Разбор журналов Куклы в народных костюмах (номера 1-4)
Комментарии нашего замечательного историка-филолога bobcat касательно ляпов
в журналах ДеАгостини Куклы в народных костюмах.
В этой статье - разбор полётов
номеров с первого по четвёртый включительно.
Куклы в народных костюмах 1 номер
Ошибки и неточности здесь имеются.
Сегодня в поисках следов РАН внимательно прочитала журнал, нашла довольно много наименований различных элементов костюма, это выдает профессионала, правда, все это мало информативно без соответствующих иллюстраций, а вот они-то как раз от ДеАгостини и идут своим чередом. Попались и странности, так, например, пишут, что Петр провел губернскую реформу 1708 года, чтобы ограничить влияние удельных князей
, интересно, о чем это? Последние удельные князья исчезли еще при Иване III (это 15 век), Иван Грозный выделил, правда, новый удел, но дело это было уже вымороченное. Далее еще одна интересная подробность, первый губернатор московской губернии - Тихон Никитич Стрешнев, близкий родственник царя
, задумалась, Стрешнева - фамилия бабки Петра по отцовской линии, собственно на ней род и возвысился, Тихон Никитич был одним из многих дядек (воспитателей), а родней ну очень дальней, правда, Петр его любил. Потом идет рассказ про губернские промыслы: гжель, по мнению авторов, появилась лишь при Екатерине, чтобы не утомлять долгим текстом истории гжели, вот ссылка на историю промысла: e-glickman.196spb.edusite.ru . Кратко - и при Петре он уже был, а цвета свои приобрел в угоду царю и его любви к Дельфтской мануфактуре. В описании Жостова и Федоскино (история промысла:www.fedoskino.org тоже есть огрехи. Но больше всего огорчил рассказ о Гуслицах и людях без чести и совести
, что эти земли населяли. Гуслицкий край - главный оплот старообрядчества Подмосковья. Здесь жили потрясающие резчики по дереву, они славились по всей России, носители совершенно самобытной и высокой культуры, выразителем которой в высоком искусстве стала потом Анна Голубкина, происходившая из гусляцких земель.
О старообрядцах из этих земель: vanilovolevichino.narod.ru/pages/guslitca.html
Лично меня (это я уже от себя пишу - admin) заинтересовало, что они понаписали про игрушки - рубрика "Во что здесь играли?, страницы 16-18. Немножко расстроилась - текст, такое ощущение, просто взяли с моей рукуклы или чего-то подобного, в лучшем случае из книг о тряпичной кукле. Это точно не мастер-кукольник писал, просто обрывочно данных нахватали, и всё. Кому про тряпичную куклу интересно - рекомендую свою (с соавтором - Виленой) книгу - Кукольный сундучок. Там и схемы есть, как разных тряпичных кукол делать, куватки в том числе.
Куклы в народных костюмах 2 номер
Сразу скажу, что журнал мне очень понравился, иллюстрации взяты из собраний различный музеев и действительно интересны, все непонятные слова объяснены, кукольный костюм разобран обстоятельно, да и к самому костюму вопросов меньше, чем к предыдущему, словом, удивительно, но факт, второй номер оказался интереснее и качественнее первого. Соглашусь со всеми, кто отмечал информативность журнала, чего нельзя сказать о Дамах и тем более о Доме мечты. Так что поводов для проявления моего занудства было немного, но все же были;) Это первая часть журнала, под названием Царский край
, раздел Колыбель дома Романовых
. Итак, читаем в далеких костромских землях скрывались князья московские от набегов татаро-монгольского ига и соперников на престол
.
Возникает вопрос о ком это? основание города традиционно преписывают Юрию Долгорукому, хотя первые поселния были здесь еще в бронзовый век, население здесь было по-видимому по большей части финно-угорское, хотя основание для названия города находят чаще в славянских племенах. В любом случае, бегать сюда прятаться из Москвы далековато.
На фото слева - Призвание на царство из Ипатьевского монастыря, лубочная картинка 1672 года.
Читаем дальше: Именно сюда в 1612 году отправилась великая княгиня Марфа, укрываясь со своим сыном Михаилом Федоровичем Романовым от польских интервентов. Когда польские войска капитулировали, царь Михаил вернулся в Москву и воцарился на российском престоле
. Все чудесно, в 1613 мать с сыном действительно именно отсюда, из Ипатьевского монастыря, были вызваны на Москву, НО Михаил Федорович тогда царем не был, а матушку его Марфой не звали, да и титул великой княгини ей тогда не полагался, но обо всем по-порядку.
На фото справа - Патриарх Филарет.
