Польские куклы в народных костюмах 36 (скан, перевод)
№36 Куклы в народных польских костюмах - Ленчанин
Мужская кукла. 36 Ленчанин – житель Ленчицы.
Мужской праздничный наряд состоял из льняной рубашки, полосатых брюк зеленого цвета (в тонкую полоску), кафтана или пальто. Воротник и манжеты на рубахи шили из другого материала (нежели саму рубаху), более высокого качества, для того, чтобы придать хороший внешний вид. Воротник завязывали красным платком или лентой, концы которой спадали на грудь.
Скан от Nataly, перевод - от Натальи (Natalya Pale).
Описание куклы смотрите в статье (описания номеров 34-37).
Путеводитель по серии Польские костюмы здесь.
Регион полный традиций
По словам Яна Петра Дековского, видного этнографа и эксперта по фольклору, наиболее хорошо в регионе сохранились традиции и обряды, связанные с весенними, летними и зимними праздниками, особенно с Рождеством.
В канун Рождества по местности бродили ряженые, одетые как генерал, ангелы, дьяволы, евреи, кавалеристы и т.д. У каждого был соответствующий атрибут, у генерала меч и мациёвка, у дьявола вилка и маска, замазанная сажей, у ангела белый балахон и крылья. Дьявол дразнил детей и часто осыпал золой из горшка, который прятал за пазуху. Евреи все время торговались
, женщины в красных платьях несли сумку для пожертвований. У уланов были полосатые штаны, белые рубашки и на голове шапки - рогатывки (кстати, еще их называли рогатувки) с перьями. Шли они верхом на лошади – палке, с одной стороны которой была голова с гривой, а с другой хвост. Всех обобщало пение колядок Сегодня в Вифлием
: Новость я скажу приятную, Радость, радость небывалая, ухожу сейчас из дома, чтоб постичь святости новой
.
С Рождества до Трех Королей по деревне ходили группы во главе с мальчиком, он был в овчинном тулупе, подпоясан красным ремнем, в большой шапке и больших ботинках, в руках он держал звезду на длинной палке. Рядом с ним несли мешок и корзину для пожертвований, иногда это было сито, украшенное цветной бумагой. Они никогда не заходили внутрь дома, останавливались на пороге, иногда просто у ворот, и пели песни о рождении Господа.
В прошлом рядились как животные (медведи, козы, аисты, лошади), потом появились новые персонажи, одетые как цыгане, черти, врачи, короли и т.д. Из зверей остался только медведь. Процессия отправлялась во второй половине дня, когда доходили до очередного дома, то цыгане
стучались в окно, прося у хозяев гостинцев. Когда мешок был полон, медведь танцевал с членами семьи, дальше имитировали сцены из повседневной жизни, например, оборачивали ряженого веревкой, тот падал
, нужен был доктор, звали ряженого доктора и т.д. , так в дом входили все. Юмористов награждали яйцами и сдобными булочками, перед переходом к следующей хижине все пели и танцевали.
С гайком и петухом
Весенний гайк (ветки) брали в основном от ели или сосны, украшали цветными гусиными перьями, блестками, длинными лентами. В Духов день (день сошествия Святого духа на учеников Иисуса) девушки обычно брали три предмета, одна несла ветви, вторая корзину с подарками, третья палку, к которой прикрепляли лист с пожеланиями. В корзину обычно клали яйца, сыр, сладкий пирог и т.д.
Мальчишки во время Пасхи особенно любили дынгусовые обряды, особенно хождение с петухом. На головы они надевали шляпы с красными лентами, на руки ндевали перчатки, или красили их в красный или черный цвет. Двухколесная тележка, на которой везли петуха, тоже была красной и украшена лентами. Самого петуха делали из дерева, пеньки, льна, бумаги (клюв), перьев и стеклянных шариков (глаза). Хождение с петухом начиналось утром, мальчишки заходили в дома, произносили пожелания, а хозяева давали им яйца и булочки.
Так как на фото есть Туронь, а информации в журнале опять же нет, даю ссылочку, где можно почитать, все на русском)).
Экзамен для косаря
Около Ленчицы множество лугов и полей, поэтому особое значение имела способность хорошо работать косой, в том числе во время сбора урожая. Первоначально лучшего жнеца выбирали во время сенокоса, позже это приурочили к празднику сбора урожая. Инициация молодого человека происходила естественно при помощи косы.
Опытные жнецы при помощи оселка затачивали косы, затем лицо молодого человека мазали кремом или маслом и начинали брить, после чего ополаскивали водой. На голову надевали венки из злаковых и цветов. Старейшины носили шляпы с цветами мальвы и колосьями. Самый старший жнец обычно возглавлял праздничную процессию и нес свою косу на правом плече, за ним следовали остальные жнецы и музыканты.
