Польские костюмы № 14 - перевод журнала
№14 Куклы в народных польских костюмах - Пшчинянка
Перевод журнала Польские костюмы № 14 на русский язык от Натали.
Скан журнала (в галерее в конце статьи) - от Nataly.
О коллекции статья здесь, описания номеров с 11 по 20 от bobcat (и не только) здесь.
Pszczynianka
Пщинские привычки
Народная культура сыграла уникальную роль в истории Силезии. Уют домашнего очага, непоколебимая вера и традиции предков всегда помогали полякам в повседневной жизни.
Вот уже более 400 лет из поколения в поколение по мужской линии передается традиция празднования дня Святого Миколая (имеется ввиду Миколай из Миры – епископ). Отмечается этот праздник 6 декабря. В этот день надевают костюмы деда мороза, епископа и священника. Дед мороз дарит подарки, епископ благословляет дом, а священник собирает пожертвования. Затем входят ряженые в костюмах дьявола, смерти, козы, и т.д., которые ведут себя очень шумно, они хватают девушек, для того чтобы те присоединились к их пляске. Считается, что под их крики, музыку и шум, пробуждается природа, по сути, обряд должен обеспечить плодородие в наступающем году.
Рождество
Одним из элементов украшения дома на Рождество в Пщине была небольшая кроватка – бетлейка (обычай наряжать елку появилась в домах среднего класса в начале ХХ века). Бетлейку мастерили из дерева, украшали веточками, бумагой, яблоками, орехами, пряниками и свечами.
Во время рождественского ужина на столе должны были присутствовать siemieniotki (суп, который варили из семян конопли, с добавлением овощей и проса). Или грохувка – суп из гороха, в который иногда добавляли грибы. Вместо него могли подавать суп из рыбьих голов. Традиционными были блюда из картофеля, капусты, компот из сухофруктов или тыквы. Остатки пищи после ужина раздавали скотине или закапывали в саду под каждое дерево. После этого гадали и раздавали детям подарки. Современное Рождество не сильно отличается от того, что было ранее. Вместо свечей ставят фонарики, на столах появляются новые блюда. 26 декабря отмечают день святого Стефана. В этот день было принято посыпать все благословленным зерном, которое символизировало камни (св Стефан погиб, забитый камнями). Накануне крещения набирали святую воду, которую использовали для лечения ран, и которой окропляли скот перед выпасом. Освященным мелом рисовали кресты на дверях домов и хозяйственных построек, для защиты от злых духов. Заканчивается рождественский сезон на Сретенье, часто этот праздник называют днем свечей, свечи освящают и зажигают в память об умерших.
Селедка, жур и яйца
В день Святой Агаты (5 февраля) благословляли хлеб, который защищал от огня или стихии (например, от удара молнией), а в некоторых местах освящали соль и вино. Хлебом и разбавленным вином кормили животных, чтобы отогнать болезни. Далее праздновали день святого Валентина. Многие поляки совершают паломничество к Чудотворной иконе святого Валентина, которая находится в Познани, т.к. она славится своими целебными свойствами. Праздничный период заканчивается Масленицей, или как говорят поляки – Карнавалом (еще ее называют – Жирный четверг). На Масленицу жарили пончики, которые могли быть с начинкой или разными сиропами. Во вторник подавали селедку. А в Пепельную среду жур – суп, который должен был быть в рационе в последующие 14 дней. Весна – это время пробуждения всего живого, поэтому важным элементом этого периода были яйца, зеленые веточки и вода.
В Вербное воскресенье в церковь несли пальмовые ветви
, в которых обязательно должен был присутствовать колючий можжевельник, который напоминал Страсти Христовы, а также веточки ивы, символизирующие кровавый красный хлыст. Их хранили в течение года, после чего сжигали перед выгоном в поле рогатого скота.
Страстная неделя начиналась с генеральной уборки, особенно важно было тщательно подмести дом. Выгребали золу и копоть из печи, после чего все веники и щетки, а так же корзины с мусором сжигали. Считалось, что ветер уносит на все четыре стороны вместе с дымом все болезни и горести. В Страстную пятницу перед рассветом промывали в проточной воде ноги и иногда с помощью можжевеловой ветки окуривали весь дом, отгоняя нечистую силу. Суббота была временем приготовления пищи и крашенок (писанок). На праздничный обед в этот день подавали бульон, лапшу, булочки и капусту. На Пасху в каждом уголке дома и в хозяйственных постройках ставили крестики из веточек вербы. На Троицу дома украшали зелеными ветками (чаще березовыми). В завершение празднований зажигали костры перед началом работ на поле.
