Польские куклы в народных костюмах 12 (скан, перевод)
№12 Куклы в народных польских костюмах - Билгороянка
Польские куклы в народных костюмах 12 (скан, перевод).
Скан от Nataly, перевод - от Натальи (natalya_pale).
Скан журнала № 12.
№ 12 Билгороянка, Билгорай - город на юго-востоке Польши, по карте почти напротив Львова.
Статья путеводитель по коллекции здесь, также смотрите статью с описанием 11-20 номеров от bobcat.
Летние обряды и привычки
Фото куклы.
Народная культура в районе Люблина сохранилась лучше, чем в других регионах, здесь охраняют и возрождают старые традиции. Определенное влияние оказала экономическая изоляция, отдаленность от больших городов и торговых путей, только плодородная почва позволяла людям вести скромное существование в этом месте.
Культура билгорайского региона формировалась под влиянием элементов других культур, проникнувших из Мазовии, Малой Польши, Подляского воеводства, Валахии и с юга гор. Поэтому приезжие из других районов страны, а иногда и из-за рубежа, могли легко адаптироваться к местным условиям, обычаям и модели поведения.
Лето – время работать и собирать урожай
Лето было периодом интенсивной работы, успех которой зависел от всей семьи. Но о религиозных праздниках, которые приходились на это время, тоже не забывали. В день летнего солнцестояния складывали костры для защиты от злых духов и болезней, для хорошего урожая и плодовитости животных. Со 2 июля, то есть со дня праздника Явления Богородицы, можно было собирать плоды и ягоды в лесу. Традиционно, в день Святого Лаврентия (10 августа)начинали пахать землю для посева озимых. Перед тем, как покинуть поле, волов и лошадей посыпали солью и окропляли святой водой. 5 февраля, в честь дня святой Агаты освещали хлеб, который затем сжигали, чтобы защитить дом от пожара. Работы на поле начинались с того, что с помощью кнута перед волами чертили
крестное знамение.
Один из важнейших летних фестивалей проходил, несомненно, в день Богоматери Успенский, в праздник Успения Пресвятой Богородицы (15 августа). В церкви освещали зерновые культуры, лен, просо, рожь, пшеницу, ячмень, овес, овощи и цветы. Зерна злаков с добавлением освященных семян зерновых и трав, использовали в народной медицине и магии. В этот день во многих деревнях зажигали огонь, в который бросали старый рождественский венок. Прихожане пели гимны, а дымом от костра окуривали скот.
Окончание работ
На святого Матфея (21 сентября) завершали сев озимых культур, с этим днем был связан обряд досевок
. После боронования поле засевали и покрывали соломой, чтоб всходы были одинаково хорошими. После возвращения, дома всегда ждал праздничный ужин. После окончания всех полевых работ отмечали день святого Мартина (11 ноября), зажигали костры и устраивали гуляния.
Столица ситарства
Баснописец и поэт Игнатий Красицкий, во время своей поездки в Дубецко в 1872 году, упоминал, что Билгорай известен производством своих сит, которые славятся превосходным качеством. Местные легенды гласят, что ремесло ситарство привезли с собой цыгане из Венгрии, они делали сита из деревянных обручей, на которые натягивали кожу, со специально проделанными отверстиями. Но, вероятно, первые ситари появились в начале 17 века в Мазовии, затем часть из них переехала в Билгорай, так как здесь были прекрасные условия для развития ремесла – поблизости были леса и болотистые местности, где можно было брать древесину, а благодаря коневодству в этом районе можно было легко достать конский волос.
Тяжелая работа
Быстро растущее в городе производство сит требовало не только большого количества сырья, но и новых рынков сбыта, а также разделения труда, при этом не должно было пострадать качество продукции, так как от этого зависела судьба всего города.
Деревянные обручи изготавливали в основном мужчины, их называли ситарями или ситниками. А женщины делали ткани из конского волоса, гильдии ткачей назывались старшими сестрами
. Кроме того, они были вовлечены в реализацию готовой продукции на рынках и ярмарках. Уже в 18 веке продукция массово экспортировалась на внешние рынки в Германию, Францию, Скандинавию, а так же в отдаленные восточные страны (Турцию и Персию). Такие поездки в поисках покупателя назывались хождением в мир
.
Когда Билгорай входил в состав России (дословный перевод – был занят русскими оккупантами), почти вся продукция шла на российские рынки, а так же на рынки в Бухаре. Поездки мужчин занимали несколько месяцев и все домашние дела, в том числе производство, ложилось на женщин, они должны были не только кормить семью, но и приобретать материалы для ткачества. Когда отсутствовали мужчины, женщины брали на работу девушек из окрестных деревень, всего ученичество длилось в течение шести лет, при этом первые три года они считались обслуживающим персоналом и им не платили ни копейки, а затем, когда девушки приступали к ткачеству, то им выдавали жалование, но такое маленькое, что в этом регионе их называли грошовками
. Из-за долгих поездок мужчин и постоянной работы у ткачих часто возникали проблемы со зрением, о чем даже слагали песни.
