Польские куклы в народных костюмах 32 (скан, перевод)
№32 Куклы в народных польских костюмах - Загужанка
Скан от Nataly, перевод - от Натальи (Natalya Pale).
№32 - Загужанка - жительница Малопольского воеводства, девушка представляет небольшое поселение - Загуж, известное с 13 века по монастырю, находившемуся неподалеку, а уже в 14 вместе с другими поселениями получает от Казимира Великого магдебургское право, что является определенным знаком экономического и торгового развития.
Описание куклы смотрите в статье (описания номеров 31-33).
Овес и магия
Самый важный период в жизни загужн – Рождество. Подготовка к нему начинается еще со дня Святой Люсии (13 декабря), девушки в это время срезают ветки вишни и ставят их в вазы в самые теплые и светлые места в доме. Если ветка расцвела на рождество, значит, девушка чиста и ей предстоит скорое замужество, а так же успех в следующем году. В канун Рождества, нужно было быть очень внимательными и осторожными, потому что все, что делали в тот день, имело магическое значение и привлекало удачу или неудачу в наступающем году. Беспорядок сулил проблемы в жизни, поэтому в доме все должно было быть убрано. В старые времена, молодые люди обычно следили за крючками, ничто не должно было застрять в стене, иначе это могло означать, что в следующем году один из членов семьи будет повешен. В рождественскую полночь молодые девушки шли к реке или водоему, чтобы набрать воды, этой водой окропляли скотину и спящих в доме, это давало здоровья и сил для работы.
В рождественское утро все вставали рано, чтобы избавиться от лени и усталости. Каждый член семьи должен был бросить в ведро с принесенной ночью водой монетку, чтоб в будущем году хватало денег.
В этот день нельзя было ссориться, до заката соблюдали строгий пост, даже детям говорили, что, несмотря на обилие блюд на кухне, брать ничего до ужина нельзя, иначе в следующем году ждет голод. Весь день проходил в приготовлениях.
В сочельник загужане ужинали в маленькой комнате возле кухни, которую использовали только по праздникам. В углу ставили связку овса, сено и зерно разбрасывали под скатертью, под потолком подвешивали ветку полазника, украшенную бумажными цветами и фигурками, другие полазники развешивали над кухонной плитой, над дверью (входом), а также в сарае.
Рождественский ужин
Церемония начиналась с молитвы. Отец семейства отламывал хлеб, обмакивал его в жидкий мед и давал поочередно каждому члену семьи, с пожеланиями счастливого нового года. Ели все, что росло в огороде или было собрано в лесу: кислый суп на ржаной муке с постным маслом, квашеную капусту с грибами, брюкву, компот из сухофруктов и т.д. Дети доставали сладкие булочки из дрожжевого теста, сделанные в виде кукол. Все остатки от рождественского ужина тщательно собирали. Любую выпечку сушили и добавляли в корм для животных.
Если вечер был в доме пастуха, то от хлеба отрезали кусок и закапывали его возле входа в сарай или дверей загона (таким образом пытались защитить скотину от ведьминого сглаза). Иногда дома в печи сжигали деревянную куклу или просто палку, символизирующую ведьму.
Особыми жестами и заклинаниями изгоняли из дома злых духов, так чтобы в течение года они не вернулись. Потом пели колядки и шли в церковь на полуночную мессу, а затем наступало время полазников, т.е. время нанести ночной визит соседям.
На Святого Стефана
В первый день Рождества после завтрака все члены семьи ходили в церковь, а затем целый день проводили в серьезных раздумьях. Для загужан важным был второй день Рождества, день святого Стефана (Стивена). Утром хозяева вытаскивали овес и солому из - под скатерти, овсом кормили скотину, а соломой обвязывали деревья (фруктовые, а иногда и дички). Святой Стефан был покровителем лошадей, в этот день устраивали скачки, после чего пускали им кровь, чтобы св. Стефан охранял их в течение года.
Большинство мужчин относило семена в церковь, где их освящали и разбрасывали вместе со святой водой в память о мученичестве Стефана. Однако, горстку семян обязательно сохраняли до весны и смешивали с семенами для посева, таким образом они обеспечивали плодородие.
В этот день ходили в гости к соседям, пили водку, шутили, детям разрешали резвиться и озорничать. Вечером все пели колядки.
