Польские куклы в народных костюмах 10 (скан, перевод)
№10 Куклы в народных польских костюмах - Бискупянка
Польские куклы в народных костюмах 10 (скан, перевод).
скан журнала № 10
Biskupianka
Скан от Nataly, перевод - от Натальи (natalya_pale).
Скан журнала № 10. Бискупянка - Biskupianka.
Статья с описанием 1-10 номеров от bobcat здесь. Общая статья-путеводитель по серии здесь.
№ 10 Бискупянка, костюм девушки, Куяво-Помрское воеводство, в древности эти земли принадлежали епископам Познани.
Кукла Biskupianka, 10 выпуск.
Бискупя́не — субэтническая группа поляков, населяющая двенадцать сёл в окрестностях города Кроби (Грабяново, Домахово, Посадово, Буковница, Хументки, Потажица, Сулковице, Стара-Кробя, Вымыслово, Жихлево в гмине Кробя, Рембово в гмине Пяски, Сикожин в гмине Гостынь) в Гостыньском повяте Великопольского воеводства.
Женский костюм гораздо богаче мужского, возраст и социальное положение девочки-девушки женщины можно было определить по ее головному убору, хотя бискупяне жили всего-то в нескольких деревнях, головной убор и по этому принципу различался, тот что остался в фольклорных коллективах праздничный девичий убор, который теперь надевают на женщин всех возрастов.
Перевод журнала:
В 10 номере очень много терминов используемых именно в Польше, по тексту выделяла кавычками, и есть названия танцев, их выделила жирным. А вот стих в первом разделе нормально перевести не смогла, половины слов в словаре нет((
Крещение
Бискупянский народ смог создать свою самобытную культуру в Великопольском воеводстве, что можно увидеть в традиционных обрядах и обычаях, характерных музыке и танцах, а так же в народных песнях.
Выдающийся J. Bzdęga, который занимался изучением истории и традиций, в своей книге «Бискупяне» писал: «Большая радость, когда появляется потомство, отец гордится своими сыновьями, мать вне себя от радости, если будет дочь, она поможет потом по хозяйству. Необходимо на крестины созывать всех родственников и друзей, чтобы у детей был хороший характер, а так же талант к пению. После возвращения из церкви дома тоже проводят обряд, сперва ребенка кладут под стол, как язычника, затем на стол и говорят, что принесли христианина. В это время часто произносят стихотворение:
Jak jest mloda, to jom czesz,
jak urosnie, to jom strzez,
jak przyndzie do rozumu,
dej pieniedzy komu,
zeby jom wziot z domu.
Срендзины и свадьбы
Если парень и девушка хотели быть вместе, то сперва отправляли сватов к родителям невесты. Это пока не считалось официальным предложением замужества, так узнавали мнение о женихе для их дочери. А если родители давали согласие на брак, тогда можно было делать следующий шаг. Время (период), когда пара должна была получить благословение на брак называлось срендзинами
или зрековинами
. Обычно это были выходные дни. Жених выбирал из своих друзей того, кто лучше всего поет, и тот с песней шел по деревне, поэтому все знали, где ждать свадьбы. Так с песнями они стояли возле дома невесты, пока их не приглашали войти. При этом один из гостей выступал с речью: Дорогие паны! Издали пришли мы сюда и очень устали, но прежде, чем сесть, хотим спросить у вас одну вещь. Расскажите нам о красоте и добродетели дочери своей. Один мой друг шлет поклон вам, дорогие родители и просит руки ее
. Затем обращался будущий жених: Я пришел к вам, уважаемые отец и мать, кланяюсь вам в ноги и прошу разрешения жениться на миловидной дочери вашей
. После того, как родители давали свое согласие и благословляли детей, им целовали руки. Молодым давали по половине яблока.
После церемонии все садились за стол, который был уставлен разнообразными угощениями. Обязательно приглашали скрипача, который играл и веселил молодых, старейшин и предков. Веселье обычно длился всю ночь. На следующей неделе, молодая пара шла к пастору просить устроить свадьбу. В знак приближающейся церемонии, носили шляпы с гирляндами, связанными зеленой лентой. Свадьбы играли по рабочим дням, но все самое интересное заканчивалось в полночь четверга (в пятницу свадьбы не разрешили играть). В более богатых семьях свадьбы начались в понедельник или во вторник, а в бедных в среду или четверг. Свадьбы обычно проводили осенью или весной. Начиналось все утром, за столом подавали хлеб (или пирожные) и кофе, а после завтрака один из друзей снова выступал с небольшой речью. Под звуки музыки все гости садились в повозку и отправлялись в церковь. Первой к храму подъезжала невеста со своими подружками. После церковной церемонии все возвращались в дом, где дружба протягивал молодому пану молот – символ трудолюбия, а молодой жене – хлеб – символ сытости и экономности. На свадьбе у всех были белые платки, которые использовали не только для утирания пота, но и в танце. Через эти платки (шарфы) холостяки обнимали девушек, чтобы не окрасились костюмы, так как традиционно наряды были очень яркими. В доме невеста с дружбой, подругами и гостями начинала первый танец, который назывался круглым
или в круг
. Самым важным моментом свадьбы здесь так же были очепины
. Обряд очепин
здесь состоял из трех частей и сопровождался танцами. Первый раз происходил сбор денег за невесту, она уходила в комнату и выходила уже хозяйкой в кругу молодых замужних женщин; второй раз подружки пытались подкупить дружбу, чтобы тот не узнал невесту; в третий раз невеста могла выйти из комнаты очепин одетая как парень и тогда дружба отказывался ее принимать. В конце концов молодой человек сам отыскивал свою жену. На этом в третий или четвертый день гости начинали разъезжаться по домам, что огорчало хозяев, поэтому было принято приглашать всех хвостом
, то есть продолжать веселье позже. Чаще всего праздник продолжался в воскресенье.
