Куклы в народных костюмах 20 - разбор журнала
Армянский праздничный костюм
Разбор 20-го номера журнала от bobcat - армянский костюм.
Статья о 20 номере (с фото куклы и сканом журнала) здесь.
Очередной юбилейный разбор № 20. Даже не верится)))
В этот раз мне бы хотелось показать как можно больше старинных фотографий, чтобы мы все могли полюбоваться этими прекрасными, гордыми лицами красавиц.
Пожалуй, впервые за все это время, мы столкнулись с такой удивительно красиво и древней культурой. Армения возводит сое происхождение к самым первым временам, относя себя, к так называемым первородным народам. Куколку я пока не видела, но благодаря Νataly, журнал уже прочла и кое-что меня в нем поразило. Во-первых, отсутствие древней истории, во-вторых, истории христианской, а она здесь очень непростая, а в-третьих, болевых точек соседства с Турцией.
Начнем с древности, на территории Республики Армения были обнаружены остатки многочисленных каменных сооружений: дольменов, менгиров, кромлехов и стены циклопических сооружений. Большое количество мегалитических сооружений было обнаружено около горы Арагац, в долинах вокруг современных городов Ошакан, Парби, Агтц и Сисиан, а также около города Шуша (в НКР). Первое государство на территории Армянского нагорья - государство Урарту, возникшее в около 900 г. до н.э. и павшее около 590 г. до н.э. Как показываю клинописные урартские надписи, урарты по языку были кавказцы; их язык ближайшим образом был родственен хурритскому, а из современных чеченскому. Государство Урарту было разрушено мидийцами, и с тех пор на территории Армянского нагорья длительное время политически господствуют иранцы (мидийцы, потом персы), оказавшие в культурном и даже религиозном отношении решающее влияние на древних армян.
Если же следовать легенде, то в происхождении армян - самоназвание гай (или хай) - возводится к чудесному спасению Ноя и его семьи на вершине горы Арарат. Впрочем, подобные или похожие легенды лежат в основе истории многих народов. Книга Бытия называет потомство Ноя по именам и указывает первоначальное расселение этого потомства близ Арарата в Санаарской долине.
Многое из этих сведений подтверждается древними халдейскими, сирийскими и греческими историками.
По библейскому преданию один из правнуков Ноя, внук Иафета, сын Гомера, Форгом еще при жизни разделил свои владения между сыновьями. Гайку досталась Армения, он и стал основателем династии первых армянских царей - Гайкидов, и родоначальником армян. Легенда гласит, что, являясь одновременно одним из главных родоначальников вавилонских, Гайк участвовал в постройке Вавилонской башни по предложению главного халдейского родоначальника Бела (он же Немврод). Но, почувствовав, что Бел стремится к единоличному господству,Гайк вместе с сыновьями вернулся в свои земли. Бел не простил этого Гайку.
Пытаясь избежать открытых столкновений и хитростью подчинить себе Гайка, Бел предложил ему избрать любые, даже самые плодородные земли Вавилона для переселения в пределы своих владений. Гайк категорически отказался.
Тогда Бел объявил войну Гайку.
Это была первая война в истории человечества, документально зафиксированная.
Решающая битва произошла у Ванского озера, где войска Бела были разбиты, а он сам погиб от стрелы Гайка. На месте сражения был построен город Гайк в честь победителя. Так гласит библейское сказание.
Попытка отнести армянский язык к какой-либо языковой группе не привела ни к чему. Он составил отдельную группу индоевропейской языковой семьи. Современный алфавит армян был изобретен Месропом Маштоцем в IV в. Создание его не было простым копированием уже существующих алфавитов. Маштоцем и его учениками, среди которых был и Моисей Хоренский, были проведены обширнейшие научные изыскания.
В Персию, Египет, Грецию, Рим были направлены молодые люди, целью которых было глубокое изучение языка, его звукового ряда и соответствия звука с его буквенным обозначением. Современные армянские исследователи пытаются доказать, что и во времена Урарту у армян был собственная письменность, что ее можно расшифровать, основываясь на алфавите, созданном Мешропом Маштоцем. Но пока это лишь научная гипотеза.
Название Армения
, которое армяне не используют, дано стране южными соседями – арамеями, персами и мидийцами, сами же армяне называют свою страну Хайк
. Первое упоминания собственно Армении встречаются в клинописях персидского царя Дария I (522–486 гг. до Р.Х.). C VI по IV века до Р.Х. эта страна входила в состав державы Ахеменидов.
Персидское владычество прекратилось после того, как Александр Македонский присоединил эти земли к своему государству.
После смерти Александра правитель Восточной Армении провозгласил себя царем. Это самостоятельное Араратское царство было завоевано сто лет спустя сирийским царем Антиохом Великим, но после его поражения от римлян местные правители в 189 году до Р.Х. объявили себя царями. Так возникли три армянских царства: Великая Армения, Малая Армения и Софена.
