчина и юноша, так они представляли все человечество. Дары также имели значение: золото как царю, знак того, что учение Христа будет править миром, ладан как Богу, до сих пор ладан обязательный атрибут богослужения и смирну как человеку, знак того, что Христос должен умереть, т. к. на Востоке смирной умащали тело покойного.
По сравнению со всем вышесказанным гора крестов, аналогичная есть и в Литве, пример исключительно народного благочестия, к которому церковь относилась с осторожностью, а власть со страхам, так в советские годы гора крестов была уничтожена, но к изумлению и ужасу правителей кресты были возвращены на место за одну ночь... Больше гору не трогали.
И последнее о Курбане, далеко не все мусульмане дерзают с убеждением сказать, что в жертву должен был быть принесен именно Исмаил, а не Исаак как считает Библия, поэтому стоит остановиться на умиротворяющем варианте сына
без указания имени;-)
Проруби в Бугу и Нареве
Наряду с Богоявлением есть еще один очень важный литургический праздник - праздник Крещения Господня, который отмечается сегодня в память о крещении Иисуса в Иордане. После службы в церкви верующие под руководством священника с крестом и литургическим пением, а так же с иконами, идут до ближайшей реки. Там, воду святят троекратным погружением в нее распятия. Если вода ледяная, то прорубь выбивают в форме креста. Таким образом, местная река символически превращается в библейскую Иорданию. Вода из символических Иорданей имеет чудодейственные свойства, поэтому верующие, моют лицо или погружаются в нее целиком, набирают воду в ведра и несут ее домой. Такая вода подходит и для освящения жилища.
Праздник Курбан Байрам
В Подлясье отмечают и православные, и католические, и мусульманские праздники (например, Курбан Байрам). Этот праздник в память жертвоприношения пророка Ибрахима (соответствует Аврааму в православии), когда тот в знак веры в Бога хотел принести в жертву сына своего Исмаила, но после того, как поднял нож на сына, спустился ангел и остановил его, потребовав, чтобы в жертву был принесен ягненок.
Подляские татары совершают ритуальные убийства животных на площади рядом с мечетью, в присутствии верующих и духовенства, обычно этим занимается мясник, в качестве жертвенного животного берут бычка. После этого мясо раздают всем присутствующим на празднике, а так же нуждающимся. Хотя подляские татары живут далеко от центра своей религии, тем не менее они передают свои традиции из поколения в поколение, и в праздновании самых важных событий не наблюдается существенных отличий.
Кстати, недавно в Польше выступали за запрет ритуального убийства скота.
Бедные, но вкусные
Подлясье всегда было пограничной областью, и все здесь воспринималось как бедное
, речь не только о ландшафте, но и о социальной структуре, и даже о политической значимости. В Подлясье были литовцы, татары, шотландские и немецкие наемники, которые думали только о военной службе, а не о поместьях.
Крестьяне работали на бесплодной почве. С одной стороны они были приспособлены к нищете, которую можно увидеть одежде, архитектуре, кухне, но с другой стороны они старались показать свою щедрость, воображая себя дворянами. Смешение народов привело к тому, что здесь появились в дополнение к католическим православные, униатские, арианские церкви (например приходская церковь в Цехануве), кальвинистские и лютеранские, мечети и синагоги.
Подляские дома с печью
Дома здесь строили из бревен, покрывая их соломой, реже мхом. Вокруг дома ставили забор из досок, а иногда из сплетенных ветвей. В доме были белые комнаты, где семья собиралась на праздники и принимала гостей, а так же черные, где стояла печь. В черной комнате готовили, ели, спали, держали молодых животных (птенцов, телят, жеребят).
Обе комнаты соединялись коридором.
Особенностью подляских печей была хитроумная система труб, которая подавала тепло в стену между белой и черной комнатами (стену делали из необожженного кирпича). Когда печь топили, то открывали специальные окошечки, стены нагревались, и тепло держалось на протяжении всей ночи.
Народные Ремесла
Традиционным ремеслом в сельской местности по берегам Буга было плетение корзин и сетей. Но кроме того плели изгороди и даже внутренние стены домов, которые потом обмазывали глиной или гипсом и окрашивали. Очень популярными были корзинки из липы, вяза или ивы, которые плели специально на свадьбы. Отличным материалом для плетения была также солома, из нее делали шляпы и игрушки: петушков, птиц, лошадей и кукол.