Музыканты громко нахваливали новичка, пел и старший жнец, он провозглашал новичка свои приемником, затем снимал с него венок и клал к ногам. Взмахом косы надо было сбить с венка все цветы, если не получалось, то косарь часто был порот мужиками.
Если все получалось, то экзамен считался пройденным и старший косарь подтверждал, что вырастил достойную смену и трудолюбивого крестьянина. Тогда молодого косаря записывали в специальный реестр, после этого новый жнец мог работать (получать заказы) и даже просить аванс. Иногда экзамен превращался в зрелище, например, когда жнец надевал костюм медведя и обманывал публику.
Пан в Ленчинском замке
Ленчица, как и другие регионы страны, имеет свои легенды, сказки и рассказы. Из наиболее известных - легенда о местном дьяволе Боруте. Борут жил в подземельях замка Ленчицы. Борут был дворянином, высоким, красивым, кареглазым, с пышными усами, он ходил в богатой одежде, которая скрывала его хвост и в шапке, под которой прятал рога. Однако, это не все его сущности. Дьявол мог принимать разные формы, так на болотах его видели в образе большой птицы с огромными крыльями (его еще называли Борут грязное крыло). В реках реки Бзуры он был замечен как огромная рыба с рогами, по полям Ленчицы он скакал в виде огромного черного жеребца, или принимал обличье совы возле замка. Однако чаще, его изображали как упитанного мужчину. Он не был злым дьяволом, а скорее очень хитрым и обладал сверхчеловеческой силой. Под покровом ночи он молол зерно на мельнице и муку раздавал потом беднякам.
Считается, что Борут произошло от слова бор, либо от старого названия сосен (борут), долгое время ему еще поклонялись, как славянскому божеству, охотники оставляли возле сосен дары, чтобы охота прошла успешно. Славянский бог был покровителем животных, лесов, болот и охотников. Но это в языческие времена, а с началом христианизации его записали в дьяволы.
Многие легенды говорят о том, что это он построил церковь. Борут полюбил девушку – святую Маргариту, жители в это время хотели построить церковь, она вышла в поле и начала копать землю, но где в чистом поле найти достаточно строительного материала? И тогда по ее просьбе Борут с помощью ветра накатил огромные валуны, из которых построили церковь. Есть и другая легенда - Борут был дворянином, его дом стоял на западной стороне от изгиба реки Лисварты, между тогдашними деревнями Лугами и Нивами. Примерно в 1360 году Казимир Великий застрял на своей карете в этих болотах. Сильный молодой человек помог ему и в благодарность стал присматривать за замком Ленчицы. Кроме того он получил горшок с золотом, но он был настолько тяжелым, что Борут не смог его нести, а тащил по земле и в этом месте и появилось русло реки Лисварты. (на фото Лисварта)
А вот относительно того как он стал дьяволом – как известно в Ленчице хранилось много золота, и когда герцогу Мазовии было поручено забрать его, то сильный Борут помешал этому, с тех пор он сидит в подземелье и охраняет сокровища замка. По другой легенде сам Борут облагал крестьян непосильными налогами, тогда они подняли бунт и решили вернуть свое, но когда вошли в подземелье, то он был уже мертв. Легенды о Боруте живут уже 6 веков и не потеряли свою актуальность, хотя самого Борута с тех пор не видели. Но он все еще присутствует в местной истории и искусстве, говорят, что до сих пор можно услышать его насмешливое хихиканье.
Кстати, по другой легенде, все было наоборот, святая Маргарита в Великую субботу вышла посыпать дорожки песком и увидела, что за ней охотится Борут, она убежала, но по дороге просыпала из фартука песок, образовались холмики и потом здесь построили церковь. С церковью связано еще много легенд, эту написала для примера, на польских сайтах можно посмотреть, в журнале почему-то не упоминается совсем ничего.
(на фото церковь св. Маргариты)
Земля сокровищ архитектуры
Основной пищей населения на территории Ленчицы была рыба, почти все дома стояли на воде, в связи с этим многие крестьяне в шутку называли себя пескариками
, здесь остались традиционные хижины, которые входят в небольшой ленчицкий музей под открытым небом.
Ленчицу начали заселять еще в 6 веке, о чем свидетельствуют насыпи с Туме. Начиная с тринадцатого века, это была первая герцогская резиденция, затем эта земля принадлежала Пястам, в 1268 году Ленчица стала важным торговым центром, в город стремились, и знать, и служители церкви, а в 1331 году Казимир Великий велел возвести укрепления вокруг замка, а рядом построить деревню, где позже обосновались ремесленники.
