- польские куклы
- Куклы в народных костюмах
- история
- фарфоровые куклы
- ДеАгостини
- партворк
- зарубежные игрушки
- коллекционные куклы
- разбор журнала
Польские куклы в народных костюмах 24 (скан, перевод)
№24 Куклы в народных польских костюмах - Вармиянка
№ 24 Вармиянка (девушка с Вармии, сейчас это Варминско-Мазурское воеводство).
№ 24 Вармиянка (девушка с Вармии, сейчас это Варминско-Мазурское воеводство). Обложка журнала.
Польские куклы в народных костюмах №23 (скан, перевод). Polskie Stroje (Польские Костюмы).
Перевод - от Натальи - Natalya Pale. Также - дополнительная информация о местах, которые упоминаются в журнале, с фотографиями.
Описание смотрите в статье о 21-30 номерах серии.
Вармианка представляет Вармийско - Мазурское воеводство, главный город Вармии - Ольштын.
Путеводитель по серии Polskie Stroje здесь.
В галерее - все страницы журнала полностью.
День поминовения усопших, паломничество в святые места
Крест памяти военнопленных в Сточеке.В Вармии множество святых мест, к которым на протяжении веков идут паломники. Основные места – это Свента Липка, Гетшвалд (церковь св. Марии), Глотово (Калвария Варминская) и Сточек, последнее из этих мест связано с архиепископом Стефаном Вышинским.
Присутствие в Вармии множества епископов привело к тому, что здесь сохранилось и католичество и протестантство, кроме того с 1512 года каноником во Фромборке и Ольштыне был ученый и астроном Николай Коперник, который после смерти дяди приступил к духовным обязанностям. Регион Вармии процветал экономически и культурно до первого раздела, когда в 1772 году попал под власть Пруссии. Тогда началась сильнейшая германизация Вармии. Только в 1945 году эта земля вновь была присоединена к Польше и сюда потянулись поселенцы (в основном из Мазовии).
Привычки и праздники
Для жителей Вармии особое значение имели праздники, которые позволяли общаться с душами умерших предков. Это особые дни, когда души приходили в дом, чтобы испытать тепло близких – Сочельник, ночь перед Пасхой и День поминовения усопших.
В такой день на столе оставляли еду, которую затем относили на могилу, а вокруг печи насыпали песок, на случай, если появится призрак.
Вся еда в тот день была темного цвета, например, кровяная колбаса, ржаной хлеб, гречневая крупа и т.д. В церкви в этот день молились, упоминая умерших, чтобы сошла Божья благодать. Ранее нужно было позаботиться и о могилах, украсить их цветами, ветвями, лесными ягодами и свечами. В этот день в бутылки насыпали гречневую мук у.т. к. Нельзя было обливать водой приходящие
души.
Смерть приходит
Согласно гаданиям этого региона, были особые знаки, предвещающие смерть: громкое уханье совы во дворе, звуки копаемой земли, падение картин или зеркал со стены, шорох мышей под полом и т.д. Человек, который чувствовал приближение смерти должен был исповедаться и причаститься, собраться в последний путь, составить завещание, благословить близких, передать указания относительно его похорон. Тело умершего клали в гроб, который изнутри покрывали соломой и листьями. Традиционно гроб окрашивали в синий цвет, который символизировал небеса ожидающие мертвого (его душу). Голову покойника клали на подушку, зеркала в доме закрывали тканью, останавливали часы и оставались на ночное бдение. Если умерший имел скотину или другую живность, то о печальном событии необходимо было уведомить и их, в том числе пчел в ульях. Когда дом выносили из дома, то ставили его у двер и.т. к. Надо было стукнуть по ней 3 раза.
Выслушать и простить
Верующее население Польши всегда выбирало Вармию для паломничества. Они принимали участие в мессах, молились, зажигали свечи, верили, что это поможет им избежать заболеваний, войн, голода. Наибольшую известность приобрел иезуитский монастырь Свента Липка, расположенный на границе Вармии и Мазур. Постройка храма началась во времена формирования Тевтонского ордена, в 1618 - 1624 годах по инициативе короля Сигизмунда III Вазы.
Церковь св Марии.
Отдельного внимания в монастыре заслуживает большая ниша со статуей Богоматери. По легенде Богородица являлась около 2-х месяцев на липе и разговаривала с девушками на польском языке, давала им советы, говорила, что в этих землях надо поставить церковь, здесь не будут преследовать верующих, что надо читать розарий (в данном случае молитву, которую читают, перебирая четки). Последним откровение было благословление родника, вода из которого по-прежнему должна исцелять больных. На этом месте сейчас возведена часовня с изображением Мадонны.
В Гетшвалд так же начали стекаться толпы паломников после снисхождения, 8 сентября 1877 года здесь собралось более 50 верующих со всех уголков страны.
В Глотово существует такая легенда – в 1290 году во время набега, священник из села Глотово зарыл в поле церковное серебро и золото. Литовское войско уничтожило церковь и всех жителей, никто не знал о захоронении, лишь несколько лет спустя фермер, который пахал поле, нашел его. Был вечер, волы шли уставшие и вдруг встали, фермер решил их подогнать, но волы не слушались, тут он увидел, что плуг уперся во что-то твердое, а из земли идет свечение, и тени расположены так, словно сейчас полдень. Фермер стал копать, свечение становилось сильнее, тогда он нашел маленькую грязную коробку с золотом. Новость распространилась и все люди бросились к месту, где произошло чудо, а власти построили Базилику Святого Спасителя и Всех Святых в Добре Място.