Бесплодные почвы Подлясья были источником гончарной глины. Многие в селах становились профессиональными гончарами. Самыми знаменитыми центрами гончарного производства сейчас являются Бяла - Подляска и Белосток.
В течение долгого времени там производили керамику для бытовых нужд даже без использования колеса (гончарного круга).
1000 способов приготовления грибов и картофеля
В Подлясье любили хорошо поесть. Картофельные блины на льняном масле или сале могли быть сладкими или солеными по вкусу.
Знаменитый картофельный торт бабушки делают из сырого тертого картофеля, смешанного с нарезанным кубиками беконом, жареным луком и яйцами. Этот торт выпекается в хорошо нагретой духовке, до тех пор, пока его нельзя будет с легкостью разрезать ножом. Похожий пирог, но с добавлением отварного картофеля, которым после фаршируют свиную кишку, едят с хлебом или кашей в качестве основного блюда ужина.
Местным деликатесом являются картофельные клецки с мясом, или клецки с добавлением зерновых и специй, подаваемые со сметаной.
Сегодня есть широкий выбор трав и специй, но раньше использовали ягоды можжевельника, майоран, орегано, шалфей и мяту.
Вторым по значимости блюдом были грибы, которыми изобиловали местные леса. Грибы обжаривали с картофелем, из них делали начинку для пельменей и соусы для мяса. Ежедневным блюдом была капуста с грибами. Белые сушеные грибы замачивали в молоке, обмакивали в яйца, обваливали в сухарях и жарили в масле.
На десерт здесь готовили знаменитый торт, который в городе Сувалки делали яичных желтков, сахара и небольшого количества муки.
Немцы привнесли в кухню колбаски, литовцы – свиные желудки, фаршированные мясом, русские – сладкие вареники с творогом, а так же чабер в качестве приправ к рыбным блюдам, из белорусской кухни заимствовали блинчики из пшеничной муки, из украинской – кутью с маком и медом. Подают здесь и пельмени с бараниной – татарское блюдо (в деревне Крушиняны). Голубцы с мясом и овощами готовят по еврейским рецептам, а бесчисленное количество рецептов сыров, вероятно, осталось от швейцарцев, которые боролись на польской стороне во время шведского нашествия.
Святые места Подлясья
Подлясье - наиболее этнически и религиозно разнообразное место Польши. Последнее место, где есть еще заветные традиции многих народов, живших на территории бывшей республики.
Перевод журнала смотрите в статье.
Спасибо огромное! Перевод внесла в статью. Интересный номер. Религии многовато, а
очень порадовали.:-)) И про ремёсла с домами интересно очень.Праздник Трех Королей отмечается в Польше сравнительно недавно с конца 19 века, как дань общекатолической традиции, по преданию три Царя - Волхва, увидели в небе звезду, указующу на рождения Царя Царец, с этой радостной вестью, ведомые звездой они оказались во дворце царя Ирода, который совсем не обрадовался этой вести, что было дальше известно. Интересно то, что католическая традиция называет имена царей: Гаспар (Каспар), Мельхиор, Бальтасар. Православная церковь этого не делает никогда. Волхвов традиционно изображали мужчинами трех возрастов: старец, зрелый мужчина и юноша, так они представляли все человечество. Дары также имели значение: золото как царю, знак того, что учение Христа будет править миром, ладан как Богу, до сих пор ладан обязательный атрибут богослужения и смирну как человеку, знак того, что Христос должен умерет ь.т. к. На Востоке смирной умащали тело покойного.
По сравнению со всем вышесказанным гора крестов, аналогичная есть и в Литве, пример исключительно народного благочестия, к которому церковь относилась с осторожностью, а власть со страхам, так в советские годы гора крестов была уничтожена, но к изумлению и ужасу правителей кресты были возвращены на место за одну ночь.. Больше гору не трогали.
и последнее о Курбане, далеко не все мусульмане дерзают с убеждением сказать, что в жертву должен был быть принесен именно Исмаил, а не Исаак как считает Библия, поэтому стоит остановиться на умиротворяющем варианте без указания имени;-)
Bobcat, спасибо! Дополнение тоже в статью сейчас впишу!
Bobcat, я только перевела, как было написано, не думаю, что они хотели чьи-то религиозные чувства задеть (кстати, я тоже)
Да никто и не задел; просто изучать интересно, как и где что устроено, религиозные воззрения и обряды в том числе.:-))