Куклы в народных костюмах 21 - разбор номера
Праздничный костюм Калужской губернии
Статья о 21 номере здесь, в этой статье - разбор номера от bobcat.
Разбор полетов № 21.
Признаться, я думала, что обзор по Калуге будет совсем обычным, как всегда, история родного края. Но потом, мне стало как-то опять за державу обидно, стала думать, почему поляки могут сделать достоверный костюм, а у нас всегда надо найти 101 отличие и потом долго его исправлять подручными средствами. Скажу даже больше, что хотела сделать калужанку последней в своей коллекции. Но тут меня ожидало открытие, спешу поделиться.
Дело в том, что и на нашем сайте и у наших соседок было огромное количество этнографической информации, но не там ни тут не было похожего костюма, это огорчало, Праздничный костюм калужанки
абстрактный костюм по мотивам калужского, названный костюм-образ
поневный вариант, но если носили, то с подтыком
подбужный вариант, волосы приоткрыты, но лент нет и закрыт затылок
в начале журнала была маленькая вставочка про какую-то гамаюнщину, а дальше все как всегда, слово зацепило, а потом и среди костюмов, выложенных в Сети, в частности в группе В контакте, посвященной народным костюмам нашлось то, что нужно. Итак перед нами гамаюнка-молодуха, в промежутке между девичником полноценной замужней жизнью, но не невеста. Поскольку костюм поневный, то относится наш экземпляр к 18 веку, во как))
Откуда взялось название гамаюнщина?
Этот вопрос интересовал исследователей еще с середины XIX в. Здесь, благодаря историческим условиям, сложился особый уклад жизни, свой говор, свой костюм, отличающийся от соседних местностей. В большинстве случаев население само отмечало и выделяло такую группу, давая ей особое прозвище. Иногда народная память просто-напросто сохраняла старые юридические термины. Источником названий служили народные предания, фамилии географического происхождения и географические имена селений
. Г.Н.Потанин (тогда студент Петербургского университета), проведший лето 1861 г. под Калугой, а за ним калужский краевед М.Е.Шереметева (в 1920-е годы научный сотрудник Калужского государственного музея) сделали в своих работах о Гамаюнщине предположение, что название местности, по утверждению окрестных жителей, не принадлежащих вотчине, происходит от бранного слова гамаюн
и что Гамаюнские крестьяне прозваны так за свою неуживчивость и шумливость
.Исследователи искали истоки названия местности в понятии гомоюнить
(тульское) — громко говорить, шуметь, кричать, браниться, буянить. От слова гомон
— шум, гом, крик.Только от одного гамаюнского крестьянина в 1861 году Григорий Потанин услышал, что она (Гамаюнщина) так называется по имени какого-то Гомоса, управлявшего вотчиной в старые годы
.М.Е.Шереметева также пишет, что Гамаюнщина могла быть названа, согласно местному преданию, от прозвища (Гамаюн, Гам) одного из владельцев вотчины, жившего не позднее второй половины XVIII в.
.
Только в словаре русского языка XI—XVII вв. мы найдем еще одно значение этого слова. Слово гамаюн
входило в состав титулования, т.е. обращения к кому-либо сообразно титулу. Из Посольства Звенигородского 1569 г. взята цитата обращения к царю: Во царех светлообразнейшему и избранному Гамаюну
.
Владельцем этой территории с конца XVII века являлся ближайший сподвижник Петра I — князь Федор Юрьевич Ромодановский (1640—1717 гг.). В 1691 г. в селе Ромоданово для него была построена церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
Справа - портрет князя-кесаря Ромодановского.
Все села и деревни, принадлежавшие князю, входили в Ромодановскую волость. Отправляясь в 1697 г. в заграничное путешествие, Петр вверил Ромодановскому управление государством присвоив ему титул князя-кесаря и Его Величества. Петр в письмах к нему обращался как к царю: Min Her Kenig! Письмо Ваше государственное...
и в конце письма подпись: Вашего Величества нижайший подданный Piter
.
«В 1739 г. за 33 тыс. руб. у гр. Михаила Гавриловича Головкина Демидов купил Ромодановс-кую волость под Калугой с центром в с. Ромоданово. В 1740 г. «дворянин Никита Демидов требовал о построении ему в Калужском уезде в собственной его купленной вотчине в Ромодановской волости на речке Выровке молотовых железных заводов для переделки чугуна в железо». Интерсно отметить, что гамаюны встречаются и на Урале, там их больше, и они там кажутся коренным населением, в то время, как они, получается, потомки работного люда великого Никиты Демидова.
