Польские куклы в народных костюмах 44 (скан, перевод)
№44 Куклы в народных польских костюмах. Курпиянка
Polskie Stroje (Польские Костюмы) №44, обложка журнала.
Скан от Nataly, перевод - от Натальи (Natalya Pale).
№44 Курпиянка из Белой Пущи.
Женщины покрывали голову платками и только на праздники носили чепцы. Повседневные платки были сделаны из бязи, шарфы из тонкой шерсти оставляли для особых случаев.
Курпиевская вышивка была чрезвычайно богатой, несмотря на свою простую форму – простые стежки толстой золотой нитью через тюль.
Женские рубашки шили из беленого полотна двух видов – высокого качества материал был только в верхней видимой части рубашки. Корсет и юбку шили из одного материала, как правило, использовали домотканую шерсть с красными и зелеными полосами.
Фартуки к праздничному наряду были из того же материала, что и юбка. Менялись только ширина и расположение полос.
Среди самых популярный ювелирных украшений был отполированный янтарь. (На кукле - коралловые красные бусы).
О коллекции - куклы в польских костюмах.
Описание костюма здесь (44 и 45 номера).
Самым важным праздником в отношении ритуалов было Рождество. Накануне в доме устанавливали снопы и традиционно делали облатки, которые давали, в том числе, скотине. Ритуальный хлеб должен был принести успех в следующем году. В деревнях проходили веселые карнавалы (запусты или мясопуст) все отмечали жирный вторник
. После него начиналась пепельная среда.
На курпиевской земле сохранили привычку составлять высокие пальмовые ветви (иногда до нескольких метров высотой). К длинным палкам крепили вереск, чернику и можжевельник, а затем украшали бумажными цветами и лентами. Пальмы должны были защитить дом от злых духов и принести хозяевам долгую жизнь. Обычай их создания был известен в Польше со времен средневековья. Пальмы здесь символизируют воскресение и бессмертие души Христа, являются признаком радости и возрождения.
В Великую Субботу устраивались церемонии рукоположения из огня и воды. Рядом с церковью разжигали огромный костер из пальмовых ветвей, от которого мог поджечь свою веточку каждый. Хозяйки брали огонь, чтобы разжечь очаг в первый день Рождества. Особенно красочно праздновался день Тела и Крови Христовой. По деревням шли процессии с иконами и знаменами, по всему маршруту движения были расставлены алтари, украшенные молодыми веточками, которые затем забирали к себе в дома, чтобы защитить подворье от ударов молний и других бедствий.
На курпиевских свадьбах
Наиболее красочной церемонией у курпиян была свадьба. Жених и невеста лично приглашали гостей за неделю до церемонии. Ранее проводились опатры
, когда отец невесты оценивал приданое своей дочери, и только после этого жених в сопровождении музыкантов, дружбы, чепкарки и других гостей посещал дом невесты. Невесту выводили в свадебном платье под соответствующие песни. Когда дело доходило до прощания с семьей, то родители, братья, сестры и другие родственники собирались на обряд расплетения косы, что означало прощание с девичеством. Родители жениха давали благословение и отправлялись домой, чтобы приветствовать молодых у порога с хлебом и солью.
По традиции перед комнатами стояла метла для невесты, чтобы в дом вошла хорошая хозяйка. После возвращения из церкви всех ждал праздничный ужин из куриного или говяжьего супа, свекольника, рубца, картофеля с беконом, проса, капусты с мясом, тортов или специального хлеба (который использовался и во время очепин). В кружки наливали пиво psiwo kozicowe
.
Во время свадьбы организовывали разные развлечения и конкурсы, например продажу чепца, когда женщины танцевали, держа свадебный чепец, и в него должны были кидать монеты. Сам чепец обычно был подарком от крестной невесты. Все собранные деньги отдавали молодым, поэтому женщины должны были танцевать с каждым, кто давал монетку. Свадьба заканчивалась танцем молодоженов.
Простая жизнь пущаков
Жизнь Курпие можно изучать по сохранившимся традиционным домам. Крупнейший музей под открытым небом расположен в Новогродзеце около Ломжа. Его основал в 1927 году этнограф и музеевед Адам Четник (в нашей литературе пишут Четников). Это второй старейший музей народной архитектуры в Польше.
В первый раз термин Белая Пуща использовал в 1929 году один из самых известных польских этнографов - Станислав Понятовский (не путать с королем Августом). Ранее эти земли находились во владении у полоцких епископов.
Первое упоминание об этой области было еще в 1203 году, 17 населенных пунктов было перечислено в акте, выданном Конрадом первым Мазовецким. Этот акт подтверждал передачу земли во владение полоцких епископов. Самому термину Белая Пуща
объяснения найдено не было, возможно все из - за белых растений – пущицы, которая здесь повсеместно растет на влажных лугах и в лесах. Название Курпие происходит, скорее всего, от названия обуви из лыка, которую ранее носили в этих областях. Многие века здесь процветали лесничество, пчеловодство, рыболовство, охота, обработка янтаря, сбор смолы и т.д. Здесь жило много ремесленников: портных, кузнецов, пекарей, сапожников, скорняков, пивоваров и колесников. В семнадцатом веке, большие площади Белой Пущи стали безлюдными из - за войны и болезней, начался новый период колонизации. Полоцкие владельцы самостоятельно выбирали места для основания поселений, здесь не было крепостного права, все сдавалось в аренду.
