- разбор журнала
- польские куклы
- польский народный костюм
- Куклы в народных костюмах
- фарфоровые куклы
- зарубежные игрушки
- партворк
Перевод журнала Польские костюмы №6
№6 Куклы в народных польских костюмах - Бамберка
Перевод от Натали журнала польской коллекции от ДеАгостини - Куклы в польских костюмах, 6-й номер.
Описание первых 10 номеров от bobcat здесь, статья о 6-ом номере с фотографиями куклы здесь.
Из Бамберга в Познань
Каждый год летом фестиваль в Познани привлекает толпы зрителей. Всем приятно играть на Старом рынке возле статуи Бамберки. Но не все знают, как бамбры появились на польской земле.
Познань была важным центром торговли. Приезжая в город купцы закупали товары, производимые на местном рынке, пользовались услугами местных мастеров. Доход получали не только горожане Познани, но и местные помещики, и жители ближайшей деревни. Однако, ситуация изменилась в начале восемнадцатого века. Многие села Познани были уничтожены или опустошены войной на Севере (1700-1721) и эпидемией холеры. Как сообщает летопись: даже после того, как от пережитого не осталось и следа, в городе не было средств для развития брошенных деревень. Таким образом, правительство решило привлечь поселенцев за пределами западной границы, еще до того, как они поселились в Великопольше и в других частях страны. Легенда гласит, что обращались к германским городам, в основном на юге Франконии (Бамберг), по инициативе епископа Христофора Шембека. Несмотря на плодородные земли, бамбергские деревни были переполнены, и многие жители находились в условиях нищеты. Вероятно, это стало поводом официального запрета на пакеты акций (наследство) – наследником признавался только один из сыновей, остальные оформлялись, как свободные фермеры. В 1719 году власти Познани перевезли первые группы немецких поселенцев из Бамберга в район города Любон. В 1719-1753 деревни Dębieć, Bonin, Jeżyce, Górczyna, Winiary, Rataje, Wilde, Żegrze были заселены бамбрами. Эти деревни в середине ХХ века были включены в новые районы города Познань, и потеряли свой первоначальный сельскохозяйственный характер, немецкие поселенцы на основании проведенного совета в Познани должны были стать католиками. Со временем выяснилось, что католическая религия позволила немецким поселенцам быстро освоиться среди польского населения и проникнуть в культуру села Познань. Немецкие поселенцы, наряду с польскими соседями быстро восстановили разрушенные села при содействии города: получали древесину для строительства домов и хозяйственных построек, сеяли семена, получали права свободно распоряжаться обрабатываемой землей, освобождались от уплаты налогов в первые годы. В свою очередь бамбры взяли на себя обязательства по упорядоченному ведению хозяйства.
Вместе с поляками
Глубокая вера из Бамберга пришла к своим польским соседям. Конечно, первоначально был языковой барьер, тем более, что священники не знали немецкого языка. Поэтому бамберцы собирались на молитву в частных домах, со временем, выделяемых в церковь в Познани, где служили немецкие мессы. Но через 100 лет, большинство бамбров были лингвистически ассимилированы, так как жили в близких отношениях с польскими соседями. Все чаще, совершались смешанные браки, и следующее поколение бамбров отождествлялось с поляками. Определение этнической и религиозной политики произошло во время прусских завоеваний. Привела к этому борьба против захватчиков с Католической Церковью. Бамбры стояли в одном ряду с поляками, чтобы защищать веру и независимость, мужественно защищали польские школы, принимали участие в обороне страны в сентябре 1939 года. Из-за патриотического отношения многие из них умерли в немецких лагерях. После войны судьба не была к ним милостива. Иностранцы были вытеснены новыми властями на обочину общественной жизни. Изымали их земли, магазины, усадьбы, и ограничивали традиции.
Бамберские праздники
Общество бамбров в Познани было основано в 1996 году. Одним из инициаторов его создания была профессор Мария Парадовская. Наиболее известный автор исторических и этнографических работ, посвященных бамбрам Познани. В обществе встретились потомки бамбров , которые передали в музей свои семейные реликвии, документы и фотографии. По инициативе общества с 1996 года организован Бамберский День Старого рынка в Познани, поставлена статуя Бамберки, изготавливают фигурки. Это происходит в первую субботу августа, в память о заключении первого контракта между городскими властями и поселенцами. Во время отдыха вы можете насладиться великолепными бамберскими костюмами, послушать народную музыку, наслаждаться традиционным блюдом пыры с гзиком
(картофель, отваренный в мундире
с творогом и сливками, иногда подается с пряностями), принять участие в конкурсе на диалекты Познани. В 2003 году был открыт в Познани Музей Бамбров
, который об истории и вкладе в народную культуру Великой Польши и Познани.
