Польские куклы в народных костюмах 27 (скан, перевод)
№27 Куклы в народных польских костюмах - Палучанка
№ 27 Палучанка – жительница исторического региона Палуки, который еще называютземлей 130 озер
.
Скан от Nataly, перевод - от Натальи (Natalya Pale).
Описание куклы смотрите в статье (описания номеров 21-30).
Путеводитель по серии Польские костюмы здесь.
Подкозёлок и Przywoływki dyngusowe
Обычаи и верования народа, которыми когда-то был очень богат Палуки, со временем исчезли под влиянием других культур. Самые яркие из них были связаны со временем Рождества и Пасхи. Для зимнего периода это был обряд подкозёлки
, а для весны Przywoływki dyngusowe (или по другому воланки
) .
Ряженая процессия
Подкозёлки всегда отмечали в последний вторник масленицы, перед великим постом. В первой половине дня обычно был костюмированный парад, а во второй сам обряд и танцы. Первоначально термин подкозёлок
был связан с фигуркой козы, затем так стал называться сам обычай, потом песня, исполняемая в этот день и наконец, сам последний день перед постом. В дом, где все собирались, приносили фигурку козы (козла) или ее голову на длинной палке, при этом у головы была подвижная челюсть, которая могла открываться с помощью специальных ленточек. В процессии так же принимали участие медведь
- ряженый в тулуп парень с мохнатой шапкой на голове, цыгане, аисты (парни обычно заворачивались в белую простынь или ткань, а к шесту крепили красный бант, вместо клюва), лошади (на самом деле это был всадник на коне, т. е. вокруг пояса крепили фигурку лошади с ногами всадника, а остальное было закрыто попоной), евреи, старики (с огромными четками из картофелин и в лохмотьях), трубочисты и полицейские.
Вечером начинались танцы, во время которых рядом с фигуркой козы обязательно надо было положить монетки за понравившуюся девушку
. Саму фигурку вырезали из дерева, но иногда из свеклы или репы. В этот вечер веселились допоздна, так как далее следовал пост.
Веселые знакомства
Во время пасхи весной отмечали Przywoływki dyngusowe, известный так же как воланки
. Во время страстной недели готовили списки всех незамужних девушек в деревне, напротив имени каждой девушки ставили имена парней, которым она нравилась, но это было так сказать анонимно, эту информацию девушка должна было выкупить с помощью водки или денег. Для каждой невесты был свой лист с ее достоинствами и шутками на счет недостатков.
В зависимости от кого, какое мнение о девушке складывалось после прочтения этого листа, определяли, насколько мокрым будет для нее понедельник. Przywoływki читали публично вечером в пасхальное воскресенье, в некоторых деревнях в Великую Субботу. Это делали двое молодых людей, забравшись на крышу дома или сарая в самом центре деревни.
Один кричал: Дай Марии воды умыться, для красоты три ведра воды
, второй отвечал: Мария не боится, с водкой стоит Франек
( т.е. у девушки есть кавалер). После оглашения всего списка, тем девушкам, которые остались без парня, жених выбирала деревня, так как все должны были уйти с парой.
Жених обливал невесту тем количеством ведер воды, которое насчитали. Этот обычай был не только брачным (здесь парни публично заявляли о своем намерении жениться), но и образовательным (воспитательным), так как высмеивали плохие качества в невестах и у них был стимул исправиться.
Среди бумажных цветов
Палуки одна из старейших польских областей, о чем свидетельствуют многочисленные раскопки. Название региона было упомянуто еще в четырнадцатом веке Янком из Чарнкува, в шестнадцатом веке Марцином Кромером.
Местная культура отличалась деревянными конструкциями со множеством арок, священными скульптурами и богатым украшением домов.
Традиционные фермы Палуки были в форме квадрата или прямоугольника, они состояли из жилого дома, сарая и прочих хозяйственных построек, и располагались по трем сторонам, или даже всему периметру. Дома были деревянными и длинной стеной стояли вдоль дороги. Возле дверей были аркады, которые иногда шли до самой дороги.
Такое расположение сохранилось со времен присутствия немцев.
Дома имели каркасную основу, к которой затем крепились бревна по типу рыбьева хвоста
, но были в Палуки и летние
домики, которые строили с использованием коротких досок. Другим типом домов были строения с такой же каркасной основой, но с использованием глины и кирпича (так называемые прусские стены). В начале ХХ века в перестали строить деревянные дома. Бедные фермеры восстанавливали свои старые дома с помощью глины, смешанной с сеном, а сверху покрывали слоем из глины, песка и извести. Для фундамента раньше использовали камни и глину, с начала ХХ века, все чаще для строительства стали использовать классический фундамент. Покрывали крыши соломой, иногда камышом, в последующие годы стали использовать черепицу.