Для начала выясним откула взялись Романовы и существовали ли они в действительности. Дело в том, что в те благсловенные времена ни прописки, ни паспартов не было,поэтому фамилию укзывать было негде да и незачем. Сама эта фамилия появилась стараниями Николая II, который, заполняя лист первой русской переписи, указал в графе фамилия - Романов, а в графе род занятий - хозяин земли русской. С этого все и пошло.Сами же древние Романовы, никакими Романовыми себя не считали, а называли Захарьиными-Юрьевыми, реже Юрьевыми-Романовыми, по именам предкам, общий же их предок некий Андрей Иванович Кобыла был боярином при Иване Калите и ни в какие князья не метил. Род возвысился, как это часто бывало, благодаря свадьбе - Ивана Грозного и Анастасии Романовны (ее отчество и дало фамилию), царь Анастасию любил, вспомним знаменитый фильм Эйзенштейна, где именно смерть Анастасии (ее играла Л. Целиковская) дала начало казням. У царицы Анастасии был брат - Никита, который возглавил регентский совет при царе Федоре Иоанновиче (до 1584 года), не удивительно, что Годунов ко всем Романовым относился с острожностью, при первом удобному случае Федор Никитич (отец царя Михаила) и все его многочисленные братья были арестованы ипо бытовавшей в то время традиции многие были пострижены в монахи. Так исчез Федор Никитич Романов, а появился инок Филарет, возведенный Лджедмитрием I в сан митрополита. Жена же Федора Никитича Ксения Ивановна Шестова стала инокиней Марфой.
На фото справа - Инокиня Марфа.
Лжедмитрием II (Тушинским вором) Филарет был наречен патриархом, Филарет был стронником возведения на русский престол сына польского короля Сигизмунда III - Владислава, потом планы изменились и Филарет оказался в польском плену, а на русском престоле его сын - Михаил, присягавший ранее, кстати, тому самому Владиславу, только вмешательство императора Священной Римской империи вернуло Филарету свободу в 1616, вернувшись на родину он по сути дела стал править страной в плоть до своей смерти в 1633, сам Михаил умер 12 лет спустя.
Последнее прости о том, как Михаил на престоле оказался, лучше, чем у Карамзина не скажешь:
Но Россия не имела царя и еще бедствовала от хищных иноплеменников; из всех городов съехались в Москву избранные знаменитейшие люди и в храме Успения, вместе с пастырями церкви и боярами, решили судьбу отечества. Никогда народ не действовал торжественнее и свободнее, никогда не имел побуждений святейших... Все хотели одного — целости, блага России. Не блистало вокруг оружие; не было ни угроз, ни подкупа, ни противоречий, ни сомнений. Избрали юношу, почти отрока, удаленного от света; почти силою извлекли его из объятий устрашенной матери-инокини и возвели на престол, орошенный кровью Лжедимитрия и слезами Шуйского. Сей прекрасный, невинный юноша казался агнцем и жертвою, трепетал и плакал. Не имея подле себя ни единого сильного родственника, чуждый боярам верховным, гордым, властолюбивым, он видел в них не подданных, а будущих своих тиранов, — и, к счастию России, ошибся. Бедствия мятежной аристократии просветили граждан и самих аристократов; те и другие единогласно, единодушно наименовали Михаила самодержцем, монархом неограниченным; те и другие, воспламененные любовью к отечеству, взывали только: Бог и Государь!.. Написали хартию и положили оную на престол. Сия грамота, внушенная мудростью опытов, утвержденная волею и бояр, и народа, есть священнейшая из всех государственных хартий. Князья московские учредили самодержавие — отечество даровало оное Романовым.
Ксения Ивановна Шестова (инокиня Марфа) была дочерью мелкого КОСТРОМСКОГО дворянина, а поскольку в допетровские времена дворянский и крестьянский костюм разнился больше достатком семьи, чем кроем, то можно себе вообразить, что Ксения покорила Федора Никитича - мужчину видного и модного, по отзывам современников, такой вот косой и костюмом;)
Куклы в народных костюмах 3 номер
Понравилась мне подпись на карте: Карачаевская губерния
, конечно, никогда такой губернии не существовало, до революции была губернии Кавказская, составной частью которой был Баталпашинский уезд, в него и входила Карачая. По имперским законам Терская и Кубанская губернии назывались Кавказом, а все остальные Закавказьем. В отличии от большинства народов, населяющих Кавказ карачаевцы говорят не на индоевропейском языке, к которым относится и русский, а на одном из Алтайских языков. Здесь самое время поговорить о мудрой
политике т. Сталина в решении национального вопроса: создавая автономии, государство искуственно объединило две пары народов, которые не только не были родственными, но и традиционно враждовали друг с другом.
Говорящие на одном языке карачаевцы и балкарцы оказались в паре с так же говорящими на одном языке черкесами и кабардинцами. За этим решением последовал поистине дьявольский ход выселения в 24 часа всего населения в степи Казахстана и другие столь же мало подходящие для жизни районы. Людям не давали собраться, взять необходимое, так в разгар войны были выселены многие тысячи женщин и детей, народы были обяъвлены предателями (на эту тему: scepsis.ru/library/id 1237.html).
