Польские куклы в народных костюмах 25 (скан, перевод)
№25 Куклы в народных польских костюмах - Бытомянка
№ 25 Бытомянка, жительница города Бытом, что в Силезском воеводстве.
Костюм носили, как и многие другие, в основном до первой мировой войны, а потом его части стали в большей степени фольклорными элементами.
Перед нами костюм подружки невесты, поскольку просто девичий костюм имел очень своеобразный головной убор, но длинные ленты в него не входили, согласитесь, в повседневной носке это непросто, а на свадьбе можно и потерпеть.
Скан от Nataly, перевод - от Натальи (Natalya Pale).
Описание куклы смотрите в статье (описания номеров 21-30).
Бытомские традиции
Силезская культура сыграла особую роль в прошлом, она была ступенькой к укреплению польского языка. Несмотря на экономические, социальные, культурные различия, традиции Бытома прошли испытание временем.
Важное место занимали рождественские праздники, Сочельник, праздник Богоявления (Трех Королей). Этому предшествовал подготовительный период, когда стол украшали ветками пихты и свечами. Реже ветки подвешивали к потолку. Рождество создавало особую атмосферу. В 40-х годах 20 века основными продуктами на столе были рыба, картофель и квашеная капуста, дополняли их сладкий компот из сухофруктов, яблоки, орехи, маковцы и т.д.
Всего на столе было 12 или 9 блюд.
Первый день праздника проводили дома, а на следующий посещали соседей и родственников, начинался карнавал, где все пели, танцевали, желали счастья и процветания в новом году. Вербное воскресенье отмечали, как и в других районах Польши, с помощью пальмовых
ветвей, которые делали из прутьев барвинка или черники. В Великую среду, варили жур, а мальчишки бегали, посыпая дома пеплом. В четверг, мальчики ходили по деревне с клекотками или колотушками. В Великую Субботу в церкви освещали пищу, воду и огонь, а так же расписные яйца – крашенки, которые становились гостинцем для возлюбленных. Праздник, в котором принимала участия вся семья, конечно же Корпус - Кристи, вместе с соседями устанавливали алтари, украшали окна домов, приносили декоративную дароносицу и делали специальный навес для принятия святых даров.
Барборка
Особое значение для Бытома имел праздник св. Барборки (Варвары Илиопольской), так как она считалась покровительницей горняков, охраняющей их от внезапной смерти. Его отмечали 4 декабря (в православии отмечают 17 декабря), даже в межвоенный период. С особым размахом праздновали в Бытоме, Хожуве, Гливице, в процессии шли шахтеры (горняки), которые раздавали конфеты, орехи и яблоки, желая доброго здоровья и благополучия. Барборка по сей день широко отмечается в Силезии, с утра начинается торжественная месса в церкви или ратуше возле иконы святой Варвары.
После этого начинается праздничное шествие, в сопровождении оркестра, и непременно играют гимн шахтеров.
Немного дополнительной инфы с польских сайтов: Барборку начинают отмечать раньше, чем 4 декабря, обычно где-нибудь в ресторане (раньше в таверне), и собираются не только горняки, но и все мужчины, включая пенсионеров. Обязательной является форма или костюм, черного цвета с золотой отделкой, традиционно с эмблемой горняков и большими медными пуговицами (по виду напоминает китель), на шляпе обязательно страусиные перья, которые могут быть красными, белыми или черными в зависимости от ранга носителя. Все собравшиеся в зависимости от положения делятся на 2 команды, соревнуются в остроумии, пении и т.д. , если кто-то говорит не в свою очередь или перебивает старшего по званию, то ему в качестве наказания наливают соленого пива. По сути – это некое братство, чтобы новичка приняли в горняки ему нужно прыгнуть через высокий стол, или животное, при этом президент
братства позже посвящает новичка с помощью ритуального меча (как раньше посвящали в рыцари). А уже полномасштабные гуляния начинаются на следующий день, примерно с половины десятого утра.
Свадьбы
Свадебные обычаи предполагали несколько этапов: ухаживание, змовины, свадьбу, свадебный пир, проводы молодых в дом. Каждый этап сопровождался соответствующими ритуалами: символическими жестами, словами и реквизитом. Уведомить о предстоящей свадьбе нужно было за полгода, в это время жених готовил подарки для всей семьи. После объявления о свадьбе начинали собирать свадебную команду, определяли, сколько будет гостей и кому какую роль отвести. Очень праздничный характер имело приглашение гостей, так можно было увидеть родственные связи и географию проживания всех друзей и знакомых.
