Татарский народный костюм
Разбор полетов по татарскому женскому костюму, ДА №31
очень интересные ссылки по этнографии татар:
luiza-m.narod.ru/smi/tarih/25-xat-qyz.htm - здесь преимущественно мишари, касимовские
kale.at.ua/publ/populjarnoe/samye_chitaemye_materialy/karaimskaja_krasavica_xix_nach_xx_veka/6-1-0-101 уникальная информация по крымским татарам
похоже это он, наш образец, казанский девичий костюмДля начала надо сказать, что наш татарский костюм во многом собирательный, потому как просто татарских костюмов не бывает, больше всего он похож на казанский, таковым его, думаю, и стоит считать. Субэтносы, выделяемы в татарском народе, явление очень интересное, созданнойбольшой политикой, историей и этнологией, на мой взгляд, именно в такой последовательности. Пследними в состав Российской империи были включены крымские татары, о них информации не так много, хотя самобытность их беспорна. Стоит также сказать, что это один из репересированных народов второй мировой.
Мишари, напротив, первыми вступили в русское подданство, именно поэтому их национальные эелементы наиболее архаичные, а связь с русским костюмом более заметна, другое название мишарей сегодня - нижегородские или московские татары. Их спор с казанскими, кто из них более настоящий вечен))
КРЫМ
Обратимся к словам отцов
— аталар сöзи. Пословицы не описывают красоты, а только передают отношение к ней, причём наставительно-оберегающего характера. Красоту внутреннюю предпочитая внешней.
девичий костюм крымской татарки к. 19 в.
Какая из красавиц самая красивая? — Та, которую любишь.
Красивую увидеть — приятно глазам. А сердцу вредно.
Красота девушки в упорном труде.
Красота — это беда, уродливость — золотая крепость.
Самую красивую женщину в народном представлении олицетворяла невеста — в этом образе идеально сходились молодой возраст, богатое убранство, любовь и надежды на прекрасное будущее. Наиболее пышно одевались на свадьбу. Судя по описаниям и фотографиям, женский праздничный костюм был очень ярок. Он состоял из нижней рубашки (кольмэк), платья (антер), кофточки (хыркъа) и верхнего кафтана [Полканов, 1994, с. 26].
Длинное до пят платье предпочитали броской расцветки (например, в зеленую, розовую и голубую полоски, или голубое с яркими розовыми и золотыми цветами и т. д.). Зачастую нижнюю кромку окантовывали тесьмой (золотой, ярко-розовой...). Материалом для праздничного платья служили парча, шелк, бархат, замша. В перечнях приданного находим: кутневый (полушелковый), шалевый, шаламаджа (из сирийского пестрого шелка) и ситцевые антери (платье) [1834 г., ГААРК], платья шелковые, из материи море и севье, из зеленого ситца, перусин антери (1851 г.); бархатное, суконное, шелковое (1871 г.); казимировое (из тонкой шерстяной ткани) и сатиновое (1893 г.).
Демидов в 1837 году описывает караимку из Кале так: Платье ... было щегольского покроя, шелковое, с голубыми и красными полосками, очень ловко обхватывавшее ее стройную талию, не искаженную корсетом; широкий пояс, перевязанный довольно низко, спереди был схвачен двумя круглыми серебряными бляхами прекрасной работы
[2011, с. 201].
Круглые пряжки поясов у крымских караимок встречаются достаточно часто в описаниях и на изображениях. К примеру, в книге Маркова [2009, с. 38], или читаем у Р. Лайала [Lyall, 1825, s. 267]: Под мантиями на них были надеты широкие кожаные пояса, концы которых были соединены спереди медной круглой пряжкой в виде замка. Пояса были одеты не на талии, а почти сразу над бедрами, нарушая этим всю соразмерность женского тела
. На сегодняшний день сложилось такое мнение, что именно круглые пряжки — особенность костюма караимки Крыма, однако бляха могла быть и формы бадем (миндаль), филигранный и пр. Серебряные пояса и пряжки были достаточно дорогими и передавались по наследству. Вес и стоимость их можно примерно оценить по спискам приданных разных лет у семей разного достатка: бляхи для пояса — 75[1] руб. (1834 г.); блях золотых, т. е. кушак баш 1 пара 15 мускал (~ 62 гр.) — 60 руб. и кушак чистого серебра называемый кушак баш в 40 дрем. — 13 руб. серебром (1851 г.); кушак баш т. е. бляхи серебряные пара 30 драхм (~ 54 гр.) — 10 руб. и пояс серебряный кавказский — 12 руб. (1854 г.); серебряный кавказский поясок — 25 руб. и тоже на галунной тесьме — 10 руб. (1871 г.).
