Разбор 19 номера журнала Куклы в народных костюмах
Разбор журнала номер 19 от bobcat - Куклы в народных костюмах, партворк ДеАгостини. Статья о 19-ой кукле здесь, статья о серии здесь.
Башкирский праздничный костюм
Мне куколка очень глянулась, чего традиционно не могу сказать о журнале, как-то всего маловато))
Вот что получилось: Разбор полетов № 19.
... "Башкиры приняли русское подданство после следовавшей за взятием Казани пятилетней опустошительной войны московских воевод, посланных для усмирения народов, от казанского царства зависевших, под влиянием страха, наведенного на инородцев царскими воеводами". В "Истории великого князя московского - князя Курбского о том, как московские воеводы громили "князей и воинства басурманские", "введя в захваченные земли", "вяще, нежели за тридесять (тридцать) тысящей воинов) по шестом лете" (от взятия Казани).
Лишь в 1574 году в Башкирию, под охраной большого отряда стрельцов, явились снова московские "розмыслы" наметить передвигаемую дальше линию восточных крепостей. Тогда же и была облюбована и "обчерчена" Иваном Артемьевым отвечавшая стратегическим требованиям того времени позиция на реке Уфе и Белой Воложке, и заложена будущая уфимская крепость, достроенная по всем требованиям тогдашней техники через 12 лет, в 1586 году.
Первый русский историограф Татищев считает, что город Бирск (вначале крепость) был основан прежде Уфы. Основал город Бирск (крепость) боярин Челядин. Вначале город будто-бы так и звался - "Челядниным" и еще - селом Архангельским (по церкви - Михаила архангела). Когда Бирск назван своим настоящим именем (от речки Бирь) - неизвестно. Исполняя повеления Ивана Грозного, воевода Иван Нагой в 1574 г. основал при реках Уфе и Белой "город" Уфу, который в 1586 г. был уже построен. Вначале это было ни что иное, как небольшая крепость с деревянною стеною на земляных валах с бревенчатым частоколом, с дозорными башнями и надежными, на случай осады, воротами.
В 1606 году в Уфу царем Василием Шуйским был сослан на воеводство и умер в ней бывший думный дьяк Афанасий Иванович Власьев, известный в царствование Федора Иоанновича и Бориса Годунова дипломат, а после - любимец "царя безвременного" или Лжедмитрия, сделавшего Власьева великим казначеем и подскарбием (министром финансов). Назначен был в заключение в Уфу царем Борисом Годуновым из опасной ему боярской фамилии и Иван Никитич Романов, отправленный потом в ссылку в Н.-Новгород. После взятия Смоленска и мира с Польшей, в Уфу в 1654 - 1668 гг. на службу были посланы (вернее высланы) и смоленские дворяне или шляхта, а также жители завоеванных городов - Полоцка, Мстиславля и др.
Историк Рычков, со слов башкирского старшины Кедряса Муллакаева, записал следующее предание:
"На месте Уфы, задолго еще до покорения Казани, находился большой город, тянувшийся на 10 верст по правому берегу реки Белой (Ак-идель), до устья реки Уфы.
Последний владетель этого города ногайский хан Тюря-Бабату-Клюсов жил в нем только зимой, а летом кочевал. Но скоро хану житья не стало в городе: повадился в ханский город змей дракон и начал пожирать подданных хана, а после возымел аппетит и на семейство хана. Удалых батырей-витязей дракон побеждал и пожирал за один присест. В страхе за свою семью и собственную жизнь, хан по добру по здорову перебрался из несчастного города на постоянное жительство на берег реки Демы.
Кроме ногайцев, Тюря-хан владел еще двенадцатью башкирскими (минскими - такое название сохранилось до сих пор) волостями: башкиры платили хану дань (ясак) медом, куницами и прочим добром. По завоевании московитами Казани, видя их намерение завоевать и Башкирию, Тюря-хан удалился на Кубань (в настоящее время ногайцы, главным образом, осели на С. Кавказе, но имеются на Кубани и в Крыму). Убедившись, что хана не видать, как своих ушей, и боясь крестной силы русской, дракон не замедлил навсегда скрыться в пещеру в горе, на которой было когда-то (над р. Уфимкой) ногайское "городище" с покинутой и разрушенной крепостью и "дворцом" хана Терегула на краю страшной стремнины над рекой Уфой".
