Польские куклы в народных костюмах 20 (скан, перевод)
№20 Куклы в народных польских костюмах - Добжинка
Польские куклы в народных костюмах 20 (скан, перевод).
Фото куклы.
Скан от Nataly, перевод - от Натальи (natalya_pale).
Скан журнала № 20.
Жительницы Куяво-Поморского воеводства, точнее города Добжинь на реке Висле. На сегодняшний день в городе чуть больше 2000 жителей (!!! а куколка своя будет, молодцы поляки).
Сам же город известен с 11 века, в 13 здесь был даже свой военный монашеский орден, а Добжинь был столицей одноименного удельного княжества. Город сожгли в ходе одной из войн литовцы, а когда была заключена польско-литовская уния, город отстроился, но оказался в полосе спорный земель с тевтонским орденом. Это была странная история, поляки сами пригласили тевтонцев для защиты своих северных рубежей, но те вместо защиты зачем-то решили обратить местное население еще разок в христианство, а покидать Польшу наотрез отказались. Все это на себе прочувствовал Добжинь на Висле.
Смотрите на сайте путеводитель по польской коллекции кукол в народных костюмах, также смотрите статью с описанием 11-20 номеров от bobcat.
Перевод журнала:
От кануна Рождества до великой ночи
Рождество и Пасха самые красивые польские праздники, богатые на ритуалы и традиции. Кроме того, в Добжине многие обычаи, связаны с этим периодом, например, битье яиц.
Как и в других частях страны под скатерть здесь кладут горстку сена, монетки и конфеты для детей. Традиционно за столом оставалось одно пустое место для бездомных странников, ранее верили, что это было место для души одного из членов семьи, умерших в прошлом году. В богатых домах на ужин готовили девять или двенадцать блюд, в бедных семьях только два или три. На стол подавали суп (фруктовый с клецками, грибной, борщ, с капустой, с горохом и т.д.). клецки с маком, блины, кашу гречневую с рапсовым маслом, капусту и картофель. Рыбу подавали в основном в селах, которые граничили с реками и озерами, где люди занимались рыболовством. Для детей готовили специальный хлеб в форме птиц.
Добжинки.
Вечером нельзя было мыть посуду, поэтому остатки пищи находились на тарелках до следующего утра. На следующий день заносили животных, чтоб накормить их сеном из под скатерти, это сулило всем здоровье в течение года. В некоторых деревнях существовал обычай гонок
на возах на обратном пути из церкви, чей воз приедет первым, у того будет хороший урожай. На второй день можно было наконец-то устроить веселье после долгого адвента.
Новый год
Накануне Нового года по обычаю внешние двери и окна в домах замазывали пеплом (сажей) из труб.
Kłóbce.
Наутро нового года молодые ходили по деревне, собирая «пожертвования», ятобы вечером устроить пышное веселье. От Рождества до Крещения ходили от деревни к деревне воспевая Христа. Последним в деревне был карнавал с ряжеными. Это были козы, всадники на лошадях, солдаты и медведи, женихи и невесты, цыгане, петухи и т.д., в сопровождении скрипок, барабанов и труб. Часто они ходили в соседние деревни и по прибытии на место «просили»: «Добрый хозяин, дай нам хлеба и молока, тогда будешь иметь все что нужно. Добрая хозяюшка, дайте нам колбаски, будет вам полон передник (фартук). В некоторых селах на землях Хелмно и Добжиня перед пепельной средой женщины собрались в комнате, брали сковородки и чулки, наполненные пеплом. Когда входил мужчина, били палкой в кастрюлю, и убеждали его, купить водки. Если мужчина этого не делал, то они гремели кастрюлями и опрокидывали его на землю, посыпая пеплом. На Пепельную среду пепел бросили в дома соседей или замазывали окна, а затем наступал период поста, во время которого избегали шуток и игр.
Страстная неделя
Обычной практикой в Добжинских деревнях была порка розгами, известная как Божьи Раны. Первый, кто вставал в тот день, брал можжевеловые или березовые ветки, и в память о бичевании Христа, ударял в знак покаяния всех членов семьи, приговаривая: «Божьи раны! Сделай господи, чтобы муж не бил жену и детей своих и рабочих своих (а дети, чтоб не били родителей своих).