Про религию.
Согласно древним преданиям, христианство на территорию Армении начало проникать уже в I веке по Р.Х., в частности считается, что после посещения Эдессы сюда с проповедью направился апостол Фаддей. Ему удалось обратить в Христову веру многих местных жителей, в том числе царевну Сандухт, но за исповедание христианства апостол вместе с царевной и другими христианами был казнен в Шаваршаване.
Имеются сведения о существовании армянской христианской общины в II веке. В конце II – начале III веков христиан в Армении преследовали цари Вагарш II (186–196), Хосров I (196–216) и их преемники.
В 301 году святому Григорию Просветителю удалось исцелить, а затем и обратить в христианство армянского царя Трдата. Святой после этого в Кесарии Каппадокийской был рукоположен во епископа, а вернувшись в Армению, начал массовое крещение народа, строительство храмов, открытие школ.
Так Армения стала второй после Эдессы страной, где христианство утвердилось как официальная религия. В IV веке Евсевий Кесарийский пишет об армянах как о ревностных христианах
. Однако еще долгое время
Церкви приходилось преодолевать давление зороастрийцев, которые нередко покушались на жизнь иерархов.
В 354 году состоялся первый Собор Армянской Церкви, который осудил арианство и подтвердил приверженность Православию. С этого момента ее предстоятель носит титул католикос Великой Армении (от греческого katholikos – всеобщий
епископ).
В 366 году Церковь Армении, бывшая до того в канонической зависимости от Кесарийской кафедры, стала автокефальной. В 387 году Великая Армения была разделена, и вскоре ее западная часть стала провинцией Византии, а восточная часть в 428 году оказалась присоединена к Персии, после чего Сасаниды неоднократно здесь пытались навязать зороастризм.
В 406 году Месроп Маштоц создал армянский алфавит, после чего на национальный язык было переведено богослужение, Священное Писание, святоотеческие творения.IV Вселенский Собор состоялся в 451 году в г. Халкидоне без участия армянских епископов, и его решения армянские богословы отказались признавать.
На II Двинском соборе 554 года определения Халкидонского Собора и исповедание православной веры святителя Льва Великого были отвергнуты и осуждены. Довольно долго пердпринимались попытки вернуть армян в лоно православной церкви, но это продолжалось до 12 века, затем попытки возобновились вновь, уже после вхождения части Армении в состав Российской империи.
Наверное, надо пару слов про Халкидон, это был четвертый Вселенский Собор, равно признаваемый и католиками и православными, на котором был принят догмат о богочеловеческой природе Христа (на 100% - Бог и на 100% - человек во всем кроме греха). Часть древних церквей этого догмата не приняла и образовалась, так называемая, дохалкидонская или монофезитская (одна природа) традиции, к ней е относятся христиане Сирии (яковиты) и Египта (копты).
Про костюм.
Женская одежда состояла из длинной рубахи – халав (у восточных армян красной, у западных – белой) с косыми клиньями по бокам, с широкими и прямыми с ластовицами рукавами, с круглым вырезом горловины, с расшитым продольным разрезом на груди, под которую надевали длинные штаны – похан. Обычно они были из красной хлопчатобумажной ткани, присборенные у щиколоток и расшитые золотистыми нитками и тесьмой в той части, которая виднелась из-под рубахи. Поверх восточные армянки надевали длинный архалух, сшитый, в зависимости от достатка, из ситца, сатина или шелка, обычно синего, зеленого или фиолетового цвета, с изящным длинным вырезом на груди, застегивающийся только на талии. Ниже бедер архалух имел боковые разрезы, так что получалось три полы – широкая сзади и две узкие, распашные спереди, поэтому в Арцахе и Сюнике, например, помимо распространенных здесь местных названий хлыг, габа он имел еще одно – ерек пешкани (букв. в три полы
).
По торжественным случаям поверх архалуха армянки надевали платье (минтана) такого же покроя, как архалух, но без боковых разрезов. На талии завязывали длинный шелковый или шерстяной шарф, сложенный в несколько слоев, а позднее (с конца XIX в.) серебряный или позолоченный пояс. Как у архалуха, так и у платья края рукавов (с разрезом от локтя до кисти) были обшиты тонким шнуром.
Рукава застегивались, в Арцахе и Сюнике, например, на серебряные пуговицы в виде шариков, а у запястья вместо пуговиц пришивали тонкие серебряные трубочки, нанизанные на нитку и свисающие в виде треугольников.
В других районах, например в Лори, вместо пуговиц и трубочек в разрез рукава вшивали тонкую серебряную цепочку с мелкими серебряными украшениями в виде листьев и ягод.
