Куклы в народных костюмах 12 - разбор журнала
Разбор 12-го номера журнала Куклы в народных костюмах от bobcat.
Статья о 12 номере (и фото куклы) здесь, статья о коллекции здесь.
Славься Отечество наше свободное…
Не знаю, как мои читатели, а я учила гимн Михалкова в брежневской редакции, когда увидела сканы номера, а потом и взяла его в руки (у меня узбечка тоже не стоит), вспомнились пионерские костры, когда единственным отличием москвички от узбечки было количество косичек, для юных процитирую:
Пляшет девочка-узбечка,
На руке блестит колечко.
У узбечки нет привычки
Две косички заплетать:
У москвички - две косички,
У узбечки - двадцать пять.
В Стране Советской всех ребят
Октябрь сдружил навеки,
Он у костра собрал отряд,
Он много лет тому назад
Зажёг костёр в Артеке.
(А. Барто)
Такая счастливая пора, аж слезы умиления навернулись, до чего же все чудесно описано, проблема только в том, что правды тут не много, да и найти ее не так просто. Вот посмотрела на Насекомых, девочки обсуждают вопрос, а не таджичка ли наша узбечка, думаю, что все же узбечка, а вот номер написан преимущественно о таджиках. Опять как-то неловко за РАН, неужели кроме того, что восток – дело тонкое, о наших бывших советских республиках за все годы наблюдения ничего выяснить не удалось?!
Первый же абзац привел меня в ступор: На территории современно Узбекистана родились
, и что? А еще Керенский учился, Маргарита Терехова тоже, актер Виктор Вержбицкий – уроженец Ташкента, почему их нет в это списке? Ибн Сина (Авицена), Аль-Хорезми, Беруни, Аль-Бухари, т.е. 4 из 6 упомянутых, были таджиками, труды их остались на фарси и арабском.
Самарканд и Бухара тоже отдельная песня, эти города были традиционно с преимущественно таджикским населением, решая после гражданской войны национальный вопрос, т. Сталин традиционно проявил себя жестоким человеком и гениальным политиком. Все культурные центры таджиков оказались в Узбекской ССР, а перевод всех среднеазиатских народов сначала на латиницу, а потом через краткий промежуток времени на кириллицу отсек их от культурного наследия своего народа и создал прекрасную почву для эффективного управления, на которую наложился интернационализм. Здесь стоит напомнить, что окончательно этот регион удалось замирить лишь к концу 20-х и последней цитаделью басмачества был именно Таджикистан, так что оставлять им древние столицы не было никакого резона. Для простоты жизни ВСЕ представители неслявянского населения были названы по названию республики, так все таджики Самраканда и Бухары стали узбеками по паспарту, а все узбеки Ленинабада и области, многие до сих пор не говорят по-таджикски, стали таджиками. После 1991 думать на эту тему вообще не хотелось, надо было отыскать свои великие корни и выделиться на фоне соседа.
Итак немного древности: Маверанна́хр (заречье)область в Центральной Азии. Название появилось во время арабского завоевания VII—VIII веков и означало первоначально области по правому берегу Амударьи. Позднее этим термином стали обозначать регион между Амударьёй и Сырдарьёй. Заречьем
правобережье Амударьи назвали жители левобережья, т.е. Хорасана, так как соседствовали с Согдом и имели с согдийцами весьма тесные родственные, культурные, экономические, духовные и иные связи. На территории Мавераннахра расположена большая часть Узбекистана, запад Таджикистана и Кыргызстана, восток Туркменистана и южные регионы Казахстана. Древнейшие и наиболее крупные города — Самарканд, Бухара, Худжанд, Хива, Туркестан и др.
Узбе́ки — тюркоязычный народ, самая многочисленная нация в Средней Азии. Процесс формирования современного узбекского народа протекал не только на степных пространствах севера Средней Азии и Казахстана, но также в земледельческих областях Ферганы, Зеравшанской, Кашка-Дарьинской и Сурхан-Дарьинской долин, а также Хорезмского и Ташкентского оазисов. В результате длительного процесса этнического сближения и культурно-хозяйственных взаимосвязей населения степей и земледельческих оазисов здесь и сформировалась современная узбекская народность, впитавшая элементы этих двух мировПосле вторжения монголов в Среднюю Азию в 1219 году, этногенез населения Средней Азии подвергся изменению.