Археологические находки на Чертовом городище относятся к восточной культуре I—III веков нашей эры.
В формировании башкир основную роль сыграли тюркские кочевые племена, которые волнами приходили на территорию Южного Урала с востока, начиная с 4 в.н.э. Здесь эти племена вступали во взаимодействие с местным финно-угорским и ираноязычным населением.
Костюмы народов Башкортостана весьма условно можно разделить на три группы:
- связанные с тюркскими обычаями,
- претерпевшие сильнейшее влияние переселенческих культур
- и сохраняющие собственно местные традиции.
Можно заметить, что в башкирском костюме района наблюдались некоторые различия между севером и югом. На севере в большей степени в одежде проявлялась однотипность с нижнеайскими и красноуфимскими башкирами, на юге - с восточнозауральскими. Видимо, определенную роль сыграло пребывание северного и южного населения в составе разных губерний.
В XX веке ткацкое ремесло в башкирских аулах развивалось в двух направлениях. Из овечьей шерсти изготавливали сукно (тула); оно шло на пошив теплой одежды, головных уборов, обуви. Из конопляной и льняной пряжи, позже из хлопчатобумажных ниток {киже) ткали клетчатые, полосатые и белые холсты (киндер).
Белую домотканину для одежды часто окрашивали в синий, зеленый, красный, оранжевый цвет. Башкирские мастерицы в совершенстве владели производством тканей в технике браного и выборного тканья. Узорные холсты шли на праздничную одежду.
Из домотканины шили платья, мужские рубахи, фартуки, штаны.
Пожилые женщины в беседах с этнографами в 1950-60-е годы вспоминали, как в юности носили платья из клетчатой или полосатой ткани с мелким браным узором (суптэрле кулмж). Особенно был популярен орнамент из пяти квадратиков, выполненный с помощью пяти палочек-бральниц (биш шэбе). Платья шили из цельного полотнища (токон кулмек), без швов в плечах, с боковыми расширяющими подол клиньями, широким рукавом и ластовицей (кэштек). Открытый нагрудный разрез обшивался полосками ситца или лентами (изеу). Выше талии пришивалась широкая оборка (оско итэк) - верхний подол
. В платьях из фабричной ткани появился отрезной подол чуть ниже талии и широкая нижняя оборка - продолжение подола (балйтэк). С платьями из однотонной покупной ткани связано развитие вышивки. Встречались платья с домотканым верхом и юбкой из сатина или ситца, украшенной гирляндой тамбурного растительного узора по низу или над нижней оборкой. С исчезновением домотканины вышивка в одежде стала преобладать. У пожилых она занимала скромное место: полосой вышивки украшалось платье по подолу. У молодых вышитый орнамент располагался на рукавах и на оборках, нашитых на юбку в три-четыре ряда. Пожилые на платье надевали украшенную позументом безрукавку (укалы кэмзул), молодые - фартук (алъяпкыс, запун).
Фартук вошел в женский костюм как рабочая одежда, поначалу его шили из домотканины. Он имел небольшую грудку на лямках и вшивной пояс. В XX веке его шили из сатина с грудкой и спинкой, на широких бретелях, иногда с пелериной. Темная или цветная (зеленая, синяя, оранжевая, красная) ткань покрывалась плотным многоцветным узором.
Вышитое платье с вышитым фартуком к середине XX века стали привлекательным свадебным и праздничным нарядом молодых башкирок. В женских головных уборах проявлялась возрастная градация.
