Польские куклы в народных костюмах 11 (скан, перевод)
№11 Куклы в народных польских костюмах - Ляшка Содеска
Польские куклы в народных костюмах 11 (скан, перевод).
Скан журнала № 11
Laszka Sadecka
Скан от Nataly, перевод - от Натальи.
Скан журнала № 11. Laszka Sadecka.
№11 Куклы в народных польских костюмах - Ляшка Содеска, фото куклы.
№ 11 - Это просто чудо, костюм куклы представляет не сколько область, хотя и это тоже, сколько одноименный народный коллектив Полька Сончи (Сонча это город). № 11 Полька Сончи. Название, которое мы читаем на кукле Ляшка Содеска - название старейшего в поле фольклорного коллектива, который был образован в 1951 году, вы не поверите, профсоюзом парикмахеров Новы-Сончи (полное название города). Город входит в состав Малопольского воеводства.
Статья о коллекции здесь, также смотрите статью с описанием 11-20 номеров от bobcat.
Перевод журнала
Ляхи садеские – это этнографическая группа поляков, которая проживала в районе Садесчины (исторической земли в южной части Малопольского воеводства, которая захватывала предгорья Карпат и Бескид) - информация не из журнала, с польского сайта.
Привычки ляхов
Среди ляхов Садеских все еще сохраняется много традиций и обычаев, например, выпекать куклу и забирать этот хлеб домой после крещения ребенка. Рецепт этого хлеба является особенным и передается из поколения в поколение.
Lachy Sadeckie.
Наибольшее влияние на жизнь ляховского села оказывала сваха (или сват), задачей которой было договориться о заключении брака. Конечно, окончательное решение о свадьбе принимали родители невесты. В ходе змовин
родители договаривались о приданом и свадебных нарядах. Потом молодые люди приглашали на свадьбу гостей (большое число гостей свидетельствовало о богатстве родителей молодой пары). Свадьбы были пышными и продолжались несколько дней. Гости несли в дом дары в виде сыра, колбас, сливочного масла и яиц. Молодые украшали повозки и дом поделками, лентами цветами. Для ляховской свадьбы была характерна фигурка (палочка) в форме дерева, украшенная золочеными грецкими орехами, льном, яблоками (что символизировало плодородие), а так же цветами и перьями. Важным этапом свадебной церемонии были очепины, после которых невеста сразу присоединялась к замужним женщинам.
Ляховский традиционный свадебный обряд в 1938 году поставил на сцене в Подегродзе одноименный коллектив. Это было костюмированное представление с песнями и танцами, последовательно показавшее все свадебные этапы от прибытия на коне жениха, до свадебного гула и очепин, где невеста благодарила мать, за то, что вырастила ее.
Дети в доме
Дом в Подегродзе (музей).
Важным событием в жизни каждой семьи было рождение ребенка. Считалось, что родные окрестности должны принести здоровье и благополучие ребенку. Беременная женщина считалось нечистой
, в том смысле, что ее состояние отличалось от остальных, и она не могла выполнять определенную работу и определенные функции в обществе. Беременным не разрешали покидать границы деревни, а иногда даже собственного дома, тем более нельзя было выходить после захода солнца. Кроме того ей не разрешалось рубить кур или других домашних животных, чтобы у ребенка не было дурного характера. Нельзя было смотреть через сито, чтоб ребенок не родился с веснушками (это считалось некрасивым). Нельзя пить алкогольные напитки и употреблять тяжелую пищу, а так же грибы, капусту, горох и т.д., чтобы сохранить ребенку здоровье. После рождения ребенка, необходимо было окропить его святой водой, чтобы не сглазили. Первую ванну ребенок принимал под присмотром бабушек или соседок (в одиночку мать не могла купать). В воду добавляли ромашку и другие травы, которые должны были защитить от болезней, а воду выливали на траву или под дерево, чтоб ребенок всегда был чистым (видимо в духовном плане). Если ребенок рождался в базарный день, то следовательно его прочили в торговцы, а если в воскресный – в священники.
Через неделю или две ребенка крестили, при этом ребенка должны были поцеловать, чтобы он был всеми любим, а вносить его надо было на правой руке, чтоб не стал левшой. По возвращении домой, кумы должны были переступить через порог с правой ноги, а кума должна была танцевать с крестником на руках несколько кругов польки, чтобы тот стал хорошим танцором, и жизнь его была полна радости.
