- Куклы в народных костюмах
- ДеАгостини
- фарфоровые куклы
- партворк
- коллекционные куклы
- костюмы для кукол
- история
Куклы в народных костюмах: отзывы о коллекции
О серии: журнал Куклы в народных костюмах.
Выносим комментарии и отзывы о костюмах кукол серии ДеАгостини Куклы в народных костюмах (из комментариев под статьёй о 58 кукле серии).
Очень люблю краеведческие музеи. Во всех поездках в первую очередь стараюсь ознакомиться с самобытным миром народного быта, местности, костюма. И везде в народных женских костюмах России присутствуют рубахи с длинным рукавом. У запястья они имеют кулиску с вдетым в нее шнурком, чтобы фиксировать длину рукава на нужной высоте. Если хозяйка доит корову, месит хлеб, стирает, то рукав поднимается до локтя. Но на улицу женщина с голыми руками, голой шеей, непокрытой головой не выходит.
Народный костюм всегда очень целомудренный, он не открывает постороннему глазу ничего лишнего, не позволяет демонстрировать открытые части тела.
Народный женский костюм всегда украшен вышивкой, выполняющей роль оберега и украшения, показывающей мастерство, терпение и вкус швеи. Недаром нарядные народные костюмы переходили от матери к дочери, хранили память родовых орнаментов, как образец защиты от недобрых сил.
Особенно искусно украшались вышивкой запястья, ворот и планка рубашки, а также опояска и очельник.
Понятно, что проект коллекции не может буквально копировать сложный декор, но ведь можно принтами на ткани имитировать любую вышивку и узоры. При больших тиражах себестоимость такой одежды будет копеечной, а эффект правдивости максимальным.
Производители, услышьте своих постоянных покупателей!
Вариант рубахи с укороченными рукавами
После долгих поискав удалось найти такой вариант костюма:
Девичий венчальный костюм. Начало XX в. Новгородская губерния, Устюжский уезд
Венчальный костюм включает в себя белую составную рубаху, темно-синий домотканый льняной сарафан прямого покроя, плетеный пояс.
Верхняя часть рубахи сшита из трех прямых полотнищ фабричной ткани с разрезом посередине груди. Прямые рукава из цельных полотнищ доходят до локтей, где собираются в частые сборки под обшивки. К ним пришиты широкие пышные оборки. Верхние края полотнищ и средней части рукавов, собранные в частые сборки, образуют округлый вырез горловины. К нему крепится густая оборка, пришитая по верху бейкой.
Под рукавами вшиты ромбовидные ластовицы. Нижняя часть рубахи — станина
сшита из трех прямых полотнищ и одного клина грубого домотканого льна.
Однако такая рубаха - редкость, в основном все рубахи - только с длинными рукавами:
Половина костюмов коллекции спроектирована с грубейшими ошибками и требует серьезных переделок. Особенно это касается причесок, рукава и ворота . Если женщине срезали хотя бы прядь волос, то она считалась обесчещенной. Волосы никогда не распускались на людях (кроме бани), они искусно заплетались в косы, убирались лентами, укладывались на голове гнездом или корзинкой. Это означало, что девушка - невеста, готова под венец. Сверху прически надевался очельник, или кокошник, или кика, повязывался покров.С непокрытой головой женщина на улицу никогда не выходила.
Очельником в старину назвали повязку, которую носили на лбу (от древнерусского чело
- лоб
). Очельник выполнял не только практическую функцию (защищал глаза), но и служил украшением. Кроме того, считалось, что того, кто носит очельник, нельзя обмануть. Очельник плели из ниток, лет, бус и жемчуга, мелких поделочных камней, украшали кистями.
История кокошника полна тайн и загадок, а точного времени его появления не знает никто.
Коко́шник — старинный русский головной убор в виде опахала или округлого щита вокруг головы. Кичка и сорока носились только замужними женщинами, а кокошник — в том числе незамужними. Кокошник представляет собой лёгкий веер из толстой бумаги, пришитый к шапочке или волоснику; он состоит из убранного начельника и донца, или начельника и волосинка, со спуском позади ленты. В XIX в. бытовал в купеческой и крестьянской среде (главным образом в северных губерниях), а в допетровской Руси — и в боярской.
Волосник
ВОЛОСНИК - шелковая шапочка у замужних русских женщин (16 - 18 вв.), иногда стеганая, надевавшаяся под повойник или платок.
Головной убор замужней женщины был сложным и состоял из нескольких богато украшенных предметов – волосника, кокошника, кики, убруса, платка и др. Он входил в состав традиционного костюма и его бытование известно по этнографическим данным вплоть до начала ХХ века.
Даль в толковом словаре дает следующее определение: волосник – наголовок, чепечник, косник, шлык, подубрусник, шамшура, род шапочки, иногда простеганной, надеваемой бабами под повой или платок; род кокошника, кички с рогами, вышитого бисером или парчового (Даль, 1978. С. 235).
Волосник известен и у других народов, он выполнялся из различных текстильных материалов, имел различные формы.
В средние века на Руси поверх волосника накладывали убрус, на который, выходя из дома, в обычные дни надевали кику, а в праздничные – кокошник. Этот комплекс нередко завершали позатылень и поднизь из жемчуга или колотого перламутра. (Рабинович, 1986. С. 80 - 82). В литературе отмечаются и другие варианты ношения этого элемента головного убора: волосник надевался поверх повойника и платка, повязанного на повойник и закрывавшего затылок. (Соснина, Шангина, 1998. С. 48). Отмечают также, что волосники надевались вместе с убрусом, под убрус или поверх его (Соснина, Шангина, 1998. С. 48; Забелин, 1869. С. 600).