На платье могли одеть передник (с вышивкой, ажурный, украшенный тесьмой...) и короткую (до талии) куртку (хыркъа, салтамаркъа) с рукавом чуть ниже локтя, без застежки. Женские куртки от мужских отличались фасоном — шились без воротника. Делались и теплыми — с мехом и подкладкой. Ценились также шубки на меху из бархата и атласа (тон). В списках джииза упоминаются шубы: атласная и бархатная, подбитые белками; китайская подбита котиком; из зеленого бархата подбитая хфептовым мехом; синего сатина обшитая брозументом; золотом вышитая и блестками короткая; коротенькая шалевая; из красного канауза коротенькая; короткая атласная с брузументами подшита сибиркою; салтамарка (куртка) такие: суконная, бархатная, шалевая, бархатная вышитая золотом кефга.
Верхний кафтан шили из бархата и шелка зеленого, малинового, синего, кофейного цветов. В шетарах XIX в. записаны кофтоны
тофтовой, канауровый, пекевый, фланелевый, ситцевый, но не встретился ни один кафтан сары дэри
— кафтан желтый кожаный, модный два столетия назад (1649 г.) [Vasytinskaya, 2010, s. 196].
На ноги надевали чулки (къалчын) с подвязками (къалчынбав). Обувью служили туфли или легкие, украшенные шитьем, сафьяновые сапожки. Демидов [2011, с. 201] приметил на ногах женщины Кале желтые бамбуши, общеупотребительные в здешнем краю
. А в песне Кэлин кэльсын
поется о красных сапожках (этик) на ногах невесты. Примечательно, что в приданом девушек нам практически не встречалось обуви.
В грязную погоду одевали высокие деревянные колодки (налын), в праздничном варианте — украшенные резьбой, инкрустацией деревом и перламутром.
Костюм завершали круглая низенькая, чаще красная шапочка (фес) и покрывало (махрама, шэрбэнта, тувух), или шаль, платок (машапа).
Праздничную одежду украшали вышивкой, блестками, жемчугом, тесьмой, галуном. Чем больше украшений было на женщине, тем она считалась привлекательнее. На некоторых фото красавицы просто увешаны с головы до ног различными изделиями ювелиров. Интересны не употребляемые ныне несколько рядов цепочек или бус, крепившихся на плечах курточки с двух сторон; головные цепочки кашь базцы
, серьги бадем-сырга
и бутаклы-сырга
.
Спереди на платье одевали ожерелье из монет (гэрданлык), или ажурную жемчужную (иногда бисерную) сетку (инджили кафас), нижний край которой украшался монетами. С. Бейм отмечал, что могло быть два, три, иногда до десяти рядов золотых монет...
[1911, с. 74]. Монетами украшали и шапочки. ...их головы были покрыты низкими красными шапочками, а длинные косы лежали на их спинах. Дукаты, цехины и многие другие золотые монеты составляли украшения их шей
— подметил Р. Лайал [Lyall, s. 267]. Классическими
караимскими считались шапочки совсем низенькие, в несколько сантиметров высотой с прямыми, или чуть выгнутыми боками. Но носили и высокие, и конической формы, с кисточками, серебряными навершиями, вышивкой маклама (по настилу), пулом и др. украшениями. Фесы, очень дорогие и искусно выполненные, были обязательным атрибутом джииза. С. Бейм писал о них, как о фесах, унизанных жемчугом с дорогим кружевом, обвешанным мелкими турецкими золотыми рупиями
[1911, с. 74]. Очевидцы прошлого века отмечали на небольшой красной шапочке голубую бахрому и вышитое золотом донышко, иногда усаженное камнями или золотыми монетами
[Полканов, 1994, с. 23]. Вышивка и бахрома могли быть и коричневого, темно-синего, фиолетового, черного цветов.
Девичью прическу составляли тонкия и длинныя коски, числом иногда до ста и даже более
[Бейм, 1911, с. 74]. Писали, что Караимки заплетают пышные свои волосы по крайней мере в 30 мелких кос, которые и рассыпаются по плечам
[Полканов, 1994, с. 23].