В Великую субботу в церкви проходило благословение огня и воды. Тогда верующие брали святую воду в дом и заполнение ей в основном кропельнички
, которые висели при входе. Этой водой благословляли молодых, больных, во время визита священник, освящали здания во время шторма. Некоторые выпивали немного святой воды, приходя из церкви. Так же домой приносили священный огонь и веточки боярышника.
Пасха
Первый день Пасхи считался в Добжине самым большим религиозным праздником, и его следовало проводить в молитве, в настроении серьезности и внимания. Пищу готовили заранее, в этот день готовить запрещалось. В первой половине дня все оставались дома с больными. Пациентов с язвами и пустулами (гнойниками) купали в реке или озере, считалось, что это принесет им выздоровление. Пасхальный завтрак начинался с освещенной накануне пищи. Те продукты, которые не съедали в Великую субботу, сжигали, а пепел закапывали. В понедельник, как и везде, девушки обливали водой женихов, а во вторник все было наоборот. В пасхальное воскресенье проводили различные игры, например, разбивали яйца, выигрывал тот, чье яйцо после удара оставалось целым.
Добжинские деревни
Kłóbce дом.
Дома в Добжини строили из дерева, но хозяйственные постройки возводили каменные. Один из таких домов можно увидеть в куявско-добжинском этнографическом парке Клобце - это красивый музей под открытым небом, который открылся в 1993 году.
Добжинь, по сравнению с другими регионами Польши имеет четкие этнографические границы, но история его очень разнообразна. В раннем средневековье земля принадлежала князьям Мазовии, а с середины 13 века – куявским. Было несколько замков на реке Висле и ее притоках. Одним из них был Добжинь на Висле и отсюда пошло название региона. На протяжении веков земля подвергалась нашествию пруссов и ятвягов (балтийское племя, очень близкое к пруссам), неоднократно переходила в руки рыцарей. Отдельной административной единицей во времена Казимира Великого были Добжинь, Липно и Рыпин. После того, как власть Пруссии ослабла на всей территории власть перешла к Русской империи, отсюда Добжинь поделили на 2 района – липновский и рыпинский, входящие в состав Куявско-Поморского воеводства. Здесь родилось множество известных поляков: Пола Негри (1897 - 1987), Лешек Бальцерович – польский экономист, председатель Национального Банка Польши (р. 1947), Лех Валенса – политический деятель, защитник прав человека (р. 1943).
Традиционное здание
Kłóbce.Фермы в деревнях были расположены вдоль дороги, реже в форме овала с центральной площадью и несколькими узкими улицами. После прибытия в этот район поселенцев из Германии, строения стали более правильной формы, это была так называемая голландская планировка, строения отходили от главной улицы на некотором расстоянии под прямым углом.
В семнадцатом и восемнадцатом веках наиболее плодородные земли были уже заняты, поэтому новые фермы достраивали вокруг уже имеющихся поселений, новички должны были осваивать более бедные районы – лесные, болотистые и песчаные. Только в 19 веке (после освобождения крестьян) они могли создавать новые деревни. В Добжине размер и число построек на ферме определяли богатство хозяина. Усадьбы были прямоугольной формы с тремя зданиями: дом, сарай и хлев. Часто вдоль всей стены дома шли аркады с декоративно украшенными колоннами. Через парадную дверь можно было попасть в прихожую, а затем в дом, но если дверь размещали на длинной стене дома, то через нее можно было зайти в длинный коридор, который дальше вел в прихожую и кухню. Дома строили из дерева и только с начала 20 века из кирпича, а сараи строили из камня, так же как и хлев. Крыши покрывали тростником, если дома находились вдоль рек, или соломой.