Западные армянки поверх нательной одежды носили антари, зпун – сшитое из шелка или хлопка платье с боковыми разрезами ниже бедер. По торжественным случаям, а также в холодное время года поверх него надевали другое платье, но уже без боковых разрезов, причем из-под его рукавов должны были виднеться края расширенных книзу рукавов антари.
Эта верхняя одежда западных армянок имела несколько названий: джуппа, хрха, хатифа, путали; все эти разновидности почти не отличались по покрою, но шились из разных тканей.
Так, будничная джуппа обычно была из темно-синего сукна, праздничная хрха – из бордового или фиолетового бархата, хатифа – из бордового или синего шелка, праздничная одежда путали шилась из цветной шерстяной ткани в полоску.
Н.Х. Авакян, многие годы изучавшая народный костюм армян, выделяет шесть вариантов верхней женской одежды типа джуппы, различавшихся главным образом числом и формой клиньев и распространенных в Высокой Армении, а также среди переселенцев оттуда в Шираке и Джавахке.
Общими для всех вариантов были два четырехугольных расширяющихся кверху клина, вшитых спереди и сзади под рукавами. В ряде районов Западной Армении, например в Васпуракане, Туруберане, основным видом верхней одежды было только платье антари.
У всех костюмов вырез на груди и разрезы в боковых швах украшали богатой вышивкой, расшивали шнурами разной толщины и цвета. Шаровидные пуговицы и петли джуппы делали из тесьмы, плетенной из шелковых ниток красного или коричневого цвета. Вышивали и шалвары, поскольку они были видны в высоких боковых разрезах, начинавшихся (например, у трапезундских армянок) почти от бедер.
Непременной частью костюма западных армянок был расшитый плетеной тесьмой передник (гогноц) с узким вязаным или тканым пояском. На пояске обычно вышивали слова: На доброе здоровье
или На радость
такой-то.
Особенно красивы были передники, входившие в свадебный наряд невесты. Их шили из хлопчатобумажных тканей или из дорогого бархата, сукна, расшитого золотыми нитками или сотканного тонкой ковровой техникой. При таком переднике на груди был расшитый нагрудник, а джуппу заменял короткий бархатный жакетик (куртик, салта) бордового или синего цвета, со сборками по талии, широкой баской и роскошной вышивкой.
В комплекс праздничного женского костюма входило большое покрывало, которое армянка надевала, выходя на улицу. Оно было четырехугольным, ткалось из тонкой белой шерстяной пряжи и украшалось вышивкой; пожилые женщины носили покрывала синего цвета.
Сложным был женский головной убор, особенно у восточных армянок. Замужним женщинам надевали на голову своеобразную башенку
высотой от 8 до 15-18 см, сделанную из нескольких слоев проклеенной мучным клейстером бумажной ткани. Эта башенка
, имевшая различные названия, например палти (Арцах, Сюник), пали, поли (Мегри, Агулис), баспинд (Ереван, Аштарак), прикрывала половину лба, ее переднюю часть украшали расшитой лентой, обычно с геометрическим, реже растительным орнаментом. Под башенку
на лоб повязывали ленточку с серебряными или золотыми монетами, а по обеим сторонам лица через виски укрепляли серебряные шарики (шах), иногда вместе с кораллами, из-под которых слегка виднелись локоны. Башенку
повязывали несколькими (сложенными треугольником) белыми платками из хлопчатобумажной ткани. Одновременно эти платки обхватывали и шею. Нижнюю часть лица, до ноздрей, туго повязывали сначала белым, а затем и цветным, как правило, красным или зеленым, платком, а иногда был и третий. Концы этих платков завязывали или скрепляли на затылке. Сверху голову покрывали еще одним цветным платком и укрепляли его серебряной или золотой цепочкой с крючком.
Этот головной убор носили несколько дней, а на ночь под шею клали мутаку. Снимать его старались тогда, когда в доме не было мужчин; простоволосой нельзя было попадаться и на глаза свекрови.
Западная армянка любила много украшений: на шее – ожерелье, на груди – несколько рядов цепочек с разнообразными, большей частью треугольной формы, подвесками, на руках – браслеты из серебра или нескольких ниток бус, кольца, на ногах – браслеты с подвесками. Иногда, как, например, в районе Армянского Тавра, в нос продевалось серебряное украшение с бирюзой.
Западные армянки любили разные головные ободки (котик, вард) с украшениями, поверх которых набрасывали накидку. Котик был деревянный, довольно высокий, спереди его обшивали бархатом, расшитым жемчугом (сюжетами традиционной вышивки были небесный свод, солнце и звезды). Затем к обшитой части котика пришивали тонкие серебряные пластинки-амулеты.
Украшенная таким образом передняя часть котика называлась махча или кнар. Вард делали из нескольких проклеенных слоев бумажной ткани, обернутых бархатом.