Размер свадьбы зависел от количества родственников, и незначительную роль играло финансовое состояние. Подружки невесты собрались на девичник и пели печальные песни, плели венки. Жених и его дружба разбивали на пороге невесты фарфор, фаянс и стекло, это был своего рода тест. Наиболее важным элементом свадьбы был букет, он состоял из мирта и был украшен белыми лентами. До первой мировой войны невесты надевали платье, фартук, на плечи накидывали платок. У жениха в костюме так же присутствовал мирт, но только с зеленой лентой. (Здесь возможны два варианта перевода: либо у них был настоящий мирт, вот такие белые цветочки, либо это мог быть любой другой веночек., т. к. свадебные венки или букетики в принципе называли мирт).
Церемония начиналась с речи, которая была полна метафор, символов и притч, затем было благословение родителей, после этого свадебная процессия выдвигалась к церкви. На пути к церкви у молодых было несколько препятствий, которые они должны были вместе преодолеть. До 22 часов шло застолье, после которого резали свадебный калач и начинались очепины (с ритуального танца замужних женщин).
В специальной комнате невесту усаживали на стул, снимали венок и предлагали чепец, который она трижды отклоняла. По силезской традиции следующий день после свадьбы начинался с мессы по усопшим в обеих семьях. Только после этого молодые отправлялись в дом мужа. С собой молодая жена брала символические объекты, которые отражали ее связь с домом – стол, постельные принадлежности, хлеб и соль.
После этого родители могли посетить молодых супругов только спустя месяц после свадьбы.
Культурная жизнь горняков
Атмосферу поселений горняков можно почувствовать в Катовице, здесь в начале 20 века была построена уникальная шахта Giesche
, которая после стала крупнейшим предприятием по переработке угля, свинца, цинка, позже был основан фарфоровый завод и т.д. Улицы этого уникального места можно увидеть во многих фильмах, например в ленте режиссера Казимежа Юлиана Куца Соль черной земли
.
Промышленное развитие уничтожило последние остатки сельского хозяйства, почти все население стало работать на заводах. Это не могло не сказаться на культуре региона, языке и т.д. Жители рабочих поселков долгое время лелеяли традиции, вынесенные из сельской местности, тем более, что на небольших участках земли продолжали разводить свинец и птицу. Основной же традицией стала передача профессий из поколения в поколение, особенно от отца к сыну, так появлялись династии шахтеров - горняков. Могло показаться, что модель поведения в семье устанавливали мужчины, так как они были добытчиками, кормильцами, однако верховенство
мужа было чисто формальным, заправляли всем женщины.
В фамилоках
(сразу извиняюсь, если произношу неправильно, но слово от немецкого семья, следовательно, читается, как пишется, транскрипций нигде не нашла)
Фамилок – это специальный многоквартирный дом для горняков и их семей, в настоящий момент эти здания имеют историческую ценность, поэтому, например, в польских Катовице, Згожелеце и Бытоме, а так же Кёльне их периодически восстанавливают (реставрируют).
Строили их за счет предприятия, были они из красного кирпича в 2 или 3 этажа, без удобст в.т. е. Канализации, вода была только на (перевожу с немецкого сайта не знаю как по-русски высказаться) в общем, в комнате возле лестничной клетки, один кран на весь этаж. Комнаты в таком доме называли ячейками, в них обычно только спали, а вся жизнь протекала на кухне. На 30 квадратах жило до 8 человек.
Позже стали строить фамилоки с удобствами (1 туалет на этаж).
В Силезии эти здания строили очень быстро, образовывались целые районы. Для Бытома в частности были характерны оконные рамы и подоконники ярких красного и зеленого цветов. О жизни в фамилоках можно прочесть в книгах Яноша Хорста Эккерта, уроженца Забже (на фото его дом).
Восстановленный польский фамилок.
Кроме того здесь строили зидлонги
– двухквартирные дома с крыльцом перед входом, которые собирали в группы из нескольких зданий, сзади находился огороженный двор, где женщины разбивали небольшие огороды. Изначально их строили для квалифицированных мастеров и специалистов из Германии. (на фото справа - восстановленный польский фамилок).
В доме
Для всех видов зданий рабочего класса было типичным наличие определенного набора техники, которую расставляли с некоторой закономерностью. Стол был в углу комнаты, кровати по бокам, центр оставался свободным. Над входной дверью висели религиозные картины, которые создавали святой угол
. По праздникам их украшали цветами. Вокруг стола стояли стулья, иногда с резными ажурными спинками, или это могли быть скамейки. Те скамейки, что использовали для сна называли szlabankami. Для хранения посуды использовали полки или подвесные шкафчики.
Тумбочки были на колесиках. Пол в домах до конца 19 века замазывали глиной, потом стали стелить доски. Во второй половине девятнадцатого века появились парадные
, на стенах в дополнение к изображениям святых появились часы.
Стол переместился в центр комнаты, ящики заменили комодом, появились декоративные элементы - фарфоровые статуэтки, вышитые вручную гобелены, плюшевые и жаккардовые покрывала и скатерти, вязанные крючком шторы и т.д. На кухне появился буфет, а вся мебель стала белой. С 20 века старались по возможности все заменить электрическими приборами (в первую очередь освещение). В домах появились площадки для совместного общественного времяпровождения, а так же прачечные. За домом по-прежнему было место, где выращивали овец или домашнюю птицу.