Ограбек
В Загуже был любопытный обряд, связанный с овсом, который ранее исполняли исключительно женщины с серпами. Когда урожай был собран, остатки колосьев сплетали в венок, к которому добавляли цветы, ленты и травы.
Когда венок был готов, устраивали масштабное шествие по деревне. При этом пели специальные обрядовые песни, содержание очень примерное, песен я таких не знаю))
Выросли колосья из семян, семена возвратим хозяйке, шелуху и солому корове, чтоб зимой все с молоком были, следите, чтоб долгоносики не развелись, а мы зайдем в магазин за водкой, наденем красные юбки и пойдем с венком по улице, праздновать Ограбек
.
Часто, к ним присоединялись все местные жители, если Ограбек проводился в зажиточной ферме, то во дворе находились музыканты и праздник заканчивался песнями и танцами. Всех приглашали в дом, поили и угощали.
Жизнь среди гор
Жители Загужа (небольшая область называется здесь Загора) уже не носят традиционную одежду, крайне редко можно встретить стада овец, пасущихся на склонах, практически исчезли традиционные ремесла. Однако загужане все еще лелеют индивидуальность горцев, горды х.и. героических, богатую историю и народную культуру региона, обычаи и верования.
Загуж сочетает в себе склоны Бескид и рощи благородных старых деревьев: елей, буков, дубов, кленов и грабов. Изначально поселенцы должны были перерабатывать здесь ценную древесину. В тринадцатом веке, многие из родных земель были переданы ордену цистерцианцев (белых монахов). Монахи ускорили освоение земель и корчевание леса, основали много поселений (в том числе Мшану - Дольну). (на фото монастырь в Щыжице).
В пятнадцатом и шестнадцатом веках еще слабозаселенный регион принял ряд пастырских жителей с Карпат (от Валахии до западной части России). Бывшие жители Загужа смирились с пришествием новичков, добавляя к своим прежним навыкам выращивание и обработку зерновых культур, новые столярные работы, оленеводство, производство сыра, прядение шерсти и т.д.
Перемешивание этнических групп в Загуже можно проследить в названиях поселений, например старопольских (Касинка Мала, Щыжиц, Раба, Мшана, Недзведзь), немецких (Грюнвальд, Райброт) и Валахии (Магура, Турбач).
Борьба с бедностью
Угодья области находились в королевских владениях, а это означало, что положение крестьян здесь были немногим лучше, чем сами земли, принадлежавшие знати. После раздела в 1772 году королевские польские земли были проданы польским помещикам. Тогда крестьяне попали в еще большую нищету. Особенно те, кто находились в крепостных у прославленного жестокостью Антония Ющакевича из Мшаны - Дольны. Он умер естественной смертью, но после галицкого нашествия, его могилу разрыли, а кости развесили на палках.
Только после ликвидации крепостного права и обретения личной свободы в 1848 году, регион смог вздохнуть свободно, но это вовсе не означало благополучия. Во второй половине 19 века крестьяне Згужа все еще жили в бедности, за исключением нескольких хозяйств с большими стадами овец и пахотными землями (основная часть земли здесь была бесплодна), поэтому они нанимались к помещикам и трудились в самых жестких условиях.
Безземельные крестьяне заключали своего рода договор, по которому они должны были передать определенное количество зерна, картофеля или топлива в указанное количество дней (за использование земли). В загужских деревнях долго преобладало натуральное хозяйство, и расчет производился продуктами, деньги использовали редко, для покупки инструментов или одежды. Несколько веков крепостного права сыграли свою роль, наниматель чувствовал себя не только хозяином, но и владельцем и учителем. Если крестьянин работал плохо, то в ход пускали палки, или давали меньшее количество еды.
Известный выходец из крестьянской семьи, поэт и писатель Владислав Оркан (1875 - 1930) в своих работах (Новеллы
, В Розтоках
, Деревья
или Помор
) часто писал о нелегкой жизни людей в регионе и об унижениях, которым они подвергались. В 20 веке население Загужа стало массово уезжать на заработки в Венгрию, Германию и Францию, а также США и Канаду. Привыкшие к тяжелому физическому труду, они через несколько лет могли вернуться и поставить добротный кирпичный дом. Но многие загужане навсегда остались в Америке и лишь присылают своим родственникам деньги и посылки.
В улучшение уровня жизни в регионе значительный вклад внес горный туризм. Сегодня туризм – основа поддержания экономики этих мест.