Средневековые волосники занимают особое место в истории русского традиционного костюма и разительно отличаются от более поздних этнографических волосников. Каждый известный на сегодняшний день средневековый волосник неповторим, уникален и является произведением декоративно - прикладного искусства. Но, несмотря на их разнообразие, прослеживаются общие черты и устойчивость в формах, технике изготовлении, орнаментации.
На сегодняшний день известно более 30 находок волосников.
Волосник состоит из плетеного верха, выполненного золотными нитями в технике спрэнг (sprаng), и тканевого очелья, которое сшито из красной ткани с вышивкой золотными нитями. Под очельем, для его укрепления, была подшита подкладочная ткань. Волосник сшивался красной шелковой нитью. Под плетеной частью, между сеткой и волосами, были обнаружены небольшие фрагменты сильно деструктированной ткани. Вероятно, это остатки другого головного убора – небольшой нижней шелковой шапочки или это остатки убруса.
Статья о головных уборах - www.narodko.ru/article/avtoref/The_womens_headgear_Nizhny_Novgorod
Женские украшения в Древней Руси
Древние русичи с давних пор старались по всякому украсить себя и свою одежду. Ношение серёжек, колец, а также назначение вышивок на рубахах и поясах объяснялось, прежде всего, необходимостью защиты от сглаза, воды, огня, змеи, падежа домашнего скота, порчи свадеб и других многочисленных опасностей, которым подвергался человек. Узорочьем именовалось прикладное искусство создания украшений, которые носили буквально все: и простые люди, и знатные. Деревенские кузнецы делали украшения из сплавов меди или железа, городские владели сложной техникой ковки украшений из серебра и золота.
Среди женских украшений наиболее распространёнными были височные кольца или усерязи. Первоначально височные кольца являлись важным этническим признаком: по форме и виду колец можно было сразу определить племя, к которому относилась носившая их женщина. Однако с развитием городов височные кольца стали приобретать общие черты и их племенные различия после XII века почти стёрлись. С исчезновением височных колец в XIV - XV веке самыми распространёнными височными украшениями стали колты.
Не менее популярными у женщин Древней Руси были шейные украшения. Стеклянные бусы носились женщинами всех сословий, а вот металлические обручи - гривны были большей частью украшением зажиточных людей. Наиболее дорогими считались билоновые гривны (сплав меди и серебра), а наиболее распространёнными - медные или бронзовые, иногда с серебряным покрытием.
Важной частью традиционного женского костюма были также разнообразные нагрудные и поясные подвески. В первую очередь, они играли роль амулетов.
Однако наиболее распространёнными среди женских украшений были перстни. Это объясняется, в первую очередь, их важной ролью в свадебных обрядах. Носили перстни на руках, иногда по несколько на одном пальце.
В XII веке также появляются звёздчатые колты и украшения чернью.
Бусы носили женщины разных сословий, это было одно из самых популярных шейных украшений. В настоящее время насчитывается до сотни разновидностей бус, каждые из которых отличаются по цвету и форме. Наиболее распространёнными были стеклянные бусы В общем выделяют четыре типа бус: стеклянные (синего, чёрного, светло - зелёного цвета),
бусы из многослойных стеклянных палочек, дутые бусы и многогранники. Наиболее любимым цветом для бус считался зелёный.
А вот знатные женщины предпочитали бусы, составленные из различных материалов (золотые, жемчужные и выточенные из драгоценных камней).
Женщины Древней Руси очень любили украшать себя браслетами, особенно распространёнными были стеклянные браслеты. Браслеты всегда делали круглыми, но различными по сечению: гладкие, кручёные, витые, квадратные, рубчатые, треугольные. Богатой была и их окраска: чёрная, коричневая, зелёная, жёлтая, бирюзовая, фиолетовая, синяя, бесцветная и т.д. Значительное количество браслетов делалось из янтаря.
На браслетах чаще всего изображались символы воды: плетёнка, волнистый узор, змеиные головы. Это связано прежде всего с назначением браслетов: они надевались девушками во время русалий-торжеств по поводу доброй, плодоносной воды.
Подвески носились на длинных шнурах или цепочках и крепились к платью на груди или на поясе. Делались они из серебра, меди, бронзы и билона.
Среди девушек особенно было популярны подвески в форме Луны, так как именно она считалась покровительницей незамужних. Широко распространены были привески в виде миниатюрных гребней с двумя звериными головами.
Гребню с давних пор придавались магические функции, как защитника человека от всякой заразы. Конечно, широко использовалась солнечная тематика, а также символы воды.
Гривна
Гри́вна — серебряное или золотое украшение в виде обруча, носившееся на шее в том числе в Древней Руси. Встречаются также варианты из бронзы и железа, витые и гладкие версии. Шейные гривны изготавливались из толстой проволоки (дрота), иногда перекрученной, с петлеобразно загнутыми концами.
Гривны редко застёгивались, чаще они были сжаты так, что их концы заходили далеко друг за друга. Носились на шее по одной и по две, иногда вместе с ожерельями. Украшались орнаментом или насечками. Конструкция гривны менялась с течением времени. Неизменной оставалась жёсткость конструкции, дошедшая и до наших дней.
Гривна снова вошла в моду в начале 1950-х годов.
Смотрите также - www.liveinternet.ru/users/4214061/post172969151
Вышивки
Презентация, заслуживающая внимания.
www.myshared.ru/slide/67345/
Невероятное разнообразие народных вышивок, головных уборов, шалей и украшений. Многие можно носить хоть сейчас.