Внутри дома
В 19 веке варили в основном в печах, с 20 века стали делать печи с чугунными плитами. Мебель для дома делали местные плотники, реже ее покупали на рынке. В большинстве домов были кровати с выдвижным ящиком, здесь могло поместиться до четырех человек. А так же были скамьи со спинкой, где можно было сидеть или спать по ночам. В кухне были простые скамьи, без спинок, и специальные птичники
, где утки или куры могли высиживать яйца. Стулья в конце 19 века были с декоративными ножками и резными спинками. Посуду хранили на полках, которые закрывали занавесками, позднее появились шкафы и массивные комоды. Одежду хранили в сундуках, украшенных цветочным орнаментом. Стол всегда стоял возле окна. Стены белили известью, иногда добавляя синьку для характерного оттенка. В межвоенный период их дополнительно расписывали красками. Над кроватью, а иногда в шкафчике делали алтарь, где висели иконы. Это были в основном литографии или хромолитографии, с изображением Иисуса в терновом венце или пресвятой Богородицы. Были так же изображения Святой Агаты. Возле алтаря ставили вазы с искусственными цветами. Важным элементом декора были вязаные салфетки, туго накрахмаленные, с загнутыми краями, которыми покрывали столы и шкафы. Кровати застилали покрывалом заводского производства, подушки складывали друг на друга или размещали по краям. Их украшала ручная вышивка, которая была не только элементом декора, но и гордостью хозяйки. В домах можно часто увидеть соломенных пауков, оставленных во время зимних праздников.
Скепская Богородица. Известные чудеса
Более 500 лет Храм Благовещение Пресвятой Девы Марии в Скепе привлекает паломников со всей Польши. Возведен он в честь явления Богоматери в придорожном дубовом лесу города Добжинь в 1490 году, о чем есть свидетельство скорняка Яна из Победзиска.
Кастелян Миколай Костилецкий и его жена Катаржина из города Шамотулы – владельцы замка в Скепе (можно сказать основатели) так же убедились в подлинности явления и в 1496 году возвели деревянную часовню. После чего дочь кастеляна Софья исцелилась и обрела силу в ногах (стала ходить). В благодарность за чудо, она велела поставить статую Богоматери, которую теперь можно видеть в местном храме. С тех пор в Скепе приезжают толпы паломников из соседних городов, которые все чаще становятся свидетелями чудесных исцелений и сами в молитвах просят чуда у святой статуи.
Чудотворная статуя
Чудотворная статуя Девы Марии в Скепе является одной из самых важных святынь в стране. Скульптура установлена на главном алтаре в церкви, она сделана из липовой древесины и глазурована в полихромном стиле (расписана по глазури в разные цвета). Высота 96 см. В Скепе, где эта статуя стала известна, ее называют Госпожа Мазовии и Куявии
. Она показана в виде молодой девушки, со слегка склоненной вправо головой, и сложенными в молитве руками на груди. Ее можно отнести к неоготическим святыням. О Деве Скепской сложены народные песни: Я испытал неземную благодать здесь, Я прозябал во многих компаниях, но пришла Божья Матерь, в золотом плаще Божья матерь, Как утром стало светло, И когда людям нужна защита… Божья Матерь скажет, Я приветствую вас, дети мои
. Самым ценным памятником архитектуры в Скепе является бернардинская церковь и монастырь, перевезенные с Кола на Варте в 1498 году. Между 1508 и 1510 в Скепе построили кирпичную приходскую церковь Благовещение Пресвятой Девы Марии. А в 1524 была построена часовня, посвященная святой Анны, позже возвели алтарь (1616 год).
Здания ремонтировали и реконструировали несколько раз, поэтому они потеряли свой первоначальный готический вид, к тому же было возведено несколько строений, прилегающих к церкви с юга и к монастырю на севере. Двор для паломников, а так же часовня св. Анны построены по аналогии, галерея в виде полукруглых аркад ведет во внутренний двор. Здесь есть 32 сцены, с изображением жизни и страстей Иисуса Христа. Вероятно они сделаны братом бернардинцем Яцеком Уздовски. Статуя Божьей Матери только во времена нашествия шведов покидала стены храма и хранилась в Ловиче. После военных потрясений ее вернули в церковь, а в 1755 году ее увенчали папской короной. Позднее к статуе добавили серебряные пластины, сделанные, вероятно в мастерской торуньского ювелира Яна Летинского (из города Торунь). В середине 18 века Мадонна обрела платье из серебра с богатым цветочным орнаментом и золотую корону. В 1994 году был проведен капитальный ремонт скульптуры.
Вдохновение
Оригинальная статуя стала примером для многих местных скульпторов и народных мастеров. Многие иконы и фигурки Скепской Девы Марии можно увидеть в Этнографическом музее в Торуни.
Перевод журнала - в статье!
Наталья, спасибо!!