Традиционные строения
Для Курпие был характерен процесс агрегации раздробленных земель, поэтому селения были связаны дорогами, и даже сами дома были на две семьи (так называемые двойки
), с каждой стороны дома был отдельный вход, реже была общая прихожая и один вход, а уже внутри помещение делилось на две части. От дороги дом был отделен небольшим палисадом с цветами или огородом.
После Первой мировой войны характер строений изменился, дома стали ставить длинной стороной вдоль дороги, а внутри все симметрично делили, по центру короткой стены ставили резное крыльцо. Дом обносили забором, в богатых домах ставили декорированные ворота. За домом параллельно дороге ставили хозяйственный постройки (конюшни, сарай, хлев).
Дома заканчивались остроконечными крышами. Фронтоны украшали резьбой в виде треугольников, солнечных лучей или так называемого Ока провидения
. Резными были ставни, их красили в синий цвет. Аналогично украшали и двойные двери, которые находились на входе в дом. Первоначально дома делали из каркаса и глины, а так же из дерева, но в связи с частыми пожарами стали возводить каменные и кирпичные. В доме были коридор, зал, комната, где размещался ткацкий станок, помещение для хранения круп и муки (кладовая) и кухня. Интерьер был скромным, но в углу обязательно размещали статуэтку святого, украшенную цветами. Под потолком висел большой декоративный паук, на окнах – выцинанки. Кровать украшали белыми вышитыми подушками.
Шкаф для хранения одежды и постельного белья был расписным. На кухне была печь с глиняными горшками, а на стене висели полки с керамической посудой. Ткацкий станок был почти в каждом доме. Постройка нового дома была особым событием. Хозяева приглашали на завтрак закладины
строителей и соседей. В качестве стола и стульев выступали фундамент и балки. Подавали блины, холодные закуски, пиво, хлеб и квашеную капусту. В середине строительства, когда уже была собрана конструкция крыши, прикрепляли венок с лентами. После завершения строительства всех приглашали на новоселье и танцевали повольняк
. В это же время священник освящал дом и все хозяйство.
Пущанское меню
В меню курпиян до середины 18 века царствовали зерновые (просо, ячмень и гречиха), горх, свекла и квашеная капуста. Был популярен и картофель. Естественно употребляли хлеб из непросеянной муки, молочные продукты, фрукты и грибы, рыбу из местных водоемов. Хлеб из пшеницы с добавлением льняного масла или рапсового делали только по праздникам. Мясо было на столе редкостью, свиней забивали только 2 раза в год (весной и осенью).
Хозяйки сами пекли хлеб, из остатков теста делали маленькие пирожки, которые смазывали сливочным маслом или подвали со сливками – это было лакомством для детей.
Отварной картофель подавали с молоком и солью, капусту квасили в большой емкости, которую предварительно натирали луком и выстилали капустными листьями, а сверху солью и укропом. Все тщательно уминали и ставили под гнет.
Бочку с кислой капустой могли хранить прямо в зале.
Часто готовили prażuchę – блюдо из пшеничной муки, которую заливали соленой кипящей водой, интенсивно помешивая, пока не загустеет, а затем добавляли кубики сала.
Другие типичные блюда: zalewajka (картофельный суп с ячменной крупой, заправленный беконом, иногда его делали на чистом капустном рассоле), хлеб grycon (из гречневой муки с добавлением дрожжей, картофеля и соли), rwaki (лупша из ржаной муки), пельмени с сырым картофелем в качестве начинки, пиво psiwo kozicowe
. Традиционный ритуальный хлеб в форме куклы пекли на новый год, и назывался он byśki. Кроме того хлеб мог быть украшен фигурками домашних и лесных животных (лошадей, собак, овец, птиц, оленей, зайцев). По традиции таких хлебцев пекли очень много, чтобы обеспечить хороший урожай и процветание в наступающем году.
Перед новым годом пекли пряник из ржаной муки с добавлением моркови, сахарной свеклы, меда, корицы и перца. Они предназначались детям для праздничной игры, один участник прятал пряники, а другой должен был угадать, четное число пряников или нет. Если угадывал, то ему доставался пряник, а если нет, то должен был отдать свою выпечку противнику.
Курпиевские праздники.
Большинство обычаев курпиян было связано с католической верой. Здесь по сей день отмечают Корпус - Кристи или Вербное воскресенье, во время которых в церквях можно увидеть множество пальмовых ветвей.
Святыни на перекрестках
В курпиевской пуще часто ставили самодельные деревянные часовни (реже каменные) и кресты. Их ставили в начале и конце деревень, на перекрестках, лесных полянах и т.д. Центральное место занимала скульптура Иисуса с терновым венцом на голове, иногда в окружении сострадающих людей. Не менее популярными были изображения Яна Непомуцкого – защитника от наводнений, скульптуры с ним устанавливали рядом с мостами, и так же святого Иосифа – защитника лесорубов и работников, и святого Роха – защитника от чумы и покровителя плотников.
Полностью перевод - в статье.
Спасибо большое!!
Почитаешь так - какая жизнь и культура интересная. А сейчас: работа, и всё.:-(
Если бы ни Тесла и Эдисон у нас до сих пор такие
были бы, недавно во всем городе на сутки почти электричество отключали, сразу на творчество так потянуло))О, это точно! Когда сидишь при свечах-то сразу и книжки достаёшь, и карты с другими настольными играми, и т.п. И порукодельничать интересно. А если так постоянно-то и до праздников общих дойти можно.:-)