Разбор полётов 11 номера серии Куклы в народных костюмах
Разбор полётов 11 номера серии Куклы в народных костюмах от bobcat. Очень ждали!! :-)
Статья об 11 кукле здесь, о коллекции здесь.
Первые гипотезы о происхождении бурят появились еще в XVIII в . Они положили начало так называемой миграционной теории, согласно которой буряты рассматривались лишь как простое ответвление монголов (или калмыков), пришедших в Прибайкалье из Центральной Азии примерно в XI-XIV вв. Эта концепция в различных формах сохранялась в научной литературе почти до конца 30-х гг. XX в. На основе подробного анализа фольклора бурят А.П.Окладников сделал заключение об автохтонном происхождении основного массива бурятской народности, которая проживала в этих местах со времен неолита, в то время как первые монголоязычные племена появились в Прибайкалье лишь в XI в.
По мнению Ц.Б.Цыдендамбаева, господство тюрков над первыми протобурятами сказалось не только в передаче раннего монголоязычного названия последних соответствующим тюркоязычным, но и в смене прежнего их протомонгольского тотема "чино" - "волк" на древнетюркский «бука» - «бык-производитель".
По имеющимся данным, в состав бурят вошло около двух десятков этнических групп тунгусского происхождения. Однако в действительности в процессе формирования бурят, особенно западных, отложился довольно мощный аборигенный этнический пласт, восходящий к древнему тунгусоязычному населению, влияние которого во многом обусловило своеобразие языка и культуры будущей народности.
Поворотным моментом в этнической истории бурят явилось вхождение Бурятии в состав России. В начале XVII века, перед приходом русских в Восточную Сибирь, бурятские племена по обе стороны Байкала все еще не составляли единой народности. Однако казакам не скоро удалось покорить их. Официально Забайкалье, где проживала основная часть бурятских племен, было присоединено к России в 1689 году в соответствии с Нерчинским договором, заключенным с Китаем. Но фактически процесс присоединения завершился только в 1727 году, когда была проведена русско-монгольская граница. Еще ранее указом Петра I для компактного проживания бурят были выделены коренные кочевья
- территории по рекам Керулен, Онон, Селенга. Установление государственной границы привело к обособлению бурятских племен от остального монгольского мира и началу их формирования в единый народ. В 1741 году русское правительство поставило для бурят верховного ламу.
В целом тезис о добровольном присоединении Бурятии к России не может быть принят. Вместе с тем именно после прихода русских возникают соответствующие условия для завершения процесса консолидации различных родоплеменных групп в единую народность. Этот процесс завершается где-то в первой половине XIX в.
Совсем недавно, буквально в прошлом году, появлялась и еще одна версии я происхождения бурят. Группа российских ученых, в состав которой входит кандидат биологических наук Ирина Дамбуева из Института общей и экспериментальной биологии Бурятского научного центра, работает над проектом по составлению детальной карты происхождения человека. В ходе проекта идет изучение генофонда бурят с широким применением методов исследований, основанных на анализе изменчивости ДНК. Типы ДНК хорошо соотносятся с этническим и географическим происхождением изучаемых народов. И к тому же сравнительный анализ ДНК наиболее показателен. Если язык, предметы материальной и духовной культуры могут претерпевать существенные изменения в течение жизни одного поколения, то изменения в генотипе человеческих популяций происходят на протяжении тысячелетий. По словам биолога, очевидно, люди пришли на эту территорию более 60 тысяч лет назад, постепенно расселяясь из Африки. А около 30 — 40 тысяч лет назад здесь жил довольно крупный народ, одна часть которого ушла на Восток, осев на Корейском полуострове, а другая часть заселила Американский континент. Эта версия подтверждается данными генетического анализа — ближе всего к индейцам стоят тувинцы, а затем буряты. Но наиболее близкие генетические расстояния обнаружены между бурятами и корейцами.
Интересны также результаты проведенного Н.К.Антоновым анализа ряда социальных терминов. "Создается впечатление, - пишет он, - что в обществе древних якутов с родовым строем богатую, господствующую, прослойку населения составляли тюркоязычные племена, а бедная, трудящаяся, подчиненная сторона была преимущественно монголоязычной. Эта бедная трудящаяся часть населения внесла в якутский язык монгольские слова о бедных слоях населения, второстепенных женах, наложницах, челяди, о детях, за которыми она ухаживала"
В глубь уходящие корни
В.Ф. Иванова о родословных жителей села Хасурта Хоринского района. Село Ташелан (в Заиграевском районе) расположено при впадении горной речки Ташеланки в Ильку. Считается в нем 16 дворов и до 90 душ жителей, и все они из крещеных бурят, т.е. ясашные инородцы. Но странное дело! Из числа их есть четыре двора, 12 душ обоего пола, придерживающихся раскола. Ясашные ташеланцы брали себе жен из Куйтуна, Надеиной и Новой Бряни…
— сообщают Иркутские епархиальные ведомости
от 1871 года.
Крещеные буряты составляли старообрядческое население также сел Унэгэтэй и Курба в Заиграевском районе, а в Хоринском — села Хасурта. Большинство ясачных инородцев исповедывало старообрядчество и называлось семейскими. Те же потомки оседлых бурят, которые исповедывали православие, назывались карымами
.
