- разбор журнала
- польские куклы
- польский народный костюм
- Куклы в народных костюмах
- фарфоровые куклы
- зарубежные игрушки
- партворк
Перевод журнала Польские костюмы №3
№3 Куклы в народных польских костюмах - Курпианка
Новый перевод от Натали журнала польской коллекции от ДеАгостини - Куклы в польских костюмах, 3-й номер.
Описание первых 10 номеров от bobcat здесь, статья о 3-ем номере с фотографиями куклы здесь.
Знаменитые пальмы Курпе
Курпиевский фольклор тесно связан с католическими ритуалами. На Троицу и Корпус Кристи шанс для украшения домов и хозяйственных построек использовали ветки березы. На праздник сбора урожая, который традиционно отмечается в августе, торжественно благословляют снопы из свежесобранных зерновых. Важным событием также был канун (ночь с 29 на 30 ноября) святого апостола Андрея Первозванного, во время которого можно было загадывать о скором замужестве или женитьбе, для чего в воду лили воск и по силуэту угадывали суженых. В Страстную пятницу, жители держали караул у могилы Христа, а в Великую субботу в местном храме жгли пальмовые ветви. Жар от огня переносили в дом, где его использовали для розжига печи в кухне, чтобы обеспечить благополучие и процветание. В деревнях в районе Курпе ряженая молодежь ходила по домам и в обмен на небольшие пожертвования пела пасхальные песни. Жители некторых деревень едят освещенные пальмовые ветви, полагая, что это может обеспечить им здоровье, в частности – защитить от боли в горле.
Одна из самых больших достопримечательностей КурпеПальмовая неделя
Здесь Курпияне ходят в церковь с крупнейшими пальмовыми ветвями в Польше, потому что, как говорят, высокие пальмовые ветви дольше сохраняются, защищают детей и урожай в поле. Также они отгоняют злых духов. Самые красивые и большие из них остаются в церкви до следующего Рождества. А некоторые приносят их домой и украшают домашние алтари. Задача их состоит в том, чтобы защитить дом от духов и сделать его более безопасным. Самые крупные пальмовые ветви достигают в длину 8 метров. Они изготавливаются в основном из сосны. После чего могут быть украшены орешником, ветками можжевельника, кусочками мха или самшита, разноцветной бумагой и лентами. Цветы для пальмовых ветвей начинают делать во время Великого поста. Хотя эта традиция прочно укоренилась в Курпие, после войны стала постепенно исчезать, вплоть до 1969 года, когда по инициативе Ядвиги состоялся первый конкурс пальмовых ветвей. С тех пор каждый год, в воскресенье толпы туристов и местных жителей собираются, чтобы посмотреть шествие с высокими пальмовыми ветвями. (В России – это вербное воскресенье)
Уборочная Дожинки
Особенно широко из так называемых местных традиций Дожинки
отмечается в конце сбора урожая. Курпиевские крестьяне обычно помогали друг другу, когда заканчивали со своим, то принимались за следующее поле. Когда они работали на хозяина, то оставляли пучок не срезанного хлеба (колосьев) и украшали его цветами. Затем переносили все к помещику, который после церемонии устраивал для всех роскошную трапезу в благодарность за помощь с урожаем. На поле также оставляли немного хлеба, чтобы задобрить птиц и мышей, которые могут уничтожить урожай на следующий год.
Традиции Рождества
Специальный региональный фестиваль отмечается шестого декабря. В этот день в Курпе воздерживались от еды и защищали домашний скот от нападения голодных волков. Эта традиция исчезла во время истребления хищников в Зеленой Пуще. Во время рождества молодые в костюмах, украшенными лентами и бумажными звездами пели колядки в обмен на пожертвования. На Новый год (Новы Рок) хозяйки пекут - печенье в виде животных и лепешки с изображением птиц. Печенье сушили и подвешивали под потолком, чтобы принести удачу на охоте.