На работе и отдыхе
Фольклор был непосредственно связан с добычей угля либо руды, его передавали шахтеры. По славянским верованиям был призрак, который жил в подземельях, в морях, охранял ресурсы Земли и скрытые в ее недрах сокровища. Он же был правителем подземного царства, который забирал с собой души погибших горняков. Этого духа звали Скарбник, он предупреждал шахтеров различными стуками о приближающемся наводнении или пожаре. Он мог дружить с шахтерами, но к ленивым, ненадежным людям он был суров и мстителен. Являлся он в виде старого бородатого горняка с лампой в руке, а так же мог принимать форму козла, лошади, собаки, мыши, лягушки, паука и т.д. Но мог быть и невидимым, а шахтер мог чувствовать его присутствие или просто слышать стук.
В свободное от работы время горняки делали сувениры и ювелирные украшения, а также фигурки Скарбника. Популярными были и картины, изображающие жизнь шахтеров.
Но самым важным было разведение голубей. Этих птиц ценили за быструю реакцию на наличие метана в шахте, с помощью птиц можно было обезопасить себя от взрывов. Любили здесь и музыку, особая страсть была к духовым оркестрам и хорам, в домах хранили аккордеоны, скрипки, мандолины, трубы и устройства, воспроизводящие музыку, такие как граммофон или патефон.
Голомбек, овчарек и зайончек
В Силезии были популярны танцы с интригующими названиями, по-польски это звучало голомбек, овчарек и зайончек (голубь, овчарка, кролик). Сегодня вы можете увидеть их во время выступления группы Силезия
, которая с 50-х годов способствует развитию культуры Силезии. Все эти танцы имели в своей структуре маховые элементы, шаги, обороты, притопы, поклоны и т.д. В них была тесная связь с фольклором соседних стран, так группа Силезия
состоит из музыкантов, играющих преимущественно на духовых инструментах.
Хлопки и поклоны
Ансамбль Силезия
Самый известный танец в регионе - Грошик. В нем участвуют тройки
, их количество не ограничено. Есть несколько вариантов музыки, под которую он исполняется, но в первой части всегда величественно и медленно, а во второй - живо и очень весело. Овчарек в первой части состоит из хлопков и поклонов, которые делают в ритм обычной польки, а во второй части танец переходит в замкнутый хоровод. В окрестностях города Катовице, Бытома, Рыбника в первую очередь танцевали зайончека, в котором танцовщица сбегает от партнера, а все остальные хлопают в ладоши и притопывают. Вторая часть танца характеризуется множеством вращений и поворотов. (на фото ансамбль Силезия
)
Силезская гордость
Ансамбль песни и танца Силезия
создали в 1953 году Эльвира Каминская и Станислав Хадина. Станислав Хадина был не только выдающимся композитором, дирижером, писателем и педагогом, в течение многих лет он организовывал культурную жизнь в Силезии. Его ближайшим сотрудником была Эльвира Каминская - известный хореограф и педагог.
Изначально, созданная ими группа представляла только фольклор Западных Бескид, но сейчас она имеет в репертуаре песни и танцы со всех регионов Польши. В год они дают от 120 концертов дома и за рубежом, включая народные выступления, образовательные концерты и презентации.
Сказала бы, что номер интересный и познавательный, если бы не пришлось столько времени информацию искать, как-то все слишком у них поверхностно на этот раз, надеюсь, что достаточно углубила))
Бытомские традиции
Силезская культура сыграла особую роль в прошлом, она была ступенькой к укреплению польского языка. Несмотря на экономические, социальные, культурные различия, традиции Бытома прошли испытание временем.
Важное место занимали рождественские праздники, Сочельник, праздник Богоявления (Трех Королей). Этому предшествовал подготовительный период, когда стол украшали ветками пихты и свечами. Реже ветки подвешивали к потолку. Рождество создавало особую атмосферу. В 40-х годах 20 века основными продуктами на столе были рыба, картофель и квашеная капуста, дополняли их сладкий компот из сухофруктов, яблоки, орехи, маковцы и т.д. Всего на столе было 12 или 9 блюд.
ПЕРЕВОД СМОТРИТЕ В СТАТЬЕ.
Внесла в статью! Да, в журнале маловато написано - наверное для поляков, которые и так всё знают.:-) А вот с добавками - здорово!:-))
Фамилоки у них историческую ценность имеют - надо же! Своеобразные здания...
А танцы у них всегда красивые - потрясающие костюмы, долго можно любоваться!
Не ожидала, что у неё юбочка такого цвета! Под фартуком на анонсе особо не видно, что там. Интересное сочетание.