По последним генетическим генеалогическим тестированием из Оксфордского университета, исследование показало, что генетическая примесь узбеков имеет промежуточное положение между иранскими и монгольскими народами.
Ещё в 1870-х годах отмечали, что узбеки, какой бы род жизни они не вели, все считают себя одним народом, но подразделяются на множество родов
. Наиболее близким узбекам народом были таджики. Е.К. Мейендорф побывавший в Бухаре в 1820 году писал, что отличаясь друг от друга во многих отношениях, таджики и узбеки имеют много общего…
.
Общность культур современных узбеков и таджиков объясняется историей формирования этих народов. В их основе лежит одна и та же древняя культура населения земледельческих оазисов. Те группы носителей этой культуры, которые удержали в быту иранские языки, явились предками таджиков, а те группы, которые усвоили языки оседавших на территории оазисов кочевников-тюрок, стали предками узбеков, читаем мы в Википедии, НО, различия довольно серьезные, во-первых, при всей схожести быта оседлого населения оазисов (кстати, про оазисы я бы говорила только применительно к Узбекистану, большая часть Таджикистана весьма многоводна, не говоря уже горных областях Памира).
Происхождение их различно, таджики – скорее потомки, уцелевших ираноязычных народов Древней Персии и царств Александра Македонского, их этногенез завершился к 10 веку, в то время как у остальных тюркоязычных народов он был в самом разгаре. Так случилось, что после монгольских завоеваний привилегированное положения заняли именно тюрки, в нашем случае – узбеки, а от культура долгое время была выше именно у покоренного населения, в нашем случае таджиков. Плюс многовековая политика тюркоизации, ассимиляция, смешанные браки. Как бы то ни было монголоидные черты тюркоязычных народов весьма выражены.
На фото - министр двора бухарского эмира, фотограф Проскудин-Горский 1890-е гг (!!!)
Формирование языка любого народа непосредственно связано с историей происхождения и формирования носителей данного языка. Поэтому исследование узбекского языка немыслимо без совместных усилий историков, этнографов, языковедов, археологов и представителей других смежных наук. В начале VIII в. Средняя Азия завоевывается арабами. Во времена арабского господства согды жили в Бухаре, Самарканде, Карши, Шахрисабзе, карлуки же — в Ферганском оазисе. Другие тюркские племена, например тюргеши, были кочевниками, занимали обширную” территорию Средней Азии и нынешнего Казахстана” Историк Табари указывает, что вожди согдов были тюрками. В целом тюркско-монгольские племена, кочевавшие во второй половине XIV в. в восточной части Дешт-и-Кыпчак, назывались узбеками, а их территория—краем узбеков. После завоевания ими в первой половине XV в. Мавераннахра местное население также стало называться узбеками. Как имя собственное антропоним “узбек” встречается в трудах Нисавий Джувайни и Рашидад-дина (XIII в.).
Рашидад-дин пишет, что королевич Узбек был сыном Мингкудара, внуком Букала—седьмого сына Джучи (страшего из сыновей Чингисхана). Следует заметить, что Узбек-хан был ханом Золотой Орды и кочевые узбеки не были его подданными. Были также и другие личности по имени Узбек, которые жили до Узбек-хана. В частности, это имя носил один из азербайджанских атабеков из династии Ильдезндов (1210—1225 гг.) и один из эмиров хорезмского шаха Мухаммеда (1200—1220 гг.). В основу формирования узбекского народа легли многие древние этнические группы Средней Азии: саки, массагеты, кангуйцы, согдийцы, хорезмийцы и присоединившиеся к ним впоследствии тюркские роды и племена. Процесс сложения узбекского народа начался в XI в. и к XIV в. был в основном завершен.
Приблизительно с этого времени за ним закрепился этноним узбек
.К этому времени, к XIV в., относится и формирование узбекского языка.
Диалектный состав современного языка указывает на сложный исторический путь, который проделал узбекский язык, сформировавшийся на базе самаркандско-бухарской, ташкентской, ферганской и хорезмской групп говоров, отражающих в себе карлукско-уйгурские, огузские и кыпчакские языковые особенности.