МИШАРИ
девичий мишарский костюмФормирование костюма мишарского этноса шло на основе развития западной булгаро-болгарской части населения Волжской Булгарии. Начальному этапу консилидации всего тюркоязычного населения помешало монгольское нашествие, а затем последующее подчинение этих территорий русскому государству. В 15-16 вв. оформляемся деление мишарей на две группы : ц-окающую (сергачско-сурскую), ч-окаюшую (темниковско-мокшанскую), а неоднократное переселение на южные засечные линии создает множество подгрупп, со своими особенностями в культуре, в том числе и в одежде.
Наибольшую самобытность сохранила женская одежда. Во второй половин 19 в. бытовала широкая и длинная рубаха из домотканой материи туникообразного покроя с нижней оборкой. Шилась она из пестряди в мелкую красно-белую клетку, украшалась вдоль швов, по разрезу груди, на рукавах и подоле кумачными нашивками. Особенно много разноцветной тканевой аппликации было на рубахе юле кулмек
сергачских мишарок. У них же, в одежде пожилых женщин, сохранилась белая рубашка из холста, украшенная вышивкой и кумачными нашивками. Полосками ткани и вышивкой украшали нагрудники кукрекче
. Наиболее интересны кукрекче
темниковских женщин с золотошвейным вихревым
розетками, спиральными завитками, цветочными мотивами.
женский мишарский костюм
Узор на поверхности ткани разряжен и дан крупными золотыми мазками. Также располагали орнамент на сапогах, тюбетейках и деталях головных женских уборов.
Верхняя одежда: камзол, зыбын, тун и позднее бешмет шилась исключительно с приталенной спинкой. Во второй половине 19 в. рукава на камзолах молодых женщин исчезли, пожилые женщины, наоборот, их удлинили, а сами камзолы утеплили на манер бешмета. Получилась новая форма одежды – полубешмет (кыска бишмет
) на вате, с открытой грудью
.
Фартук мишарок являлся как рабочей одеждой, так и принадлежностью выходного костюма. Как и у казанских татарок, он первоначально был домотканым, с ярким геометрическим орнаментом. В конце 19 – начале 20 вв. он стал ситцевым, с пышными оборками на плечах. Носился такой фартук с платьем из фабричной ткани, с кокеткой и подольными воланами общенационального фасона.
У всех групп мишарей отмечается бытование женских головных уборов древней формы. Это и башкигец
в форме капюшона с широкой наспинной лопастью, волосники в виде шапочки с узким тканевым накосником: чэч-кап
и салавыч
. На них сверху надевался тастар
- головное полотенце. В середине 19 в. тастарный комплекс включал еще и головной убор кашпау
, зашитый монетами и бисером. Изучение формы этих уборов помогает понять этапы развития и одежды казанских татар.
Девушки носили шапочки тайка
, белые или цветные трикотажные калфаки, отличающиеся от казанских только деталями. Влиянием казанской моды объясняется замена старых уборов в конце 19 в. платком и калфачком-наколкой. Женщины темниковской и других групп стали покрывать голову двумя платками, сложенными на угол. Концы нижнего завязывали на макушке большим узлом, верхнего – под подбородком.
Сергачские мишарки носили платки в роспуск
, чтобы, как и башкигец
, они закрывали и спину.
Во второй половине 19 в. сохраняется традиция использования большого количества монет для съемных украшений. Монеты нашивались на верхние нагрудники овальной (темниковские мишари) или прямоугольной (сергачские мишари) формы, девичьи тканевые накосники, подвешивались к шейным цепочкам и сканым серьгам. Своеобразной формы была нагрудная перевязь чапук
, бутимар
, буйбату
(местные названия), состоящая из узкой полоски холста с нашитыми монетами и квадратного кармана хасиде
с зашитым амулетом бөти
. Только перевязь хасите
буинской подгруппы была шире, в ней декоративный характер преобладал над амулетным.
Особенности костюмных комплексов мишарей сохраняются до конца 19 в., а интенсивное сближение с общенациональной одеждой заканчивается в начале 20 века.