Спереди на нем с помощью искусной вышивки и тончайших кружев был изображен райский сад с цветами и птицами, а по бокам прикрепляли по большой пуговице (котош).
Под вард на лоб под-вешивали налобник с двумя рядами золотых монет и большой монетой в центре, а выше висков – нити жемчуга, оканчивающиеся тонкими круглыми золотыми пластинками.
Налобник и ожерелье из золотых монет жених преподносил невесте в день свадьбы. Вард надевали на красную шапочку фес с висящей сзади длинной кисточкой.
Армянские девушки, в отличие от замужних женщин, носили многочисленные косички (в западных областях – до 40), которые они искусно удлиняли вплетенными в них шерстяными нитками под цвет волос и украшали серебряными шариками и кистями.
Голову девушки покрывали в Восточной Армении платком, а в Западной – войлочной шапочкой гтак в форме фески без кисточки.
И ещё несколько фотографий:
Ещё одна красивая легенда:
Летел юный ветер в горах и увидел прекрасное деревце. Стал играть с ним Ветер, понеслись над горами дивные звуки. Рассердился на то Князь ветров, да и поднял великую бурю. Защищал своё деревце Юный Ветер, но быстро уходили его силы. Пал он в ноги к Князю, попросил не губить красоту. Согласился правитель, но наказал: Коль покинешь ты деревце, ждет его гибель
. Шло время, заскучал Юный Ветер и однажды поднялся в небо. Погибло деревце, лишь осталась веточка, в которой частичка ветра запуталась.
Веточку ту нашел мальчик, вырезал дудочку. Только голос у той дудочки печальный был. С той поры в Армении играют на дудуке и на свадьбах, и на похоронах, и в войну, и в мир.
Так сказывают легенду о Дудуке (арм Դուդուկ), армянском национальном музыкальном инструменте. Некоторые исследователи полагают, что история армянского дудука насчитывает уже более трех тысячелетий. Старое армянское название этого инструмента – циранапох (ծիրանափող), что означает душа абрикосового дерева
. Это название встречается в летописях времен правления армянского царя Тиграна II Великого (95—55 гг. до н. э.).
Упоминания о циранапохе и его изображения встречаются во многих средневековых источниках.
В 2005 году звучание армянского дудука было признано шедевром всемирного нематериального наследия ЮНЕСКО.
Вместо картинки, - ссылка на сайт Дживан Гаспаряна: jivangasparian.ru.
Девочки, перед переделкой кукол, ПРОШУ, послушайте хоть один трек!!!
bobcat, спасибо вам за просветительскую работу - удивительно богатая история армянская! По журналу ДеАгостини об этом трудно догадаться.
За подборку фото - отдельное спасибо! Лица-то каковы!!
спасибо, очень интересно!
всем спасибо, Admin, пожалуйста, добавьте к статье, совсем абыла, о еще одной краствой легенде:
Летел юный ветер в горах и увидел прекрасное деревце. Стал играть с ним Ветер, понеслись над горами дивные звуки. Рассердился на то Князь ветров, да и поднял великую бурю. Защищал своё деревце Юный Ветер, но быстро уходили его силы. Пал он в ноги к Князю, попросил не губить красоту. Согласился правитель, но наказал: «Коль покинешь ты деревце, ждет его гибель». Шло время, заскучал Юный Ветер и однажды поднялся в небо. Погибло деревце, лишь осталась веточка, в которой частичка ветра запуталась.
Веточку ту нашел мальчик, вырезал дудочку. Только голос у той дудочки печальный был. С той поры в Армении играют на дудуке и на свадьбах, и на похоронах, и в войну, и в мир.
Так сказывают легенду о Дудуке (арм Դուդուկ), армянском национальном музыкальном инструменте. Некоторые исследователи полагают, что история армянского дудука насчитывает уже более трех тысячелетий. Старое армянское название этого инструмента – циранапох (ծիրանափող), что означает «душа абрикосового дерева». Это название встречается в летописях времен правления армянского царя Тиграна II Великого (95—55 гг. до н. э.).
Упоминания о циранапохе и его изображения встречаются во многих средневековых источниках.
В 2005 году звучание армянского дудука было признано шедевром всемирного нематериального наследия ЮНЕСКО.
вместо картинки, ссылка на сайт Дживан Гаспаряна: jivangasparian.ru/
Девочки, перед переделкой кукол, ПРОШУ, послушайте хоть один трек!!!
bobcat, в статью сейчас добавлю!
Гаспаряна я ОЧЕНЬ люблю, слушаем регулярно. Кто ни разу не слышал - послушайте обязательно!!
армянки западные, территория современной Турции, в поседневной одежде, фото Проскудин-Горский
Как картина!