Традиционным убором молодых замужних женщин считался кушъяулык - двойной платок-покрывало с подбородником (кагалдырык - по всему району; йэксэн - в д. Хайбатово), с пришитыми в ряд монетами. Его носили с плоским колпачком (калпак), украшенным спереди по околышу монетками, бисером, жемчугом. В д. Хайбатово, где прослеживалось в костюме много общего с Зауральем, под покрывало, закрывая лоб, повязывали сложенный косынкой квадрат ткани (баш бэйзэмес). Раньше кушъяулык носили до 40-50 лет, снашивая не одно покрывало. К середине XX века этот срок сократился до одного-двух лет. Повседневным распространенным убором стали маленькие платки (яулык). Пожилые женщины покрывали голову различными платками и шалями. Для тепла под шаль надевали невысокие мягкие шапочки из бархата (тубэтэй) или стеганые (тупый). У богатых женщин были меховые шапки (кама бурек) с широким околышем или с отворотом и позументом на плоской тулье. Украшением в комплексе головных уборов пожилых женщин была налобная повязка с позументом и серебряной бахромой (кашука). Иногда позумент и несколько монет нашивали на налобную часть шапки тупый. Сохранились воспоминания о существовании в старину белого полотняного убора тастар; его повязывали на голову очень старые религиозные женщины.
В старину башкирский костюм изобиловал серебряными украшениями. Девушки и молодые женщины на праздничное платье надевали большой трапециевидный нагрудник муйса, зашитый чешуеобразно монетами, обрамленный разноцветными перламутровыми пуговицами. На юге (дер. Хайбатово и др.) носили похожий на зауральский нагрудник яга с коралловой бахромой по низу.
Украшением пожилых женщин была перевязь эмэйзек (или хэситэ) в виде полосы ткани с нашитыми серебряными украшениями; ее повязывали через левое плечо под правую руку. Распространенным украшением было ожерелье (сылбыр) из трех рядов медальонов на цепочках.
У многих женщин были бусы из янтаря (гэрэбэ, сынгытай), мелких бусин или кораллов (сынмэрйен). Старинными считались серьги с длинными подвесками (кырга). В косы вплетали тесьму (сэс урмес) с ювелирными подвесками или монетами (сэс тэцкэке, ботондок). На руках носили узкие и широкие браслеты (белезек), кольца (балдак), перстни (йозок). У молодежи были любимы браслеты и кольца с прикрепленными монетами. Ценились серебряные украшения со вставками сердолика и бирюзы .
К настоящему времени северо-восточный исторический костюм стал достоянием истории. Отдельные, позднего изготовления, вещи из Белокатайского района можно увидеть в башкирских аулах. Немало их собрано в фондах музеев: Российского этнографического музея в г. Санкт-Петербурге, Национального музея Республики Башкортостан, Музея археологии и этнографии Уфимского научного центра Российской Академии наук, Башкирского государственного художественного музея им. М.В.Нестерова и др.

нашла башкирку дореволюционную в цвете!!!!

Сегодня переключая каналы наткнулась на башкирский (у нас просто лови т.т. к. На границе живем), показывали про народные костюмы, если можно внесу пять копеек.
У кашмау (головного убора) оказывается была очень полезная функция, девушек учили держать осанку.




А здесь хорошо видно нагрудник, который называется селтяр, хакал или муйынса




Муйынсаk


А это из музея в городе Учалы, надо будет заглянуть))
bobcat, спасибо вам огромное!!
bobcat!СПАСИБО!!!!!:))
Читаю Ваши "разборы" с огромным удовольствием.
Спасибо, ваши работы тоже большое удовольствие)
нашла башкирку дореволюционную в цвете!!!!
Это тоже Проскудин-Горский?..
ага))
Грустная такая...
Сегодня переключая каналы наткнулась на башкирский (у нас просто лови т.т. к. На границе живем), показывали про народные костюмы, если можно внесу пять копеек.
У кашмау (головного убора) оказывается была очень полезная функция, девушек учили держать осанку.
А здесь хорошо видно нагрудник, который называется селтяр, хакал или муйынса
Муйынсаk
А это из музея в городе Учалы, надо будет заглянуть))
До чего красиво, но как же непросто это всё на себе носить!