КАЗАНСКИЕ
женский казанский городской костюм к. 19 векаВ основе костюма казанских татар лежат древние тюркские формы в виде длинной рубахи туникообразного покроя (кулмэк) у мужчин и женщин и свободные шаровары c "широким шагом". Женская рубаха украшалась воланами и мелкими оборками: нагрудная часть оформлялась аппликацией, специальным нагрудным украшением - изу. Верхняя одежда татар была распашной со сплошной приталенной спинкой. Поверх рубахи одевали безрукавный (или с коротким рукавом) камзол. Женские камзолы шили из бархата, украшали по бортам и низу позументной тесьмой, мехом. Предпочтение оказывалось ярким тонам - желтому, зеленому, голубому, сиреневому. В целом костюм был многослойным и тяжелым за счет набора многочисленных декоративных деталей. Важным элементом декорировки костюма были металлические пояса с застежками, литые ажурные пуговицы. Монеты также были частью украшений, количество их достигало 15-20. Предпочитали екатерининские монеты и елизаветинские рубли.
Кто умеет рисовать, вот так выглядели сапоги у казанских татарок в начале ХХ века, сшито из многих видов кожи
Распространенным головным убором мужчин являлась полусферической формы тюбетейка (тубэтэй) или в виде усеченного конуса (кэлэпуш) искусно украшенная тамбурной, гладьевой (чаще золотошвейной) вышивкой. Особо оригинальными были женские головные уборы - вышитая жемчугом, мелкой позолоченной монетой, золотошвейной гладью шапочка -калфак. В изготовление калфаков, которые входили в состав приданого и передавались по наследству, татарские женщины вкладывали много труда и умения. Иногда на голову одевали покрывало, которое повязывали особым (полотенцеобразным) способом.
Женщины и девушки заплетали волосы в две косы, гладко, на прямой пробор. Косы украшались подвесками, кистями - чулпами. Чулпы оттягивали косы и, по мнению татарок, способствовали их росту.
В костюм казанских татарок входили узорные сапожки ичиги. Материалом для них служили цветной сафьян, уже в древности они были настолько хорошо известны, что в Центральной Азии хорошо выделанную кожу до сих пор называют "булгари". Подобное искусство мозаики по коже было известно лишь казанским татарам, оно уходит корнями в культуру древнетюркских степных кочевников.
казанские татары, городской костюм к.19 н. 20 вв.
девичий казанский сельский костюмТрадиционно татарские женщины носили большое количество украшений, вес их в сумме достигал 6 килограмм. Это были изделия из серебра, бирюзы, яшмы, коралла, янтаря. При изготовлении украшений татарские ювелиры применяли бугорчатую скань (известную лишь в Казани), чеканку, литье, гравировку, чернение, инкрустацию.
Лицо женщины в соответствии с исламскими традициями было закрыто покрывалом. В народе говорили, что из-за звона, производимого многочисленными тяжелыми подвесками, кольцами и серьгами, перевязью-хасите, широкими браслетами, скорее можно услышать татарскую женшину, чем увидеть ее.
Bobcat, спасибо! Насколько э интереснее, чем журнал ДеА!
Спасибо!!!
У меня есть серьги - покупала давно в Петербурге, а знакомая девушка - дизайнер из Казани потом сказала, что это татарские. Так ли это - не знаю.
У меня похожие серьги были (это ведь тоже серебро?), правда, до сего момента не дожили, а жаль, красивые.
Ну дизайнеру из Казани, наверное, виднее)) но на мой взгляд, нет. Форма имеет нечто общее с традиционными мкскльманскими украшениями, где используется полумесяц, но техника чернения мне напоминает устюжскую.
Вот, что бывало у татар, если судить по этнографии
Потом еще такой момент, женщины традиционно носят золото и очень редко позолоченное серебро, других металлов в обиходе просто не было)
если интересно на тему ювелирного искусства, можно посмотреть здесь: www.jewellerynews.ru/process/news.html?id=11725 информация заслуживает доверия;)
М - да - кроме золота, в обиходе металла не было... Сегодня очень забавно звучит.:-)) Мы уже не только серебро, но и простые металлы с камешками носим.:-) Обеднели, однако.:-)
Спасибо, bobcat, мне тоже мои серьги татарскими не казались, но я не была уверена.
Мне тоже кажется, что серьги - Северная чернь www.sevchern.ru/artc/artc_view.html?g_id=2&m_id=8
Да, наверное. Я думаю, дизайнеру из Казани подвески родными показались. Жалко, бирку давно выкинула - не посмотреть.
А мне кажется, что серьги похожи на изделия кубачинской работы.
Вообще, форма, действительно, присущая украшениям восточных народов.
Они у вас именно татарские, не сомневайтесь! Цветок характерный для татар. Богатый народ, богатые традиции!
На фото от helen узнаю традиционный казанско-татарский растительный орнамент. Наверно, дизайнер из Казани имела в виду именно его, называя серьги татарскими.