Загужанские поселения
Как выглядели деревни Загужа, мы знаем только по рассказам. Обычно это были единично стоящие дворы, названия населенных пунктов давали по имени или прозвищу первого поселенца. Дома ставили в соответствии с рельефом земли, поэтому их расположение может показаться хаотичным. Каждое хозяйство состояло из дома и птичьего двора, однако, бедные крестьяне жили под одной крышей со скотиной.
Дома были из толстых необработанных бревен или камня. Крутые скатные крыши были покрыты соломой.
В каждом доме была комната с печью, где семья проводила основную часть времени, оттуда был вход в меньшую комнату, которую использовали только по праздникам. Также были одна или две неотапливаемые комнаты, без окон, предназначенные для работы или для размещения наемных работников. Размер и количество окон в доме свидетельствовали о богатстве владельц а.т. к. Стекло было дорогим, и продавали его только за деньги. Основная же часть деревни состояла из приземистых домов, с одной или двумя комнатами, с одним единственным окном, так что здесь царил вечный сумрак.
Интерьер был очень скромный, изредка мебель украшала резьба. Балку, которая поддерживала потолок, оформляли в виде шестиконечной звезды. В начале 20 века регион попал под влияние культуры Подхале, а так же массово прибывающих туристов, и в Загуже начали щедро украшать свои дома картинами на стекле и дереве, красочными блюдами и регулируемых по высоте полках и т.д.
Высокий авторитет гуралей
Обычно все в хозяйстве были заняты работой на полях и не было времени следить за стадами овец, поэтому они доверяли их пастухам. Пастух был важным и уважаемым членом общины. Он непременно был зажиточным, т. к. свое имущество оставлял в залог доверенной ему отары, в расцвете сил, и желательно с сыном, т. к. нужен был ученик и приемник.
Считалось, что пастухи владеют так же магией, на самом деле от них требовалось много знаний для выпаса овец и производства сыров. По этой причине, пастуху не доставляли неудобств, потому что он мог отомстить, сделать заклинание на семью или имущество обидчика. С другой стороны, пастухи лечили и очищали от злых духов, жители попросил их помощи в случае болезни или несчастья.
После первой мартовской оттепели хозяин приглашал пастуха и обговаривал с ним условия выпаса животных и цену сделки. От каждой овцы необходимо было произвести до 4 килограмм сыров, конечно, количество сыра варьировалось в зависимости от породы и состояния доверенных овец, а так же от погоды и состояния пастбищ (пастухи должны были уметь предсказывать погоду, причем на целый год вперед).
Выпас начинался 10 мая, а к 24 июня пастух уже готов был погасить свои обещания перед хозяином. Весь сыр, который оставался сверх меры пастух забирал себе, но он должен был оплачивать еду, стройматериалы и инвентарь (например, медные котлы для сыра), а также платить за использование самого пастбища. После того, как договор подписывали, смотрели строения, в которых пастух должен был находиться со стадом во время непогоды, доить овец и производить сыр.
В обязанности пастуха входил и поиск заблудившихся животных и охрана их от волков. За потерянных и съеденных овец пастух рассчитывался наличными или имуществом, а каждый хозяин помечал стадо с помощью надрезов в ушах, чтобы не перепутать их с животными из другого стада. Выпас заканчивался на святого Архангела Михаила, в это время овец загоняли в дома и пересчитывали, а затем устраивали пышное пиршество с музыкой и танцами.
Скан 32-го номера.
И эта куколка мне тоже очень нравится!!
Рождественский ужин
Церемония начиналась с молитвы. Отец семейства отламывал хлеб, обмакивал его в жидкий мед и давал поочередно каждому члену семьи, с пожеланиями счастливого нового года. Ели все, что росло в огороде или было собрано в лесу: кислый суп на ржаной муке с постным маслом, квашеную капусту с грибами, брюкву, компот из сухофруктов и т.д. Дети доставали сладкие булочки из дрожжевого теста, сделанные в виде кукол.
ПЕРЕВОД СМОТРИТЕ В СТАТЬЕ.
Natalya Pale, спасибо огромное - номер интересный. А какие же там места!! Фантастика - ГОРЫ!
Да, красиво, я на наши Уральские тоже не перестаю любоваться, как раз окна на горы выходят))
Мне до гор так далеко, что из окон на них любоваться даже и не мечтаю.:-)) Поэтому всегда сильное впечатление производят, даже на фото.