Польские куклы в народных костюмах 35 (скан, перевод)
№35 Куклы в народных польских костюмах - Пётркувянка
Скан от Nataly, перевод - от Натальи (Natalya Pale).
35 Пётркувянка - жительница города Пётркув Трыбунальски, место очень красивое, и заповедники, и монастырей много.
Костюмы Пётркува Трыбунальски являются разновидностью Лодзинского костюма, поэтому так схожи, например, с Ловичскими, но есть и отличия. Девичий наряд состоял их хлопковой рубашки с длинными пышными рукавами, узкими манжетами и небольшим отложным воротничком, которые украшала вышивка. Позднее в качестве украшений стали использовать кружево ручной работы.
Описание куклы смотрите в статье (описания номеров 34-37).
Путеводитель по серии Польских костюмов здесь.
Подкозёлок и смертиха
Исторически Пётркув - Трибунальски принадлежал к Великой Польше, но после конгресса с 1867 года входил в состав Российской империи, наряду с Калишем и Серадзем был отрезан от Пруссии. Поэтому здесь смешались многие традиции и верования.
Одна из традиций, относящихся к Великой Польше, прожившая дольше остальных – празднование Пасхи. В это время совершали обряд хождения с петухом. Обычно несколько молодых людей рано утром вывозили на двухколесной тележке фигурку петуха, которая находилась в центре в окружении фигурок солдата, мельника, кузнеца, еврея и женщины. К ним были привязаны ленты, и когда их двигали, то фигуры начинали танцевать
. Во многих деревнях возле Пётркува вместо фигурок использовали живого петуха, который все время ужасно кричал (для этого его поили водко й.т. е. Замачивали в ней зерно). В это время мальчишки не только получали пожертвования от жителей, но и собирали пасхальные яйца, присматривали невест. Вечером устраивали подкурек – званый ужин, где использовались собранные угощения. Такой же обычай сохранился в Познани.
Подкозёлок праздновали по-разному. Сперва использовали фигурку молодого человека, которую ставили на тарелку (иногда, чтобы обозначить, что это парень, радом клали 2 луковицы). Фигурка была в шляпе с пером (про одежду не упоминается). Потом ее заменили фигуркой козла (или козы) из картофеля или репы и даже были предложения использовать голову настоящего козла. Из молодых выбирали одного человека, который стоял у дверей дома и впускал только незамужних и холостых, а так же следил, чтобы у них с собой были деньги на подкозёлка. Музыкант или один из старших смотрел, чтобы за танец с девушкой парни платили деньги, тогда девушка шла танцевать, а все кричали: Еще, давай больше денег!
. Но если девушки оставались без кавалера, то платили они сами, при этом пели: Ой, надо дать козлу, есть у вас монетки? Хоть пенни или копеечку
. Танцевали всю ночь, праздник заканчивался в Пепельную среду. Иногда посредством тарелки сельди – символом поста.
Катание молодой жены
Танцы на высокий лен и высокий овес
Мой отец был прыгал высоко до самой балки, а я сын его, значит и я могу, прыгал бы низко, да боюсь, что буду побит, пойду до пани…
Считалось, что насколько высоко будет прыгать мужчина, настолько высокими вырастут лен, овес и конопля.
Великий пост
В Пётркуве соблюдали многие пасхальные заповеди. По средам, пятницам и субботам (или даже чаще) не ели мяса, молочных продуктов или животных жиров. В это время у всех было серьезное скорбное настроение, которое еще больше подчеркивали одеждой и отсутствием украшений.
Во многих деревнях был обычай, когда хозяин не мог отказать крепостным в вечерней молитве. Обычно женщины собирались в доме, где расстилали шерстяное полотно и пересказывали события, предшествующие Страстям Христовым (часто не из Нового Завета, а из средневековых апокрифов). Они пели очень старую песню, которая так же была из средневековья, это красивый диалог скорбной Девы Марии:
- Как Мама будет выглядеть это поколение, когда слезы потекут потоком? Они звучали как лютня, когда я плакала.
- Я не знаю, за что вы пытали ребенка? Возлюбленного сына моего и я молюсь, чтобы узнать причину.