Бамберская свадьба
Свадьба длится несколько дней. Самая красивая здесь невеста, чья голова украшена высоким головным убором с цветными лентами, цветами, перьями и окрашенными тонкими бляшками.
После окончания церемонии бракосочетания один из мужчин, как правило, это был лучший друг, брал из дома кувшин пива и кусок хлеба и возвращался в село, чтобы встретить невесту. Девушка разливала пиво и после дегустации один из молодых людей, показывал, что собирается жениться. Хлеб он клал в куртку и после прибытия домой, заворачивал в белую ткань и прятал. У этого хлеба была магическая сила, нельзя потерять даже крошки, так как от этого зависит от будущее молодоженов. В начале праздника подавали бульон, после дегустации в ложках супруги уносили несколько серебряных монет. Во время ужина один из молодых людей, воровал
обувь с ноги невесты, которую впоследствии продавали
с аукциона. На второй вечер в доме жениха проводили очепины. Утром друг невесты, обходил гостей с шапкой, и каждый гость должен был наполнить ее по крайней мере на четверть. Сват с хозяйкой въезжал в город, и собирали деньги на покупку сладостей во время ожидания вывода жены. После очепин
все сидят за столом, еще раз, и во время еды, повторяется та же история, с обувью невесты. В последний день своей свадьбы получил рубец, приготовленные в кисло, которая возвестила о конце церемонии. Во время свадебной церемонии много танцев, и наиболее характерным был танец с кукушкой. Невеста пряталась, а жених с завязанными глазами искал свою жену. Поиску способствовали крики кукушки, которые под музыку издавали гости, если молодой становился ближе к любимой. Чем раньше жених и невеста находили друг друга, тем считалось, будет больше счастья вместе.
Из сельских районов в городские
С 1900 года бамбры из села постепенно возвращаются в Познань. Бамбры принесли многие элементы традиционной народной культуры в город, во главе женское платье, которое уже в межвоенные годы стало одним из символов Познани. Сегодня, в дополнение к оригинальным платьям, имена нескольких бамбергских семей и несколько памятников.
О жителях села Познань, в том числе бамбрах, написал в девятнадцатом веке, знаменитый этнограф Оскар Кольберг: «народ из области Познани, как правило, среднего роста, чаще можно видеть людей высоких, чем низких. Женщины бабмберки часто попадаются коренастые, с правильными чертами лица, можно видеть, что их кожа белая, и щеки со здоровым румянцем, глаза ясные (но не слишком сияющие), как правило, серого цвета, редко полностью черные. Волосы темные, как правило (хотя и не всегда черные) вьющиеся от природы, у женщин аккуратные кудри или косички, мужчины бреют бороды, и часто подстригают усы. Мужчины трудолюбивые, вежливые, трезвые (особенно в будний день), однако, менее гостеприимные и менее склонны с радостью поговорить, чем живущие вдали от города. Занимаются главным образом садоводством и животноводством, и немалое число из них пришло к сравнительно большим богатствам.
В доме бамбров
Бамбергские деревни опрятна и аккуратны. Большинство из них были построены по плану, вокруг дома разбивали сады и возводили свинарники, коровники, сараи, конюшни и овчарни. Дома были в основном из кирпича или дерева. За порогом начинался вход в вестибюль (коридор), в котором был шкаф или вешалка для верхней одежды и шарфов, иногда стояли бочки с капустой, ведра, плетеные корзины, а справа от двери располагались изображения святых. В доме были квадратные комнаты. Особое место занимала спальня, где они были кровати для родителей и детей. Бабушки и дедушки обычно спали в нише. В течение дня кровати были аккуратно заправлены и покрыты покрывалами. Над ними на стене висели картины с изображением святых и декоративные часы. В углу спальни стоял столик с зеркалом, умывальником, и кувшин с водой. Повседневная жизнь, как правило, шла в уютной кухне, где не было недостатка продуктов, приобретенных в городе: чугунные сковородки, вафельницы, формы для выпечки тортов, жестяные ведерки, медные тазы, дробилки, терки, горшки. В гостиной комнате, куда приходили гости и проводились семейные молитвы, располагалась витрина (сервант) с дорогостоящим фарфором (который редко использовался). Кухня польских крестьян из сельских районов, как правило, была скромнее, потому что чаще всего они ели простой суп, макароны, картофель и пыры с гзиком
.