17 деревень Гамаюнщины представляют из себя нечто целое, крепко связанное семейным родством, общими хозяйственными навыками, совместным владением угодий (например, заливных лугов по реке Оке), одинаковым обычаем в семейном быту и общими историческими воспоминаниями о барщине, о бунте Ромодановской волости в 1752 г. и прочем.
Перейдем к костюму.
В отношении одежды Гамаюнщина также является районом обособленным, сохраняющим старинный костюм, в то время как соседние с ней деревни того же Калужского уезда давно уже перешли к платью городского покроя.
Основной старинной женской одеждой почти во всей Калужской губ. были поневы из синей и красной шерсти и головные уборы — кички. Поневы, по замечанию Д. А. Шахматова,— особенность старой южновеликорусской одежды. И, действительно, мы встречаем шерстяную клетчатую поневу и сопровождающую ее кичку еще в Орловской, Тульской, Рязанской, Тамбовской, Курской губ. Калужская губ. в древности заселена была вятичами, и поневы и кички, по мнению Д. К. Зеленина,— это архаичная крестьянская одежда-костюм вятичей. В Калужской губ. поневы и кички известны в уездах: Козельском, Жиздринском, Мосальском, Мещовском, Перемышльском и даже северном Боровском.. Поневы и кички особенно характерны для Калужского Полесья.
Но уже с середины XIX века началась смена понев сарафанами даже в Полесье: так, в с. Песочня (в 11 верстах от Жиздры в Подбужской волости) в середине прошлого века, при обычных поневах и кичках, зажиточные женщины носили сарафаны из китайки. В неполесских уездах замена понев сарафанами шла еще быстрее. Уходила и уходит шерстяная клетчатая понева, заменяясь китайчатым синим и пестрым ситцевым сарафаном. Итак, поневы сменяются сарафанами, а сарафаны - платьями городского покроя.
Сарафан не был местным исконным крестьянским костюмом. Это костюм московский. В Калужскую губ. он пришел сравнительно недавно, одновременно с появлением его в Рязанской и Тульской губ., где он тоже явился на смену поневе. Мода на сарафан объясняется, с одной стороны, экономической связью Калужской губернии с Москвой, с другой стороны — распространением старообрядчества, которое было носителем Московской культуры. С этой точки зрения важно указать на обилие староверов в Калужском крае. Староверов разных толков в 1859 г. по официальным данным насчитывалось в Калужской губ. 16867 душ; в действительности их было значительно больше. Особенно много их было в уездах Жиздринском, Мосальском, Боровском, Калужском, Малоярославецком. Хочется отметить, что Боровский край был центром старообрядчества и остается им до сих пор, наиболее чтимые женщины княгиня Урусова и боярыня Морозова приняли свою мученическую кончину именно в Боровске.
В Боровске сохранились потрясающие образцы деревянной резьбы.
Но вернемся к костюму. Поверх рубахи и китайки
носили передник со спинкой и грудкой — грудинкой
, называемый занавеска
. Она шилась в 2 полотнища из изотканного холста, внизу украшалась покупными кружевами — прошивами
, выше — полосой кумача; вышивкой — вырезами
с узором: кони
, петухи
, куколки
, солдатики
и др. Еще выше вставляли перетыки
(холст, перетканный красными полосами); наконец на грудинке
шла узкая вышивка — подузорник
, я на спинке прорезали маленькое квадратное отверстие — окошечко
, которое тоже должно было служить украшением.
Как в праздник, так и в будни гамаюнка в старину носила высокий и тяжелый головной убор — сороку золотную, надеваемую поверх кички.
Кичка эта представляет из себя холщовый сборник, спереди которого пришит высокий околыш (в 1/4 аршина вышиной) из нескольких слоев холста, простеганных поперек крупными стежками толстых ниток и промасленных конопляным маслом для того, чтобы придать околышу твердость. Сзади кичка вздергивалась на тесемку в сборку, а околыш спереди стоял несколько наклонным верхним своим краем вперед. Когда кичка одета, то сзади подвязывали позатылень, состоящий из полосы шитья серебряными, либо золотыми нитками по холсту, со свешивающейся на шею узкой бахромкой из зеленого, белого и желтого бисера, с кумачовыми лопастями по бокам, подложенными, как и шитье, синей набойкой. Спереди под кичку поддевали поднизь, низанную из белого и зеленого бисера сеточкой; она должна была спускаться на лоб из-под сороки. Наконец, в виде чехла на кичку надевали головной убор — сороку золотную.