Бискупянские деревни и усадьбы
Бискупянские деревни были очень богаты, фермеры могли себе позволить иметь оборудование и современные машины. Но, несмотря на то, что здесь было заметно городское влияние и часто использовали заводскую продукцию, они никогда не забывали традиций и веры своих предков.
Бискупяне были самыми богатыми фермерами во всей Великопольше, еще в начале 19 века большинство объектов строили из древесины. В близстоящих лесах рубили сосны, лиственницы и ели. Эти породы деревьев были наиболее популярны при строительстве домов, амбаров, конюшен, зернохранилищ, а так же придорожных крестов и святынь. В области было достаточно плотников, чтобы подготовить и переработать древесину, а так же поставить сруб. Крыши домов покрывали тростником или соломой, позже – черепицей. Деревянные здания быстро заменяли на кирпичные. Уже к середине 19 века деревянная архитектура была полностью вытеснена в районе Пруссии. Это обеспечивало пожарную безопасность и способствовало экономическому развитию региона. Сегодня исторические примеры деревянного зодчества в Великопольше можно увидеть только в этнографических парках в Дзекановице(около Гнезно), где реконструированы и внешний и внутренний интерьер домов бискупян.
Интерьер дома
Характерной особенностью бискупянских домов были аркады, которые поддерживались тремя-четырьмя деревянными столбами. В самых старых домах можно было увидеть некий навес под фронтоном, который образовывал отдельную комнату. На входе в комнату обязательно был порог, а закрывали вход массивные деревянные двери. Самым важным помещением в доме была кухня, здесь располагалась печь. В спальнях были деревянные кровати и сундуки. У окна стояли стол и скамейки. Большую часть мебели заказывали у местных ремесленников, она была не только хорошо изготовлена, но и красиво украшена. В Кроби находились известные мастерские и мебельные фабрики, сегодня здесь можно посетить музей, посвященный бискупянской культуре.
Для работников была отдельная комната с отдельным входом. Но при этом, все дома были построены симметрично, даже если постройка состояла из нескольких зданий. Вокруг дома был квадратный забор с воротами и небольшой калиткой. За домом находились амбар и сарай и специальная землянка (погреб) для хранения картофеля и круп. С девятнадцатого века все дома стали кирпичными, а солому на крыше заменили черепицей, кровельным картоном и листовым металлом. Эти изменения повлияли на надежность и стабильность сельских зданий, однако полностью изменили пейзаж Великопольши. Остались только многочисленные деревянные ветряные мельницы, которые поворачивались вокруг своей оси в зависимости от направления ветра.
Бискупянская кухня
Основу местной кухни на протяжении всего времени составляют так называемые пыры
, блюдо из картофеля. Нередко здесь готовят суп из картофеля с добавлением бекона, сливок или молока. Из картофеля так же готовят блинчики, которые здесь называют плендзы
и вкусные пельмени, которые называют пирогами
. Кроме того, на стол подают суп под названием наварка
, его делают, добавляя кипящую воду к ржаной муке, смешивая затем с салом или маслом. Либо суп из вареных рыбных голов с кислой капустой, сушеными грибами и овощами. К жареному картофелю бискупяне подают сельдь, жирное мясо, различные соусы, дрожжевые клецки или лапшу. Кухня у бискупян была очень тяжелой, но вкусной.
Волынки и Виват (Виват – местный танец)
В этом регионе самым популярным традиционным инструментом были волынки. Уже позже к ним присоединились скрипки. Во время крупных мероприятий к скрипачам и волынщикам добавляли музыкантов, которые играли на барабанах и марине.
Волынки в Великополше появились в трех вариантах: большой волынки, козы и сасинки. У козы, в отличие от других волынок одинарная трость, цилиндрический чантер, восемь отверстий для пальцев. Мешок сделан из козьей шкуры. Игра на такой волынке требовала определенного мастерства, при этом инструмент издавал уникальный звук. Сасинки служили только для того, чтобы научиться играть позже на козе.
Исторически сложилось, что танцы предназначались в основном для дома, реже использовались в шествиях по улице. Они исполнялись в установленном порядке, часто под коллективное или сольное пение. Наиболее распространенным танцем был Виват. Танец начинался с песни, участвовало в нем пять пар в одну смену. Девушки сидели вдоль стены на скамьях, заранее было согласовано, с кем в паре будет танцевать каждая из них. Молодые люди приветствовали их поклоном, затем приглашали на танец, слегка вытянув вперед руку. Пары образовывали два круга. В центре стоял парень, который держал девушек в обеих руках (обхватывали друг друга за талию), вокруг него танцевали по часовой стрелке другие пары. На свадьбах девушки обнимали парней за плечи и талию и делали это через специальный шарф. Затем танцующие менялись местами.
После вивата всегда танцевали предку. Первоначально, он был формой почитания пожилых людей. Его танцевали холостяки, поворачиваясь вокруг своей оси и продвигаясь к центру комнаты. В танце использовались кнуты. Завершался он песней, которую должны были постепенно подхватить все.
Из ходовых танцев был популярен пшодек. Завершала цикл танцев обязательная полька, здесь этот танец имел нечетную подпись, исполняли его все пары, в первой части пошагово, а со второй легко покачивая бедрами.
Кукла Biskupianka, 10 выпуск.
Со спинки.
Да-а-а, всё же куклы польской серии, хотя и говорят, что их тоже упрощают, выглядят интереснее наших...
Всё, перевод в статье.
Ох и кухня у них... надо ж так кушать. :-)) Наверное недаром головной убор у этой куколки поварской колпак напоминает!
После таких трапез надо очень много танцевать. :-))