Крестьяне считали, что во время Великого поста можно предсказывать погоду. Если в день 40 мучеников (10 марта) будет холодно, то и в ближайшие 40 дней будет также холодно, поэтому надо воздержаться от весеннего сева.
В день святого Иосифа должны были готовить место для гнездовья аистов. Отсутствие во дворе аистов предвещало беды и катастрофы, а так же бесплодие в семье, у животных и на земле (неурожай). Для гнезда брали старое колесо от телеги или деревянную борону с зубьями, но только без железных элементов (даже гвоздей). Часто, сюда прятали серебряную монетку (для богатства). Весной ремонт крыш и амбаров не мог еще повредить ласточкиным гнездам, что было очень важно, т.к. ласточки приносили процветание. В это время девушки собирали последний мартовский снег, топили его в кастрюле и потом умывались этой водой, чтобы летом не было веснушек.
Возвращаясь домой, они собирали молодые веточки, на которых уже появились почки и ставили их в воду. Если ветвь становилось пышной и зеленой, то это предвещало плодородный год.
Пётркувские тайны
В нем принимают участие тысячи жителей и гостей. В середине его показывают сцены Страстей Христовых. Ранее, в Вербное воскресенье представляли вход Иисуса в Иерусалим.

Старый и новый костел

Маленький город с великими традициями
Пётркув - Трибунальски сегодня немного удален от основных маршрутов, но раньше он считался одним из важных политических центров Польши. Документально его история зафиксирована с 1217 года. В 1347 году Казимир Великий подписал его устав. В 1438 году Владислав Варненьчик созвал первый парламент.
В 1578 - 1792 в Пётркуве работал Суд короны – высшая судебная инстанция. Она развивалась во время правления Сигизмунда Старого (1506 - 1548) и его сына Сигизмунда Августа (1548 - 1572). Королевский суд (главой которого был тот же правитель) рассматривал наиболее важные вопросы для знати. Он также служил в качестве апелляционного суда, к которому могли обратиться дворяне, недовольны решениями судов. Польская знать всегда была склонна к судебным тяжбам, поэтому королевские апелляционные суды были завалены делами, у правителей не хватало времени чтобы рассмотреть все споры относительно границ и преступлений.
или сабли
, т.е. противников не судили, а просто запугивали. Поэтому дворяне потребовали от монарха создания трибунала, который гарантировал бы целостность системы и независимость ее от прихоти властьимущих, кроме того система должна была быть беспристрастной в спорах между королем, дворянством и духовенством.
(на фото слева - Владислав)
Наконец, в 1578 году король Стефан Баторий, хоть и против своей воли, но пошел на уступки знати и на средства с налогов открыл два отделения Суда короны в Люблине (для Малопольского воеводства и восточной части страны) и в Пётркуве (для Великопольши). Оба парламента внесли свой вклад в экономическое развитие города и его окрестностей. Во всех городах региона были известны местные таверны и гостиницы, которые предлагали многочисленным посетителям проживание и питание, а местные ярмарки и рынки – изделия ручной работы (платья, швейные изделия, конскую упряжь и т.д. ). В 1675 году в Пётркуве был открыт известный колледж пиаров (монахов, которые помимо прочего бесплатно обучают мальчиков из бедных семей), одним из учеников которого был Станислав Конарский и в 1706 году орден иезуитов.
Через сотню лет после раздела Польши, трибунал утратил значение и прекратил свое существование. После второго раздела Польши в 1792 году, польский Пётркув попал под властью Пруссии, и после Венского конгресса (1815) оказался в зоне Российской империи.
(на фото справа - Стефан Баторий)
В девятнадцатом веке, город был многоконфессиональным. В начале века имел население около 4000 жителей, из которых не менее 50 процентов были евреи и занимались они в основном торговлей, при этом товары были относительно низкого качества. Примерно половина населения была католиками, так же жили протестанты и православные христиане (в том числе несколько греческих семей из Македонии). Со временем, демографическая структура изменилась, в основном за счет оттока евреев в более развитые промышленные центры (в основном в Лодзь) и притока приверженцев Православной Церкви.