Внутреннее убранство дома
Количество комнат в доме и его этажность зависели от богатства семьи. Одни дома состояли из большой комнаты, поделенный на две части (кухню и зал) и прихожей. Другие (они назывались двутрактовые
, из зала, который шел во всю длину здания и хоз. Помещений, которые находились по другую сторону. Основная жизнь шла на кухне, здесь были печь из кирпича и чугуна, шкаф с посудой, стол и стулья, скамейки для сна и т.д. Стены в жилых комнатах белили известью, иногда добавляли колер и стены были желтыми или голубыми. У двери подвешивали кропильницу со святой водой, а на стене в больших количествах были иконы.
В качестве алтаря иногда использовали стол, покрытый белой скатертью или комод, центральным элементом была статуя Девы Марии, рядом с которой ставили подсвечники и вазы с цветами. К потолку подвешивали паука в форме колокола, многоугольника, звезды или сферы, которого делали из соломы и цветной бумаги.
Стены и алтари украшали самодельными бумажными цветами из папиросной бумаги. Следует так же отметить палукские кропидлы
- пучки сушеных трав, которые напоминали пасхальные пальмы, их ставили в глиняных горшках в качестве украшения или подвешивали возле дверей. Занавески на окна так же делали из бумаги, вырезая различные ажурные узоры.
Спинки стульев, кроватей, колыбелек украшали декоративными канавками и пазами. Цветочными мотивами украшали полки и шкафчики для посуды. Внутреннее устройство палукского дома можно увидеть в доме - музее в городе Кцыня, открытом в 1962 году Клара Приллова.
Среди экспонатов заслуживающих внимания – украшения из керамики и фаянса, кресты, кузнечные и столярные изделия, ткацкие инструменты, мелкая бытовая техника и мебель. (на фото справа - как раз этот музей)
Виваты и округлый
В народной культуре Палуки можно выделить отдельные песни и танцы. Исторические инструменты и костюмы в настоящее время можно увидеть в Кцыне, а так же во время выступлений коллектива Палуки
, который существует более 50 лет. Из - за того, что регион расположен близко к Поморью и Куявии, то в музыке и танцах чувствуется влияние соседей. Здесь танцуют польки, виваты, ритуальные танцы (например, овчарек
) и т.д. Виват начинает танцевать мужчина сольно, потом к нему могут присоединиться 2 - 3 пары. Овчарек танцевали на праздниках, при этом танцующий брал в руку атрибут (например, палку), и старался разогнать партнеров (отвлечь их).
Так же исполняли округлый танец, его называли 18 лет
(от количества кругов, исполняемых во время танца), он был ритуальным, для очепин и сопровождался особой песней. Но в целом палукские танцы были и тихие, величественные, и яркие, энергичные.
Очень часто, в последней части танца шаги ускорялись, это была так сказать фишка
палукских танцев и называлось это вентилятор
.
Во второй половине девятнадцатого века местные группы исполняли музыку на скрипке, басу и кларнете. Иногда, однако, на танцах играл только один скрипач. В дополнение к этим инструментам музыканты также использовали свистки, тростниковые трубы, клекотки и звонки. Позже традиционный набор инструментов был заменен на заводские (например, гитары, аккордеон, трубу и барабан). Сегодня традиционную музыку можно услышать во время народных гуляний.
Здесь ссылочка на сайт Кцыни, инфу я оттуда не брала, собственно нечего, а вот фотки там очень красивые есть, например с Дожинок или Миколаек, сделала закладку именно на альбоме, там все по годам, можно сориентироваться, кому интересно, посмотрите.
Подкозёлок и Przywoływki dyngusowe
Обычаи и верования народа, которыми когда-то был очень богат Палуки, со временем исчезли под влиянием других культур. Самые яркие из них были связаны со временем Рождества и Пасхи. Для зимнего периода это был обряд «подкозёлки», а для весны Przywoływki dyngusowe (или по другому «воланки»)
ПЕРЕВОД СМОТРИТЕ В СТАТЬЕ.
Здесь ссылочка на сайт Кцыни, инфу я оттуда не брала, собственно нечего, а вот фотки там очень красивые есть, например с Дожинок или Миколаек, сделала закладку именно на альбоме, там все по годам, можно сориентироваться, кому интересно, посмотрите
mgok-kcynia.pl/index.php?option=com_content&view=article&id=72%3Agaleria-wydarzenia&Itemid=64
Natalya Pale, спасибо - и за текст, и за подборку фотографий! Тоже номер интересный, и кукла замечательная!