Строительство Загроды Ситарски (Музей под открытым небом)
На самом деле устройство Загроды Ситарски мало чем отличается от типичного маленького городка (в части архитектуры). По наличию и расположению инструментов и оборудования можно предположить, что билгорайские ситари работали так же во дворах. Ярким примером является жилой дом на улице Надставной, который сохранился в своем изначальном виде, здесь так же есть сарай, амбар и хлев. Дом был построен в 1810 году для Андрея Грабински. Это красивое здание с шатровой крышей, покрытой дранкой. От передней стены дома отходит крыльцо с крышей, которую поддерживают четыре деревянные колонны. Внутри дом разделен на 2 части, причем у каждой есть кухня, где находилась глиняная печь и отдельный вход с улицы. Одна часть дома предназначалась для жилья, вторая для работы, здесь находилась ткацкая комната. В комнате были большие окна, так как для ткачества требовалось много дневного света. В доме были декоративные двери, усиленные коваными петлями.
Рядом с жилыми домами были сараи, где хранили и обрабатывали древесину и амбары, предназначенные под сельскохозяйственную продукцию. На первом этаже были камеры (отсеки) для зерновых, дальше шла крутая лестница на чердак. Параллельно с амбаром находился хлев. Сейчас большинство хозяйственных построек предназначено для мастерских.
Билгорайсике песни
Долгие билгорайские песни до сих пор приводят в восторг этнографов и любителей народной культуры. Сохранившиеся здесь старые песни связаны не только с обрядами, но и с ежедневными работами и отдыхом. Песни сопровождали семьи на протяжении всего года, будь то крестины, свадьба, похороны, карнавалы, Новый год, рождество и т.д. Но только здесь использовали апокрифические (не совсем достоверные, выдуманные) тексты.
Буковый лес, Билгорай.
Отличительной особенностью старых обрядовых песен является использование узкого мелодичного потока, который базируется всего на четырех нотах. Эти песни называли стародавними
. На самом деле, эти песни являются старейшими памятниками польской народной музыки средневековья. Билгорайские песни имеют разное строение мелодии, так как было много заимствований из песен и мелодий, услышанных ситарями во время своих путешествий. Они были признаны уникальными еще в межвоенный период, команда исследователей из Познани и Варшавы записала некоторые на радио, но ленты с ними были сожжены во время восстания в Варшаве.
Инструментальная музыка возле Билгорая не на столько разнообразна и архаична. Основным музыкальным инструментом в стране была скрипка. Скрипач играл соло или иногда в сопровождении барабанов на свадьбах, сельских играх и обрядах. Но в билгорайском регионе появился один из самых уникальных и древних инструментов Польши. Билгорайская сука – это струнный инструмент, из группы хордофонов (прим. – инструментов, в которых музыкальный звук издает струна), напоминающий скрипку. Она была очень популярна с 17 до 19 века. К сожалению, ни один инструмент до наших дней не сохранился, они были реконструированы по чертежам и рисункам. Сейчас это инструмент, вырезанный из цельного куска вишневого дерева, который имеет форму похожую на альт и содержит от 4 (классический вариант) до 7 струн. Играют на суке, держа инструмент на коленях в вертикальном положении, используют при этом ногти пальцев рук. В 90-х годах 20 века музыкальному инструменту дали вторую жизнь музыкант самоучка Збигнев Бутрин и доктор музыкальных наук Мария Помяновская (основатель ансамбля и чемпион Польши по игре на азиатских народных инструментах) из Варшавы. Сейчас они дают концерты польской народной музыки на сценах всего мира.
Пани Мира
Мира Зиминьска-Сыгетыньска и ее муж Тадеуш Сыгетыньский создали Народный национальный ансамбль песни и танца "Мазовше", который по-прежнему приводит в трепет зрителей на всех континентах. Мира Зиминьска-Сыгетыньска родилась в 1901 году в Полоцке. Она стала известной в межвоенный период в качестве актрисы. Выступала в театрах и кабаре Варшавы (Qui Pro Quo
, Банда
и Варшавский Цирюльник
). Ее выдающиеся способности пригодились, когда они вместе с мужем решили создать Мазовше
.
Известный поэт сатирик Марьян Хемар (друг семьи) писал, что если бы не Мира, не было бы ни Сыгетыньского, ни Мазовше. Это была не просто группа, здесь были тщательно собраны и отреставрированы костюмы из разных регионов страны.
Мира заботилась не только о музыкальной, но и о художественной составляющей, организовывала концерты. Кроме того она создала мазовше
- красивую усадьбу в Каролине (небольшая деревня в районе Хшанова под Варшавой), которую окружает исторический парк. После того как муж умер, она взяла все руководство ансамблем на себя, и занималась этим более 40 лет, каждый день. Мира пользовалась большим уважением среди коллег. Своей теплотой, добротой и великой любовью к традиционным музыке и танцам она могла заразить
других людей. Она ничего не хотела слышать о пенсии или отпуске (у нее было 2430 дней неиспользованного отпуска).
Ее успех подтверждают многочисленные награды и премии. Одной из последних был Орден Белого Орла и почетное звание Женщина столетия
. Скончалась Мира 26 января 1997 года в возрасте 95 лет.
Перевод в статье!
Кое-какие фотографии смогла найти, тоже добавила к тексту.