Достопримечательности Познани
Долгое время бамберские районы в Познани сохранили свой сельский характер. Со временем, однако, многие фермы были куплены городом для строительства дорог и бывшие хозяева отказались от сельского хозяйства и взялись за ремесла, торговлю и работу на фабриках. Среди купцов пользовался большим признанием Jan Deieriing. В 1905 году он построил современный универмаг, также имел свои собственные склады и железнодорожную ветку. Создал коммерческую империю на местном рынке металлов и техники, поддерживал польскую сталелитейную промышленность. Он и его жена поддержали католический приход в Пущиково.
В время Второй мировой войны оказал финансовую поддержку польскому подполью известный купец и ремесленник Энтони Шнайдер, он был одним из лучших мастеров Великопольши, и тоже из семьи бамбров. Помимо этого можно отметить семью Leitgebrów, которые в самом начале воевали в польских частяхпод командованием генерала Яна Генрика Домбровского. Josef Leitgeber открыл в девятнадцатом веке, крупнейший магазин вин в Познани, который остался в руках семьи до 1939 года. Многие из Leitgebrów участвовали в культурной и политической жизни города, открыли издательство, а также поддерживали польское образование в Познани.
Наиболее ценные и хорошо сохранившиеся памятники, несомненно: парк Домбровского, Городская ратуша, Императорский замок, Любранская академия, Библиотека Рачинского, дворец Дзялынских, дворец Горки (археологический музей) и серия Купеческих домов (сейчас в них располагается христианская организация Познани).
Национальное сокровище
О Тадеуше Сыгетыньском писали, что, он был скромным человеком полным страсти и сияния молодости, безгранично преданный "Мазовше" - группе, которая сегодня считается национальным достоянием.
Тадеуш Сыгетыньский был разносторонне талантливым - он стал одним из основателей известного довоенного кабаре «Qui Pro Quo", работал в театре оперы и балета, был диктором, дирижером, автором песен для театра и режиссером радиопостановок Во время Второй мировой войны, но память поляков вошел, как основатель Национального ансамбля песни и танца "Мазовше", который создал в 1948 году со своей женой, одной из самых известных довоенных актрис в Варшаве, он поклялся себе в руинах разбомбленного города, что если будут пережиты кошмары войны, будет и ансамбль. Так оно и случилось - в соответствии с приказом Министерства культуры и искусств, 8 ноября 1948 года «Мазовше» стал не только работой всей жизни Сыгетыньского, но и национальным достоянием. Ян Бжехва (польский писатель, сатирик) сказал: «Мы знаем, - конечно, - в какой степени народное искусство вдохновило Шопена, но Тадеуш Сыгетыньский открыл истинную красоту народных песен, показал необыкновенное богатство искусства, создав "Мазовше" и песни, которые стали полной неожиданностью. Сердце и ухо Сыгетыньского вывели из песни сокровища, спрятанные в народные музыке. В его виртуозных руках алмазы после полировки приняли ослепительный блеск».
Одна из самых ярких кукол коллекции, ну очень необычная, поэтому так интересно журнал читать, СПАСИБО!
Натали!Огромное спасибо за Ваш труд
Пожалуйста)) Может у кого-то уже есть следующие номера журналов? Ко мне они не скоро приедут, и то не все…
У меня пока нету и не предвидится, а если у кого есть - опубликуйте пожалуйста сканы, тогда и перевести можно будет... :-)))
Девочкия я бы с удовольствием выложила сканы журналов. Но, пока мои кукляшки не приехали. Как только появяться так сразу.
Nataly, мы тогда тоже ждём, когда вы куколок получите!! :-))
Как получите - вы может тогда напишите где-нибудь в комментариях, я сразу отдельные статьи по каждому из номеров создам, чтоб сканы сразу туда грузить... И фото куколок...
admin, отлично договорились!!!
Я сообщю на общей страничке польские куклы
www.toybytoy.com/doll/Polish_dolls_in_national_costumes