После реабилитации народы вернулись домой и обнаружили занятые дома, собствено, это одна из причин конфликтов на Кавказе.Правды ради надо сказать, что подобную практику в решении проблем с населением на Руси использовали, начиная с Ивана III, точно таким же образом в этих землях оказались казаки, игравшие в Российской империи роль погранстражи, крайне лично заинтересованной, в силу того, что семьям казаков предоставлялось не только право ношения оружия и довольно широкого самоуправления,но и земли большей частью отнятые государством у местного населения.
На сегодняшний день, не смотря на негласное правило заключать семейные союзы внутри своего народа, карачаевцы, как и другие народы Кавказа много теряют в развитии своей самобытной культуры и языка, письменность тардиционно созданная на основе кариллицы в первые годы советской власти на дает особого развития национальным языкам и ведет к обрусению местного населения.
Куклы в народных костюмах 4 номер
УЖАСНО меня журнал огорчил, не думала, что в кукольном бизнесе политкорректность имеет такое значение. Истории Киева уделили один крошечный абацчик, просто слезы. На мой взгляд, незалежность, незалежностью, но из песни-то тоже слова не выкинешь, раз было государство Киевская Русь, то уж как-то можно подробнее, а не только про глиняные горшки, тоска берет. Известно, что существуют две теории происхождения древнерусского государства: так называемая, нормандская теори, по которой государство в готовом виде нам принесли варяги, вторая - почвеническая, по которой само название государства Русь восходит к какой-то одноименной речушке. Скорее всего, истина где-то посередине, с одной стороны, в нашем малоизученном и плохо сохранившемся язычестве очень заметно влияние древнескандинавского пантеона, с другой - особо развитого государства у самих варягов на тот период времени не наблюдалось, так что стоит согласиться с летописцем Нестором, что развитие славян шло своим чередом, а варяги понадобились на роль третейских судей, чтобы утихомирить борьбу между кланами. Киевская Русь, строго говоря, никогда не было единым государством в современном понимании этого слова. Земли от стольного града Киева до мифической, но при этом вполне реальной Тмутаракани (это совеременная Тамань),находились в собственности одного княжеского рода, который постоянно пересаживался с одного княжеского престола на другой, успевая воевать друг с другом, наводя на родню печенегов, разоряя тот же Киев, а женясь на половецких и печенежских княжнах привнесли та много монголоидной крови, что еще задолго до ига уже имели вполене характерные черты лица, на что ясно указывают реконструкции Герасимова.
После 1097 года (Любеческого съезда) эта карусель остановилось, но наступила раздробленость. Каждый князь именовал себя великим, хотя в княжестве могло быть всего пару деревень, все это привело к тому, что когда на Руси оказались передовые отряды (можно сказать разведка) войска Чингиз-хана, выставить против них что-то боеспособное было не реально в принципе. К моменту установления ига Киев был настолько разорен собтвенными усобицами, что когда, возможно уже при Гедемине (начало 14 века, напомню, что иго установилось к середине 13), Киевские земли отошли к Литве, это было не тяжким гнетом
, а возможностью развития. Конечно же те земли, что отошли к Литве, а потом и к Речи Посполитой, с которой Литва объединилась сначала личной унией, благодаря союзу Ягайло и Ядвиги, а потом с 1569 (Люблинская уния) союз стал политическим, итак, конечно же, восточно славянские земли испытали не себе сильнейшее польское влияние, как в языке, так и в религии, появление униатов или греко-католиков было до некоторой степени мерой вынужденной.
Еще до установления ига центр русских земель стал смещаться к северо-востоку (Владимир, Суздаль), но в киевской топографии остались места, которые недвусмысленно указывают на то, что первые русские князья, принявшие христианство восточного образца, готовили Киеву место не много не мало как Нового Иерусалима, города который должен был встретить Христа во время его Второго Пришествия или уже во всяком случае заменить Константинополь в этом ожидании. Неслучайно летописец Нестор дает нам несколько описание хронитса, сколько религиозную идеологию времен правления Мономаха. В киеве мы найдем и Софию, и монастырь святой Ирины и Золотые ворота,расположенные точно также как и в Константинополе.
Если же говорить о народном костюме Малороссии (именно с таким названием Украина связывалывась в царском титуле и дореволюционной историографии), то здесь было масса вариантов, посколько Украина велика и многообразна, где-то, как на Гуцульщине можно говорить о локализации культуры, где-то о стороннем влиянии, как на землях Западной Украины -с одной стороны, где влияние будет польским, и землях Восточной Украины - более обрусевших.
Это если так в двух словах;))
ВАУ, я очень польщена)
добавим еще к Киеву, вот отсюда из И.Н. Данилевского почитаем Приложение 5 "Мог ли Киев быть Новым Иерусалимом?"
bookfi.org/book/586468
bobcat!Огромное спасибо за ваш труд и ваше желание просвещать такую как я,у кого нет времени особо вдумываться в напечатанное(я имею в виду достоверность изложенных фактов)!Ваши "доработки" очень полезны!
Цены очень большие для кукол