На фото сам Бухарскийй эмир, фотограф Проскудин-Горский.
А теперь пройдемся по журналу, пройдем мимо уже отмечавшегося факта, что традиционные персоговорящие или таджикские города здесь фиксируются как сугубо таджикские, в части что здесь носили?
речь идет не сколько об узбеках, сколько вообще о костюме оседлого населения Средней Азии.
Обратите внимание на манекен на 13 с., манекен, конечно европейский, но костюм и украшения узбекские, а еще подведена, так называемая греческая бровь (брови сурьмой соединены в единую линию), ее можно встретить на персидских миниатюрах и в современных горных селениях.
Неподдельный восторг
вызвала с.16 Рамазан-байрам после Уразы (поста), пост может называться Ураза, хотя чаще рамадан/рамазан, но вот праздник всегда Ураза-байрам – Праздник разговения, длится 4 дня.
Культура места
, откуда-то вдруг появился аул, хотя это название горного селения на Кавказе. Дальше идет описание бытовой культуры, я плакала, хочу обратить внимание на пресловутое обилие украшений. Обиходно известна простота мусульманского развода, достаточно вывести женщину на перекресток трех дорого, трижды сказать ей: свободна
и она свободно могла идти куда угодно, с тем, что было на ней.
На самом деле все гораздо сложнее, мусльманское право, что бы мы о нем со стороны не думали, в своем классическом виде чрезвычайно заботится о женщине и детях, правдой де является то, что приданое и выплаченный калым (выкуп) являются собственностью женщины и в случае развода, она забирает это имущество полностью.
В серебре и золоте как-то логичнее, чем в перегоревших утюгах и кофеварках;))
Фотография Проскудина-Горского.
Позабавило определение Янги – родственницы или близкой подруги. Янга, не знаю, так ли это звучит по-узбекски, но у таджиков – это невестка, т.е. а данном случае старшая невестка встречает новую или младшую, на плечи которой теперь ляжет львиная доля работы по дому, пока не появится новая Янга. Женщина, по большому счету, теряет для всех членов семьи мужа собственное имя, к ней так и обращаются: Невестка (янга)
.
Бешик-туй, тоже описан странно, вернее не того краю. Рожать ребенка женщина уходит к матери, где остается в течении 40 дней, в это время ни ее, ни ребенка не видят посторонние, даже отец малыша приходит только навещать. Потом же ребенка словно выкупает семья мужа, и женщина возвращается с ребенком в дом мужа, считается окончательно восстановившейся после родов. На нее ложится в полном объеме домашнее хозяйство. По поводу плова, все так, дело мужское, НО, если большое скопление народа (100-200), а ежедневная готовка на 10-15 человек –дело женское))
На фото как раз молодая невестка (на голове гипюровое покрывало), к тексту журнала надо лишь добавить, что низко кланялась она всей родне мужа первые 40 дней своего замужества, а потом снимала с себя эту гипюровую красоту и шла отдыхать к казану. Такой вот медовый месяц))
Так что у исторических костюмов, представленных выше, смело меняем подписи у бухарского и самракандского костюма с народного узбекского на народный таджикский, в дальнейшем же в атрибуции костюма ориентируемся на разрез глаз, европеоидный - таджичка, монголоидный разрез глаз и характерный каплевидный рисунок на плятье - узбечка.
Удачи))
bobcat, что бы мы без вас делали?.. Начитались бы журнала и мнили себя знающими-понимающими, а тут...
СПАСИБО, узнала массу нового для себя, ещё не раз перечитаю!
За подборку фото отдельное спасибо - до чего красиво!
Про фотографии хочу отдельно сказать, Проскудин-Горский был русским фотографом конца 19 века, он изобрел свой вариант цветной фотографии, последовательным наложением цветных фильтров, так получились эти ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЕ ЦВЕТНЫЕ фотографии, которые я здесь выложила, даты экспедиций разнятся, не то 90-е гг 19 в., не то январь 1907
Вот это и фантастика - видно, что фото старинные, очень старинные, и при этом ЦВЕТНЫЕ! Были же такие профессионалы-изобретатели, низкий им поклон.