Лето в деревне заполнено напряженной работой и времени для празднований было очень мало. После сбора урожая, работники передавали хозяевам корону (или венок) из колосьев, за что хозяин в обмен на их усилия организовывал шумное веселье. В настоящее время праздник урожая организовывают в основном в приходах, и корона состоит в церкви во время торжественного богослужения. Например, в исторической церкви святого Климента.
Замки, усадьбы, дома
Принцесса Дэйзи фон Плесс.Народная культура в Пщине формировалась с пятнадцатого по двадцатый век и была связана с ведением лесного и сельского хозяйства, обрабатывающей промышленностью (в частности стекла и железа), а так же с добывающей промышленностью, начиная с 18 века. Открывались металлургические и стекольные заводы, шахты. В то же время шло активное строительство. В лесах было множество дичи, бизонов, оленей и ланей, на охотничьи праздники съезжалась аристократия со всей Европы. С 1946 года в Пщине действует музей-замок. Документально, особняк относится к постройкам первой половины 15 века, когда на месте существующих сторожевых башен возвели оборонительную крепость из кирпича. Сейчас здесь можно увидеть портреты, в том числе фотографии последней владелицы замка – принцессы Дэйзи фон Плесс (она на фото слева). В подвалах замка находятся экспозиции восточного и европейского оружия: ружья для охоты на птиц и мелкую дичь, мечи, арбалеты. В музее сохранено около 80 процентов от оригинальной обстановки, которая была здесь на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков.
Сельские домохозяйства
В деревнях Пщины можно обнаружить следы поселений, связанных с местонахождением здесь в средневековье немцев. Старые дома располагались на большом расстоянии друг от друга, в крупных хозяйствах был большой двор и иногда пруд. Параллельно с основной дорогой шли еще несколько, которые облегчали доступ к амбарам с полей. Дома строили из дерева, всегда прямоугольной формы, крыши были двускатными или шатровой формы, часто их покрывали соломой. Иногда в спальнях и кухнях не было окон, их делали только в главной комнате. На подоконниках размещали цветы в красочных горшках, а в самой комнате были большой стол, стулья и буфет для посуды. С 19 века дома стали кирпичными, и хоть строились они по тому же принципу, отличительной чертой были декоративные фронтоны и полости по обе стороны от двери. С 20 века к домам стали пристраивать веранды. Кроме жилых домов были конюшня, хлев, сарай, амбар и т.д.
Деревянные церкви
В настоящее время в селах и городах Пщины нет исторической народной деревянной архитектуры. Тем не менее, можно полюбоваться красивыми старинными церквями. Самые старые и самые интересные расположены в таких гминах как Медзьна, Гжава, Берун, Висла Мала и т.д. Они построены из огромных бревен, внутри старинные алтари и ценные памятники.
Наибольший интерес представляет церковь святого Иоанна Крестителя, которая построена из дубового сруба, а неф покрыт черепицей. Внутренний интерьер можно отнести к стилю барокко, в 1960 году здесь появилось изображение Богоматери с Младенцем).
Рядом находится церковь святого Николая. Ее колокольня была установлена еще в 1660 году. Храм имеет оригинальную форму конической пирамиды. Кресты и святыни расположены таким образом, что символически как бы охраняют свою территорию от чужих земель. Такие точки можно найти на всей пщинской земле. Обилие каменных памятников объясняется тем, что в земле много песчаника, именно этот материал служил основой для всех святынь. С конца 18 века они поставляются из Беруна Стары и Междуречья.
Сохраняя традиции
Для Пщины характерны те же танцы, что и для Силезии в целом. Многие из них уже не помнят, некоторые по-прежнему исполняют. На региональную культуру большое влияние оказали Пщина
и Радостовице
.
В 1960 году была создана региональная фольклорная группа Пщина
. В дополнение к танцам они занимались сохранением материалов, связанных с традициями страны и народными песнями. Кроме того, они явились инициаторами народных встреч, которые проводятся в течение 35 лет, объединяя различные коллективы. Основанная в 1986 году как группа ансамблей Радостовице
через три года превратилась в ансамбль песни и танца. Пщина
в основном исполняют танцы польку, хоровод, валошек, трояк. Трояк - один из самых старых танцев Силезии, он состоит из трех частей, собственно, его название и происходит от способа исполнения. Его танцуют втроем - одна танцовщица и два танцора. Во время танца принято меняться партнерами по кругу. Отличительная деталь вариации силезских танцев в том, что они исполняются в мажорном ключе.
У кого такая куколка есть, покажите фото вживую как она - фартук, смотрю, красивый (вроде шитьё?), и воротник с рукавами интересные. Интересно подробно поразглядывать.
Красивая кукла в этом номере, ничего не скажешь!