Простота и красота
Великие традиции Курпиян лучше узнать в музее около Ломжи. Это старейший в своем роде в Польше музей, основателем которого был Adam Chętnik в 20-е годы ХХ века. В этом прекрасном музее на реке Нарев в Курпе можно полюбоваться сокровищами, которые расскажут о богатстве традиций.
Жители Зеленой пущи (Зелена-Гура) с девятнадцатого века были переданы соседей Курпе. Это название произошло от типа обуви, которую здесь носили, их называют kurpiami - сандалии из луба или сосны. Сами люди в этих областях гордились своей культурой и традициями. Курпе с самого начала колонизации имел определенные права и условия экономического развития. Первые жители Курпиевщины в основном занимались рыболовством, охотой, пчеловодством на основе королевской привилегии (право было предоставлено королевским указом в 1559 году), добычей и переработкой янтаря, столярным ремеслом и ткачеством. Исторически сложилось, что из-за плохой почвы было плохо развито сельское хозяйство и не было возможности обеспечить населению достойную жизнь. Таким образом, деревни Курпиевщины посредством плетения, ткачества и столярных изделий обеспечивали себе дополнительный доход. Изоляция, разные условия жизни и преимущественно лесистая местность Курпе создали богатую и уникальную культуру, своего рода эстетику и характер Курпе, здесь славятся своим упрямством, силой духа, но и невероятным гостеприимством и чувствительностью к красоте, любовью к свободе и патриотизмом. К югу от Зеленой Пущи проживают Курпяне, которые появились в восемнадцатом веке. В 1730-1790 здесь поселилось около 300 семей. Они составляют отдельную группу, которая сегодня определяется как Белые Курпяне. Они сохранили некоторое сходство с жителями Зеленой Пущи в части диалекта и архитектуры, но представляют собой типичное сельскохозяйственное население.
Собственная речь
В Курпиевщине разработан характерный диалект, история которого тесно связана с началом заселения востока Мазовщины. Исторически связанный с Мазовецким диалектом, он сохранил многие архаические черты. Среди наиболее интересных элементов должны быть замечены произношение "в", как "цзы" например: Волк (wilkZilk), Белка (wiewiórkazieziórka), смягчается произношение п
, как пси
Например, Курпиянка – Курпсиянка, пиво – псиво.
Популярные слова на диалекте Курпе это:
dziewczyna -dziewtok (девушка),
chłopak - chłopakrodzina (мальчик/парень)
jabłko - jepko (яблоко)
na zdrowie -na zdrozie (на здоровье)
dobry wieczór - dobry ziecór (добрый вечер)
ak się masz - jok się mos (как ты?)
Крестьянские усадьбы
Курпиянские хозяйства в Зеленой Пуще были относительно большие и добротные. Типичное крестьянское хозяйство состояло из жилых домов, амбара, построек для скота, забора, стоящего вокруг двора, за которым тянулся небольшой фруктовый сад и двор. В саду, как правило, находился вход в погреб, выкопанный в земле, где в зимний мороз хранили чувствительные сельскохозяйственные культуры (семена), а летом - скоропортящиеся продукты. В Курпе жили в деревянных хижинах, построенных в виде квадратов. Жилые здания, а также хозяйственные постройки выделяются очень богатым внешним декором. Дома были увенчаны крышами с фронтоном, они были размещены таким образом, что чуть выходили за границы стен. Было два больших окна с расписными ставнями обычно синего оттенка с красочными цветами. Спереди была небольшая дверь с узкими планками. Дома снаружи покрывали опалубком. Основным видом декоративно-прикладного искусства, на котором специализировались в Курпе была резьба. Мужчины с молотком и долотом устанавливали декоративные столбы на которых вырезали различные мотивы, преобладали среди них симметричные и повторяющиеся геометрические узоры и изображения животных (головы птиц, рога, топоры и т.д.). Резные доски украшали отдельные элементы конструкции дома. Специально размещали резные планки над оконными проемами, что вместе со ставнями создавало очень живописный вид.