В.Ф. Иванов приводит предание хасуртян: А здесь уже жили карымы да братские крещеные люди. У них свадьбы игрались смешанные: русские брали буряток, буряты русских баб в жены, оттого и карымы образовались
. Крещеных приводили к оседлости
по реке Курбе, в урочищах Хасуртай, Унэгэтэй. Переход хори-бурят в православие принял настолько массовый характер, что в Хоринской Степной думе было создано особое родовое управление — Курбинское отдельное общество. В 1844 — 1845 годах РПЦ попыталась привести хасуртян в свое лоно, но община проигнорировала никонианцев
. Старообрядцы-инородцы и старообрядцы-крестьяне входили в один религиозный толк беглопоповцев-часовенных. Они вместе молились, женились между собой, имели общее кладбище. Инородцы строили добротные дома, амбары, завозни и стайки. Женщины носили яркие семейские наряды, а мужчины — длинные рубахи-косоворотки.
По старообрядческим канонам обязательным было ношение бороды. Межбрачные союзы жителей Хасурты производились со старообрядцами из селений Мухор-Тала, Унэгэтэй, Новая Брянь, Нижние Тальцы, Ташелан, Новая Курба. Православные карымы привозили себе невест из сел с православным населением: Кульска, Карбаиновки, Санномыска, Верхних Тальцов, Старой Курбы, Унэгэтэя. Постепенно хори-буряты полностью обрусели как внутренне, так и внешне.
Не употребляли в пищу конское мясо, не допускали внебрачных связей, но сохранили приемы ведения хозяйства, одежду (курмушка, халат, доха, унты), использовали множество бурятских слов и диалектов, особенно в названии животных (куцан, иман, ерьгень, ланчак, ярка). Деление населения Хасурты на ясашных
и хрисьян
сохранялось до первых лет советской власти. В 1924 году был избран единый сельский совет и через двести лет совместной жизни произошло окончательное объединение жителей Хасурты, подводит итог В.Ф. Иванов.
Во взаимном обхождении буряты учтивы: здороваясь, подают друг другу правую руку, а левой захватывают ее повыше кисти. Подобно калмыкам, они не целуют своих возлюбленных, но обнюхивают их.
У бурят существовал древний обычай почитания белого цвета, который в их представлении, олицетворял чистое, священное, благородное. Посадить человека на белый войлок, значило пожелать ему благополучия. Лица знатного происхождения считали себя белокостными, а бедняков—чернокостными. В знак принадлежности к белой кости богачи устанавливали юрты из белого войлока.
И о грустном, буряты – одна из самых многочисленных народностей, населяющих территорию Сибири. На сегодняшний день их численность в России составляет больше 250 тысяч. Однако в 2002 году решением ЮНЕСКО бурятский язык был занесен в Красную книгу
как вымирающий – печальный итог эпохи глобализации.
Традиционно считается, что головной убор восточных бурят составлен так: верхняя часть головного убора обозначает небосвод, красные кисточки - лучи солнца, нижняя часть - землю.
Для нас головные украшения, наряду с головным убором и верхней одеждой, ассоциируются с понятием верх/Солнце/Небо/мужское
и низ/Земля/женское
. Ниспадающие на грудь с головного убора височные украшения и серьги символизируют звезды, солнце, луну, дождь, снег и другие знаки, которые объединяют Небо/верх и Землю/низ.
Наплечные украшения могут выступать также в значении солнца и его лучей. Кроме того, возможно, что эти украшения, выполненные в форме юрты, символизируют этот мир, а расходящиеся на четыре стороны бусы — стороны света.
Женские украшения обычно выполнены в виде круга, треугольника, квадрата или в аркообразной форме. По традиционным представлениям формы женских украшений соответствовали знакам плодотворения. Так, в традиционном мировоззрении монгольских народов круг символизировал Небо/мужское начало, а квадрат - Землю / женское начало. Существует монгольская поговорка Отец - круглое Небо, Мать - квадратная Земля
. Наиболее распространенными украшениями были: кольца (бэhэлиг), перстни (бультуру), которые носили почти на всех пальцах, иногда в несколько рядов, за исключением среднего пальца.
Носить кольца на среднем пальце считалось нежелательным, особенно если у девушки был старший брат (вероятно, это сохранившийся запрет на инцест).
На обеих руках у женщины были серебряные браслеты. Браслеты и серьги носили постоянно, не снимая.
Девичьи украшения были довольно скромными: серебряные, медные или оловянные сережки в форме кольца (гариха) диаметром 8-12 см, колечки из того же металла, которью носили на указательном и безымянном пальцах (от двух до четырех) иногда перстень со вставкой из коралла. Браслеты носили серебряные, а также с коралловыми вставками, хотя богатые использовали бирюзу и лазурит. Коралл по стоимости был дешевле, чем бирюза или малахит, еще дешевле стоил янтарь красного или желтого цвета.
Обычно украшения располагались в три ряда напротив женских детородных органов. В бурятской традиции существовал знак, указывающий на высокое социальное положение благополучной женщины. 45-50-летняя женщина, имеющая крепкую, многочисленную семью, здоровье, материальный достаток проходила обряд, во время которого ей распускали волосы и заплетали их в три ряда.
Изменения претерпевают костюмный комплекс, прическа и украшения женщины в связи с переходом ее в статус старухи.
Отныне она носит цельнокроенную одежду девочки, подпоясанную кушаком, волосы на голове при этом сбриваются наголо, из всех украшений остаются только 1-2 колечка и четки.
Благодаря Оляля открыла еще один источник информации, мне он показался очень интересным, вот некоторые дополнения по костюму
(от admin - перенесла в статью).
bobcat, спасибо, переношу в статью!
Интересно очень, удивительно как у всех народов любили украшения... а мы их сейчас так мало носим! :-)
Приятно внести полезное в общее дело))