Вот как, по рассказам, бросили носить кички в Ромоданове: Бабы на лугу сено трясли — все в. кичках наряжены; приехал господский приказчик на луг и приказал, чтобы отобрать у всех баб кички и покидать в реку; барину, дескать, не нравится эта мода. Так и не стали носить кички в Ромоданове
.
Кичка напоминала по форме воронежский вариант и была очень тяжелой.
Для девиц же отпарывали у сорок их кумачовое, навершье, и в золотный ее околыш девушки убирались, как в венец девичий, оставлявший волосы открытыми. Наша барышня именно в таком варианте и есть, но навершие у сороки, названное в журнале кичкой не отпорото и косы нет, что и наводит на мысли, что девичник уже завершился и ее причесали по-бабьи, но еще без кички, которую она бы, конечно, в 17-18 веке носила бы;)
Итак, в XIX веке, вплоть до 60-х гг. костюм гамаюнской женщины состоял и холщовой рубахи, сарафана и высокой кички с сорокой.
Если во времена крепостного права, когда деньги у крестьян отсутствовали, гамаюны носили почти исключительно само дельный холст, крашенный или в городе, или дома ольховой и дубовой корой (даже головные платки употребляли холщовые; их называли покрышечками
), то, выражаясь местным языком, после воли
в деревню стал проникать в значительном количестве покупной материал — ситец, шерсть и, как отделка, блестки, дутые бусы, шелковые ленты.
Девицы вместо золотного венца начали носить вокруг головы шелковый платок, свернутый наискось в виде полосы; чтобы он стоял на голове, подобно кокошнику, внутрь платка вкладывалась полоска твердой каленой
бумаги — грамотка
. Этот убор назывался подпластик
или платок на грамотке
. Платок это завязывался сзади одним узлом, а по узлу перевязывался широкой шелковой лентой, концы которой оставались распущенными вдоль спины. И в косы вплеталась шелковая лента, длиной в 1 1/2. аршина, концы которой не завязывались бантом, но висели свободно.
Спереди из-под подпластика
выпускали на лоб поднизь бисерную, низаную, описанную выше, и втыкали в нее с боков косицы
, т. е. перышки селезня; поверх платка вокруг головы надевали особый убор чехры
или банты
, обхватывающий голову, как венок. Чехры
— нарядный головной убор, состоящий из полосы кумача, шириной в 3 пальца, на которую нашиты розетки из разноцветной шелковой ленты с блестками и мелкими дутыми бусами - дутиками
. Между розетками посажены петли (по 4-5 рядом) из разноцветных лент, образующие подобие трубочек.
Когда чехры
лежат в сундуке, в эти трубочки вставляют свернутые бумажки, чтобы петли не мялись и не теряли формы. На затылку чехры
завязывались шелковыми ленточками или застегивались на металлическую пуговичку.
Еще разок вид спереди. На фото слева.
Одновременно с этим головным убором на шею надевали особое украшение - подшейный язык
. Это — приставной воротник из шелковой ленты на кумачовой подкладке, расшитый, как и чехры
, розетками и блестками. От этого воротник спускается на грудь язык
, отороченный гофрированной лентой и убранный блестками, медными сердечками и крестиками.
К воротнику этому часто бывает приделан ожерелье из крупных или мелких золоченых бус, низаных самими крестьянкам в клетку
. Судя по всеу, именно это великолепие у нас имитируют пайетки)
Из общеисторических сведений хочу напомнить, о том, что этот край является местом воинской славы на протяжении всей своей истории.
Начнем с Козельска, который удерживал войско Батыево целую неделю, за что и был полностью истреблен, за тем князь Владимир Серпуховской и Боровский – истинный победитель поля Куликова, прозванный Донским.
Здесь же мы найдем и Высоцкий монастырь в Серпухове, основанный князем Владимиром, с чудотворной иконой Неупиваемая Чаша, что излечивает от пьянства,
а также Боровский монастырь, основанный св. Пафнутием.
bobcat, СПАСИБО!!
С этим костюмом мне было совсем непонятно - откуда он такой взялся? Похожие варианты есть, но все чем-то да отличаются, и сильно!
А оказывается, у нас костюм 18-го века, чудеса!!