Внутри хижины
В противоположность богато украшенному фасаду дома, интерьер внутри отличался скромностью. Передняя дверь вела в сени, оттуда в комнату для проживания. В центре находилась печь с дымоходом. Прямые балки настилали на поперечные балки. На одной из них – перпендикулярно располагался так называемый хозяйственный угол, где размещали миски, мотки пряжи, тарелки, полки были прибиты прямо к стене и чаще всего оставались открытыми, для хранения столовых приборов в части балок делали отверстия разного диаметра. Основной мебелью в доме были: диван-кровать, стол, стулья с сиденьями и спинками, скамейки либо плетеная мебель, деревянный короб, окрашенный в темные оттенки красного или коричневого.
В комнате было 2 отдельных входа в альков, где оставляли на ночь одежду, где спали дети, или оставались молодожены. Стены украшали многочисленными изображениями святых, а богатые фермеры покупали у местных мастеров глазурованные алтари. Основным из украшений комнаты были занавески на окнах, они менялись дважды в год после побелки стен перед Рождеством и пасхой. Бумажные украшения появились в конце девятнадцатого века с распространением цветной и глянцевой бумаги и первоначально имели весьма скромный вид - зубцы вырезали только по краям, с течением времени конструкции стали гораздо более сложными: симметричные деревья, кошки, звезды, асимметричные композиции, состоящие из колоритных персонажей и животных. Деревья и Звезды подвешивали под потолком и в углах, в то время как красочные наклейки украшали пространство над дверью, имитируя фризы.
Песня Co Po Lesie Sie Nesie...
Население Курпе известно своей музыкальностью. Песни региона затрагивают интересные темы и имеют уникальный стиль. Их содержание связано с охотой, пчеловодством, народными обычаями и бытом жителей Зеленой Пущи.
Характерную для Курпе музыку редко встретишь в других польских регионах, пятиразмерные (2 +3) и восьмиразмерные (2 + 3 + 3) и (3 +2 +3), характерной особенностью местных песен в медленном темпе является сильный голос. В Курпе их называют лесными
, а самой популярной песней этого типа была Tam na polu sośnia
. Песни другого характера называются скочными
. Их поют на вечеринках и свадьбах, с характерным притопыванием. Более 2000 песен Курпе собрал в песенник Владислав Скирковский в 1913-1939. Кароль Шимановский создал Шесть курпевских песен для смешанного хора а капелла
и Двенадцать курпевских песен для фортепиано
(Цикл – Песни Курпевские
). Игры, танцы и свадьбы заполняли такие танцы, как powolniak, ротонда (хоровод), польки, zuraw, фафур. Наиболее характерный танец powolniak. Музыка в этом танце имеет переменную подпись времени, всегда надо отсчитывать 3 шага. Танцоры делают шаги медленно и быстро, повороты получаются долгими и энергичным. Нет лишних движений или прыжков. Как говорят в Курпе, лучшим танцором считается тот, который танцует так, тарелка с головы не упадет. Примечательно также, что он имеет все элементы хоровода.
Я вот посмотрела на молоток ру сколько стоят польские куклы.Прочитала что с доставкой
куклы стоят 950 рублей.Это более чем в 4 раза больше стоимости дам эпохи в Украине.А у нас многие кто покупают все номера дам эпох уже по 55 грн.(около 220 руб) жалуются что дорого а многие же покупают всю коллекцию польских кукол которые далеко не стоят 950 руб-цена крайне переоцененная.
извините но в россии тоже не каждый может себе позволить собирать всех кукол дам эпохи и народниц не говоря о инодамах ,а потом не кто не говорит о доступности это хобби развлечение на которое нужны деньги
Да уж, что тут говорить, любое собирательство, а тем более серьёзное коллекционирование - это вложения средств, причём иногда довольно большие! Иногда с ужасом понимаю, что вот куклу очередную купила, а что-то нужное - забыла! Стараюсь, чтоб такого не было: главное - это главное, а хобби - в оставшееся время и на оставшиеся деньги. :-))