Разбор журнала - Куклы в народных костюмах 14
Летний костюм Вологодской губернии
Новый разбор номера от bobcat - Куклы в народных костюмах 14. Летний костюм Вологодской губернии. Статья о кукле с фотографиями здесь, о коллекции здесь.
Куколка у меня вызвала ассоциацию со сказкой Крошечка-Хаврошечка
, была у меня такая в детстве книжка с иллюстрациями Лосина. Ивот захотелось мне в разборе пройтись по традиционным ассоциациям с вологодской землей: масло и кружево, о них, к слову, в журнале на удивление немного.
Топоним (название города).
Город получил название по реке. Гидроним "Вологда" древневепского происхождения. В современном вепском языке "vouged" — белый
, а более древние формы — "valgeda", "valkeda". Таким образом, Вологда — это река с белой
(прозрачной, чистой) водой.
Существует и другая интерпретация названия. На языке одного из финно-угорских племен "вологда" — светлая, ясная. Иные версии: "волок" — большой лес; "волоква" (коми) — лесная река.
И не случайно на этой прекрасной воде выросли луга, давшие нам знаменитое масло. В 1870 году на Всемирной выставке по молочному хозяйству в Париже внимание Н. В. Верещагина привлекло масло из Нормандии с ярко выраженным вкусом и ароматом, сходным с ореховым. Верещагин решил, что сходное оригинальное по аромату масло модно получать и на родине. Полученный продукт - именно то масло, что мы сейчас называем "вологодским" сам Верещагин назвал "парижским". А за границей его стали называть "петербургским". По рецепту Верещагина масло даже вырабатывалось в скандинавских и ряде европейских стран. Но только из молока, полученного в природно-климатических условиях Вологодской губернии, парижское
масло приобретало наиболее ярко выраженный вкус и аромат, ореховый привкус
.
Что же касается кружево, то и оно появилось в этих землях относительно поздно. Русское название этого изделия родственно слову кружить
. Кстати, когда-то слово кружево
и писалось как круживо
. Может быть, так указывалось на его назначение: окружать
нарядной отделкой одежду и предметы быта из ткани. Может быть, имелось в виду кружение
повторяющегося узора. А может быть, сыграла свою роль связь с представлением о снежном кружеве
метели, столь хорошо знакомом русскому человеку. Во всяком случае, ассоциация, положенная в основу русского названия, не такая, как в других языках (французское la dentell связано с представлением о зубчиках, немецкое die Spitze имеет еще и такие значения, как верхушка
, острие
, кончик
). Вологодское кружево отличают особая плавность линий рисунка, ритмическое повторение элементов орнамента, богатая узорность. Кружево вызывает эмоции, сходные с впечатлением от звучащей мелодии. Вот почему, наверное, вологодское кружево считают музыкальным
. А еще его называют нетающим инеем
. В белоснежных узорах легкого прозрачного кружева часто встречаются элементы, похожие на снежинки и колючие елочки, покрытые белой опушкой. В одной из сказок С. Г. Писахова оно названо мороженой песней
.
Можно предположить, что его появление в Вологодском крае было связано с открытием в XVI в. Северного морского пути. Если это так, то кружева попали в Вологду через Белое море, Северную Двину и Сухону вместе с товарами, завезенными из Западной Европы. Как бы то ни было, самые ранние образцы местного кружевоплетения, сохранившиеся в музейных собраниях, относятся к XVII в. Это так называемые золотные
кружева из золотых и серебряных нитей. Их продавали на вес, принимая в расчет прежде всего ценность драгоценных металлов, а не мастерство исполнения. Такими кружевами украшали наряды из плотных дорогих тканей – парчи, бархата, узорного шелка. Использовались они и для отделки церковной утвари.
При Петре I мастериц кружевоплетения начали выписывать в Россию из-за границы. Мода на этот промысел привела к тому, что некоторые жены русских дворян не только стали сами осваивать приемы работы с коклюшками, но и завели в своих усадьбах мастерские, где плели кружево крепостные крестьянки. Искусницами в этом деле славились и женские монастыри. К концу XVIII в. сформировались художественные особенности центров русского кружевоплетения. Такими центрами стали Галич, Ростов, Вологда, Балахна, Калязин, Торжок, Рязань.
В 1820 г. помещицей В. А. Засецкой в сельце Ковырино под Вологдой была заведена первая кружевная фабрика. Во второй половине XIX в. кружевоплетение быстро распространилось в центральных уездах Вологодской губернии: в Грязовецком, Кадниковском и Вологодском. Этому способствовало несколько обстоятельств. После отмены крепостного права крестьяне стали более свободны в выборе рода занятий. Увеличился спрос на кружева. Их производство приносило дополнительный доход крестьянской семье. Немаловажным оказалось и то, что материалы и приспособления, нужные для плетения кружев, недороги. Специально оборудованного помещения мастерицам не требуется. В хорошую летнюю погоду они могут работать и на открытом воздухе. При необходимости им не составляет труда перейти на другое место. Заниматься этим ремеслом можно урывками, в свободное от труда на земле время.
а еще вологодское кружево бывало и таким;)
это было целое направление, с тракторами, электростанциями и с орденами
Масло да кружево...
bobcat, спасибо - с большим интересом прочитала!
А советское кружево поразило - не видела такого никогда, удивительно!
вот-вот нашла!!!!
:-))
Вот наши рукодельницы умницы!! Из чего угодно такой орнамент кружевной сплетут, что удивляешься!
Ох!! Всегда восхищали мастерицы, у которых есть такое терпение - кружево плести!!
Результат впечатляет!