По завершении династии Пястов город перестал зависеть от провинций, былую славу региона можно увидеть благодаря сохранившимся памятникам архитектуры – это замок Ленчиц и Монастырская церковь Святой Марии и Святого Алексия в Туме (самая большая романская церковь Польши из сохранившихся). Церковь была освящена в 1161 году, в связи с просьбой Саломеи, вдовы Болеслава III Кривоустого, жившего в Ленчице до 1138 (кстати, тоже один из Пястов).
На фото Болеслав
Храм на холме первоначально называли церковь Деревня (принадлежала она архиепископу Гнезно), с конца шестнадцатого века ее стали называть Тум (тумская). Коллегиат
каноников был основан в 1285 году, на Синоде
Тума было принято важное решение о том, что пастыри и учителя могли быть людьми, которые говорят только на польском языке. Он был захвачен, разграблен и частично сожжен в 1294 году во время набега литовцев.
Одним из самых красивых и важных объектов сакральной архитектуры в Польше является храм в Туме, после войны он был перестроен в 1949 - 1961 годах, восстановлен, приобрел исходный романский внешний вид.
Ленчицкие глинолитки
Традиционные здания на земле Ленчицкой исчезли уже в 20 веке. До наших дней сохранилось несколько примеров домов и построек, которые с июня 2013 года можно увидеть в новом музее в Туме. В начале 19 века преобладали дома из кухни, комнаты и подсобного помещения. В кухне обязательно находился дымоход. Так как местность здесь болотистая, то дома строили на основе столбов (типа свай, наверное), каркаса из реек, а остальная часть была из глины.
Здесь строили глинолитки. То есть каркас дома заливали глинолитной массой, однако вместо соломы часто использовали стебли льна. В межвоенный период произошли большие изменения в местной строительной индустрии, многие технические решения были привезены из города. Появились большие окна, крыши стали не такими крутыми. Строить стали из кирпича, который затем штукатурили, в домах появились изразцовые печи. Мебель так же стали покупать на ярмарках или заказывать у городских плотников.
Как отдельное здание стали возводить летние кухни. По периметру фермы находились хозяйственные постройки, только амбары из соображений безопасности выносили за пределы фермы. Жилой дом ставили на небольшом расстоянии от дороги.
С восточной стороны были коровники и свинарники, так же сделанные из глины.
С одной стороны дома выкапывали погреб, который служил холодильником для продуктов. Ферма была огорожена деревянным забором. В девятнадцатом веке на фермах, особенно у беднейших фермеров, сельскохозяйственные здания были построены близко друг к другу, крыша на крышу, что было крайне пожароопасно. Бревна (в основном сосну) поставляли из Грабова, а кирпичные печи складывали каменщики из Ленчицы.
Ничего не сказано в номере про сам замок, а между тем, он являлся резиденцией Казимира Великого, в 1406 году был сожжен тевтонскими рыцарями, но восстановлен. И уже в 1409 в его стенах принимали решения относительно надвигающейся войны с орденом. После Грюнвальдской битвы многие тевтонские рыцари были заключены здесь (замок прославился своими тюрьмами). В последующем замок стал резиденцией короля Казимира IV Ягеллона.
После большого пожара во второй половине 15 века замок оставался в руинах вплоть до начала 1560 года. В 1563 он был полностью перестроен, стоимость проекта составила около 3000 флоринов, полученных из королевской казны.
Но бедствия не закончились, в первой половине 17 века шотландский фельдмаршал (хотя участвовал он в шведско - польских войнах, поэтому его иногда называют шведским) Роберт Дуглас, граф Скенниге и барон Скёльби, захватил замок, который в то время находился под защитой старосты Якуба Шавинского. В 1655 году последовал потоп, но окончательно замок пал во время второй волны шведской оккупации.
В течение следующих лет местные жители использовали остатки замка как источник строительных материалов.
После Второй мировой войны, замок стал резиденцией отряда скаутов (здесь, надо полагать солдат или разведчиков), а в 1964 году началась реконструкция.
Уже третий парень у них, а потом уже и 4 есть. А мы всё первого ждём...
Классный парень! Даже сапоги кожаные - потрясающе!! Куртка очень нравится - и покрой интересный, и ткань отличная. Везёт полякам...
Регион полный традиций
По словам Яна Петра Дековского, видного этнографа и эксперта по фольклору, наиболее хорошо в регионе сохранились традиции и обряды, связанные с весенними, летними и зимними праздниками, особенно с Рождеством.
ПЕРЕВОД СМОТРИТЕ В СТАТЬЕ.
Извиняюсь, за кучу дополнительной инфы и фоток, слишком объемно получилось, но было интересно, мне тоже посчастливилось побывать на средневековой ярмарке и турнире (не в Польше правда), с удовольствием теперь загляну в Ленчицу))
Я бы тоже заглянула - интересно там! Старинные замки, традиции... На такой ярмарке побывать было бы очень здорово!