Великие куколки
Дома.
Через неделю или две после крещения состоялась вязовины
(везовины
), характерные именно для ляхов Новы Сонча. В тот день готовили куколок
и несли их в дом куме. Этот хлеб один из последних ритуальных хлебов, используемых в польской культуре, он имеет продолговатую форму, украшен сверху косичками из теста и различными узорами. Корочка на нем должен быть коричневой гладкой и блестящей. Внутри тесто могло быть разного цвета, от кремового до желтого, в зависимости от используемых добавок (например, шафрана) и от количества яиц. Хлеба отличались украшением и размерами. Все зависело от богатства крестных и от размера печи в доме. На большой хлеб иногда уходило до 10 кг муки и до 30 яиц, не жалели масла и сахара, а остальные ингредиенты держались в секрете и передавались от матери к дочери на протяжении нескольких поколений. Иногда приходилось разбирать печь, чтобы вынуть оттуда испеченный хлеб, так как треснувший или надломленный хлеб сулил ребенку несчастья. В Подегродзе и окрестных деревнях и сейчас пожилые хозяйки обучают искусству выпечки куклы
молодых девушек. Каждая из них гордится умением укладывать косички и делать узоры, ведь все это на подарок ребенку, для его благосостояния.
У ляхов
Термин Лях
жители региона раньше использовали неохотно, он носил оскорбительный характер. Сегодня – это предмет гордости.
Ляхи Садеские.
Если разбирать культуру Новы Сонча, то она сочетает в себе элементы культуры горцев (с Карпат), предгорий и сельскохозяйственных районов Малопольши и краковян. В конце восемнадцатого века в Садесчину пришли немецкие поселенцы, они заняли земли сельскохозяйственного назначения, занялись секуляризацией (изъятием) монастырских и церковных товаров. На протяжении двухсот лет (до 1945), они жили в нескольких селах, создав отдельную культуру. Кроме того в области Садесчины поселилось множество евреев, которые нашли благоприятные условия для торговли и коммерции. Местные земли были очень плодородны, и местное население быстро адаптировались ко всем техническим инновациям в области обработки почвы. Таким образом, экономика здесь развивалась на очень высоком уровне, и жители были достаточно богатыми. В дополнение к развитию сельского хозяйства и разведению животных здесь занимались различными промыслами. Экономическим и культурным центром региона было Подегродзе. Здесь находилось имение княгини Кинги (Кунигунды), жены князя Болеслава Стыдливого. Она была известна своей набожностью, заботилась о духовности своих подданных, отсюда здесь множество монастырей, в том числе древнейшая в Европе деревянная церковь, построенная в готическом стиле. Но большой вклад был сделан и в экономическое развитие, наиболее значимыми были соляные шахты в Величке. Сейчас шахта является одной из достопримечательностей города, в ней в разные годы были сделаны скульптуры Николаю Копернику и Казимиру Великому, часовни святого Антония и святой Кинги (княгиня была канонизирована, она считается покровительницей соледобытчиков).
Ляшские дома
Ляхи.
Деревни ляхов садеских были небольшими, с узкими улочками, что делало их больше похожими на деревни Малой Польши (например, Кракова), чем на селения горцев. Типичное подворье состояло из нескольких зданий, с внутренним двором в центре (в виде колодца). Дом располагался у дороги, параллельно ему ставили конюшни, по бокам находились амбар и хлев. Все это обносили плотным плетеным забором. Строили дома из круглых бревен или бруса, снаружи штукатурили и белили. Крыши изначально были шатровой формы и покрывали их соломой, но с 20 века стали популярны двускатные крыши. Вплоть до двадцатых годов прошлого века дым в доме был обычным явлением, то есть дымоходы отсутствовали. Кроме того, в течение года в доме могли держать скотину. У бедняков дома были из одной комнаты и прихожей, у богатых из двух комнат, одна из которых служила кухней, самые зажиточные могли позволить дом из нескольких комнат, к которым примыкали холодные кладовые (желудочки). Сегодня традиционные ляховские дома можно увидеть только в музее в Новы Сонче.