Среди кукурузы и льна
Традиционные фермы варминско - мазурского воеводства можно увидеть в музее в Ольштыне. Здесь можно увидеть не только дома, но и предметы домашнего обихода и труда.
Местность эта богата реками, озерами и густыми лесами, поэтому деревни располагали вдоль естественных водоемов. На возвышенности или в центре поселения строили церковь ли часовню. Н главной площади были те здания, которыми пользовались все жители деревни (кузница, пожарная станция, школа). Дома строили из дерева или камня и солом (крыши). Характерными были аркады, отделка крыш в виде полумесяцев или рожек. Ближе всего к дому находилась конюшн я.т. к. Лошадь здесь считалась самым важным животным и заботились о ней по-особому. За домом высаживали цветы или травы (специи и лекарственные растения).
Среди икон
Одна из часовен Калварии.Дома были высокими, пол уплотняли глиной, в богатых хозяйствах стелили сосновые доски. Наибольшее место занимала печ ь.т. к. Она служила для обогрева всего дома. Однако была черная кухня для приготовления пищи, сушки льна и копчения продуктов, и через стену белая – где печь была облицована пластинами.
Самая большая комната служила гостиной, спальней, столовой для стариков и детей, так же были отсек для хранения продуктов питания и подвал. Стены белили известью, на них висели картины с изображением Девы Марии и святых. Из мебели были комод, длинные скамьи и табуреты, кровати, шкаф.
Домашние дела
В Вармии была некая иерархия жителей, крестьяне, мельники и кузнецы были на нижней ступени, потом шли ремесленники, судебные служащие, и самые авторитетные – священники, епископы, учителя и т.д. В Вармии очень длинные зимы и короткое лето, поэтому здесь занимались выращиванием льна, конопли, кукурузы и овцеводством. В деревнях работали гончары плотники.
С середины 19 века наиболее популярным стало выращивание конопли и производство тканей. Хозяин должен был обеспечивать семье достойное существование, старшие сыновья следили за инструментом, работали в качестве лесорубов, помогали обрабатывать поля. Хозяйка следила за скотиной и птицей, работала в огороде, обрабатывала лен, делала молочные продукты и заготовки на зиму, смотрела за детьми и заботилась обо всем доме.
Доход женщины получали от продажи яиц, молока, масла, сливок и т.д. Младших детей воспитывали строго, приучали к труду, они занимались выпасом скота, помогали родителям. Когда работы было немного, они ходили в школу. Старики плели корзины и сети, делали деревянную посуду и игрушки для детей.
Каждое хозяйство было полностью самодостаточно.
Особое в Вармии
До 19 века пищу готовили в черных кухнях, но потом их запретили из-за частых пожаров.
Запасы хранили в коридоре, на чердаке и в подвале. Пищу принимали в одно и то же время, по праздникам стол покрывали белой скатертью. Первым ел хозяин, потом наполняла тарелку жена, бабушки, дедушки и дети. Первый завтрак был рано утром, ели шкварки, картофель и сырую капусту. Потом был предполдник в 10 часов, состоящий из хлеба с маслом или салом, молока, ячменя. На обед хозяйка готовила на пару морковь, капусту репу, делала ржаной хлеб, лапшу, готовила грибной суп с клецками, варила горох, делала говядину и свинину (зимой) или баранину с лапшой и картофелем (летом). Пили молоко или травяной чай. В дни поста мясо заменяли рыбой из местных водоемов. В 16 часов пили чай с дрожжевой выпечкой.
Самым сытным был ужин из густого супа с беконом и колбасой.
Вместе за прялкой
После завершения сбора урожая и сева озимых зерновых культур было время для прядения льна и конопли, которые хорошо переносили местный климат. Лен сеяли на Елену (21 мая) или не позднее 13 июня. Производство льняной пряжи было основным источником дохода многих хозяйств, за счет этого семьи могли платить налоги.
В 19 веке ткани и льняную нить в больших количествах экспортировали в другие страны, например, в Англию, Нидерланды, Южную Америку. Обработкой льна занимались исключительно женщины, осенне - зимними вечерами они собирались в одном доме и занимались прядением и ткачеством. За работой они рассказывали сказки и легенды, пели песни, а после работы танцевали. Хозяйка дома угощала всех печеным картофелем или выпечкой с молоком.
Ну, журнальчик мрачноватый, чтоб разбавить, откопала еще немного информации об упомянутых святынях, для Польши может перечисления чрез запятую достаточно, а для меня маловато, сразу фотки скидываю.
СПАСИБО!
Всё внесла в статью.
Да, мрачновато, конечно. Но интересно!
Удивительный костюм - очень необычный.:-)
Как можно прочитать сканы на польском языке, и можно ли их скопировать. Раньше была такая возможность.
Так вот же они, картинки в галерее под статьёй.
Просто раньше нажмёшь, и увеличивается. Может, что-то не так делаю.