(на фото слева - Станислав Конарский)
Тяжелая крестьянская жизнь Пётркува
Важное место занимали королевские поместья, где жизнь крестьян была относительно благоприятной, поскольку у них была некоторая свобода передвижения и возможность смены места жительства.
Были также земли куявских епископов, которые после раздела перешли во владение Пруссии, и после Венского конгресса русскому государству. Жители быстро почувствовал преимущества такого разнообразия, они начали расширять фермы, и их уровень жизни заметно вырос.
Худшим было положение жителей в усадьбах дворянства, они находились в крепостном праве и жили в бедности. Их существование стало сложнее после ноябрьского восстания. Они были вытеснены из своих домов либо должны были платить аренду, на что чаще всего не было средств.
После 1864 года и проведения крестьянской реформы пришло освобождение, но качество жизни еще в течение многих лет не могло сравниться с уровнем в других регионах Польши.
Помогало быстрое развитие близлежащих городов, так как им необходимы были продукты питания, а в Пётркуве было множество ферм, и крестьяне могли теперь продавать продукты на рынке. Молодые люди уезжали в Лодзь для работы на фабрике.
Это безусловно помогло во время кризиса (например, во время Второй мировой войны), все вернулись к производству домотканых материалов и шитью костюмов из шерстяной ткани собственного производства.
Благодаря этому после Второй мировой войны здесь встречали солдат в красивых полосатых фартуках и платках на плечах.
Сельские чепечницы
Каждый шаг требовал, чтобы полотно было влажным, затем его утюжили с помощью утюга с углем или других подобных приборов, разогреваемых на печи.
Если появлялось загрязнение, то его сразу относили к чепечнице, так как только она знала, как восстановить его первоначальный блеск.
Polskie Stroje (Польские Костюмы) №35
















Анонс 36-го номера Польских костюмов.



Как же я эту куколку хочу!! Не даёт покоя её жакетик красивый, и полосатый передничек.:-)) Но мне она пока не едет, эх! У Виталия пока что только до 33-го номера можно было заказать, так что эту - в следующий раз - нескоро...:-(
Подкозёлок и смертиха
Исторически Пётркув - Трибунальски принадлежал к Великой Польше, но после конгресса с 1867 года входил в состав Российской империи, наряду с Калишем и Серадзем был отрезан от Пруссии. Поэтому здесь смешались многие традиции и верования.
ПЕРЕВОД ЖУРНАЛА СМОТРИТЕ В СТАТЬЕ.
Чепец именно этого региона так и не нашла, и куколка в платочке, видимо действительно очень дорогие были)))
Natalya Pale, огромное спасибо! Очень интересный журнал оказался. А кукла, действительно, не в чепце...
Чепечницы - надо же, целая профессия! Да, куколка, видимо, не из богатых - чепчика нету. Но она и в платочке - чудесная!
У нас Масленица, оказывается, вовсе не одна такая. У них Смертиха - и это название для чучела гораздо понятнее, чем Масленица.
А смотрите - ка, в журнале в описании вроде бы сказано, что у куколки как раз чепец?..
Ой, наверное, это чепец и есть! Сзади - как платок, для нас непривычно.
Дословно написано, что чепец из вышитого тюля прятали под льняной платок, теперь понятно, почему нигде не видно, от чепца тут только воланчики.
Интересно - красивый тюлевый чепец под льняной платок зачем-то прятать! Наверное, чтобы не пачкался и служил дольше?
Значит, куколка тут всё - таки из зажиточных.:-)
Админ, а сколько стоят куколки у Виталия? (пишу гостем, почему-то с одного компьютера могу войти под своим именем, а с другого - не вижу кнопку
)У него зависит от количества кукол, которое покупаете. Точнее, цена кукол стандартная - вроде 35 злотых (350 руб на наши), но со всеми % и доставками выходит дороже. Тут табличка у него есть
pokupkiallegro.pl/damy_epoki
В конце страницы - цены по количеству кукол.
Это для Дам, но для всех остальных-то же самое.