Интерьер дома, как правило, был скромным. Большую часть мебели и оборудования изготавливали самостоятельно или заказывали у местных ремесленников. Важно, чтобы в комнате был угол с образами, который украшали цветами из папиросной бумаги. Миски и чашки размещали на так называемой сетке – ажурной полке на стене. Почти во всех домах были сундуки, которые молодая девушка получала, выходя замуж, они предавались из поколения в поколение, поэтому часто были старомодными и очень древними. Их делали из твердых пород дерева (например, бука) и украшали геометрическим орнаментом, резными елочными мотивами или розетками. Новые короба делали с гладкими стенками, разукрашивали цветами, в межвоенный период декорировали весь корпус. Однако, повседневная одежда всегда висела на столбе в комнате или в кладовой.
Сельские ремесла
Шахта св. Кинги.
В прошлом приобреталось очень немного специй, соли и сахара, большую часть продуктов брали из собственного урожая. Для хранения использовали деревянную утварь собственного изготовления, она была функциональной и недорогой. Так же делали контейнеры и корзины, которые плели из корней можжевельника. Только для воды приобретали керамические изделия. Редко можно было встретить керамические горшки, чаще использовали чугунные. Ложки и различные прессы (например, для изготовления сыра) так же делали деревянные. Много керамической продукции было в Стары Сонче и Подегродзе, в начале 20 века здесь работало около 30 гончарных мастерских. Но продукция предназначалась для местного использования, да и в ассортименте были только кувшины и миски. Только после второй мировой войны стали делать небольшие вазы, подсвечники и т.д.
Среди местных садеских ремесленников были сапожники, колесники, бондари, ткачи, кузнецы и шорники. Важным направлением была обработка волокон – льна, конопли, шерсти. Этим занимались в осенне-зимний период, так как работа была трудоемкой и требовала много времени. Женины занимались всеми этапами подготовки волокна для плетения. Часто производство тканей и канатов было дополнительным источником дохода. Стебли льна замачивали, затем высушивали, отбивали в специальных устройствах, потом чесали с помощью щеток и скручивали с помощью веретена или специальных катушек. Многие из старинных приборов для прядения теперь можно увидеть в музее в Подегродзе.
Танцы
Для ляхов Новы Сонча характерны лиричные мелодии в танце (типа вальса), но есть и оживленные, которые редко можно встретить в других регионах – это крижок, шурак и различные вариации польки.
Ляхи особенно любят танцы, в которых нужно кружиться, менять направление вращения или движения пары по кругу. Наиболее характерным элементом ляховской польки является сам шаг. Он может быть сделан несколькими способами: частые импульсивные притопывания, шаг элегантный (как в варшавянке), шаг, перемежающийся с неполным оборотом на одной ноге и т.д. Обычно танцы сопровождаются двумя скрипками, трубой и басом. На свадьбах, сельских играх и карнавальных торжествах, где у народа была прекрасная возможность весело провести время, за порядком смены танцев и выходом пар следил дружба. На других танцах всегда должен был присутствовать ведущий. В течение вечера ведущие могли меняться. У них было право первой руки (открывать танцы своей парой), но и была обязанность, в том числе следить за расстоянием между парами, так как в водовороте танца каждая пара должна была иметь некоторое пространство вокруг себя. Поэтому многие парни и девушки терпеливо ожидали своей очереди, наслаждаясь выступлениями других и следя за движениями более опытных танцоров. Кроме того, региональные танцы имели некоторые особенности, например, краковяк танцевали только мужчины, для парады задействовали все пары, крижок был для четырех пар и состоял из двух частей, которым предшествовал припев:
Закружишь меня в крижоке
Дам тебе за то шостака
Закружишь меня до утра
Дам тебе за то я талер.
Прим.:
Шостак – польская монета,
равна была шести грошам.
Первая часть исполнялась вольно, танцор и танцовщица стояли в паре друг напротив друга. Во второй части пары образовывали квадрат, и вставали по его углам
. Затем они менялись местами по диагонали, сперва одна, затем другая. Вернувшись в угол, пары начинали кружиться, держа друг друга под локоть - по часовой, затем против часовой стрелки. После этого пары начинали движение из углов в центр квадрата и обратно. В центре пары менялись партнерами, девушки вставали в пару с девушками, парни с парнями, и повторялось кружение. Во время смены пар использовали широкие скользящие шаги, после нескольких оборотов пары возвращались на свои места и танец начинался снова.
natalya_pale, спасибо! Текст в статье, картинки тоже просто по статье добавила.