Памирский дом - ЧИД
Уникальное явление традиционного жилища
Чид,экстерьерОтдельного разговора, опять же из этнологических соображений заслуживает дом, классический дом Памира, символику которого приходится почерпнуть из книг, т.к. местные жители объясняют его особенности не менее лаконично, чем назначение и местоположение резьбы в русских деревнях, единственное, о чем обязательно скажут, это знаменитые пять столбов в честь святого семейства шиитов: Мухаммад, его дочь Фатима, зять и двоюродный брат Али и их дети, два сына (Хусейн и Хасан), смерть последних и привела к самому большому и серьезному расколу внутри ислама: шииты, их меньшинство, и сунниты, их более 90%.
Чид в разрезе, символика несущих столбов
В древнеарийской традиции эти столбы символизируют четыре изначальных стихии — огонь, воду, землю, воздух, а царь-столб — является связующим между небом и землей. С двух сторон входа в центральную часть дома располагаются столбы Хасан и Хусейн, соединенные поперечной доской бучковач
— символом неба, на которой традиционно вырезаются солярные символы в виде крестообразно расположенных лучей, колес и свастик, иногда украшенные растительным орнаментом. Эти символические изображения восходят к дозороастрийской эпохе и относятся не только к солнцу, но и ко всем небесным сферам с заключенными в них свойствами.
В сакральном аспекте бучковач указывает границу между небом и землей. К ее середине прибивают рога горного козла для защиты дома от нечистой силы.
символика интерьера
Народное жилище таджиков Западного Памира - из камня, реже из кирпича-сырца, прямоугольное в плане, изначально без окон, с плоским перекрытием на деревянных столбах. В своей средней части перекрытие часто имеет ступенчатый деревянный купол. Подбалки колонн и двери обычно украшены резьбой; внутри домов и веранд стены часто расписаны наивно-реалистическими силуэтами или линейными изображениями (животные, пастух со стадом, цветы и др.). "Памирский дом" ("Чид") является религиозной святыней и символом чистоты для каждого исмаилита. Дом состоит из трехуровневого настила. Первый уровень - рядом и вокруг с местом разведения огня означает "неодушевленный мир", Второй уровень, который устанавливается выше и вокруг первого уровня означает "растительный мир" или же "вегетативная душа", Третий уровень настила - устанавливается выше второго уровня и означает "животный мир" или же "чувственная душа". В связи с тем, что первый уровень олицетворяет "неодушевленный, неживой мир", то устанавливается на много ниже чем второй и третий уровень.
Две основные несущие балки символизируют Мировой разум и Мировую душу, которые относятся к исмаилитской философии и затрагивают вопросы космологии. В зороастрийской мифологии эти две несущие балки означают духовный и материальные миры. Кроме двух несущих балок на потолок укладываются 13 длинных более мелких по толщине балок. Шесть из них укладываются над местом для разведения огня, а остальные семь над верхним топчаном. По исламскому исмаилитскому учению первые шесть балок символизируют шесть пророков представляющих шесть циклов развития: Адам, Нух (Ной), Ибрахим (Авраам), Муса (Моисей), Иса (Иисус), Мухаммад. В соответствии учениями Корана каждый мусульманин должен одинаково чтить и признавать указанных пророков. Отсутствие седьмой балки не является архитектурной ошибкой и имеет религиозную философскую нагрузку. По исмаилитскому учению седьмым пророком является скрытый имам, который будет править "циклом откровения" до судного дня. Поэтому седьмая балка в данном случае является "невидимой". Следующие семь балок, которые устанавливаются над верхним топчаном олицетворяют семь имамов непосредственно исмаилисткой династии. Кроме вышеуказанных балок на потолке устанавливаются еще две группы балок по 18 и 17 штук. Первая группа балок в количестве 18 устанавливаются над длинным топчаном , а остальные 17 над входом в помещение. По исмаилитским учениям эти 18 балок символизируют 6 пророков в трех циклах мироздания, с их основой и имамами. Остальные 17 коротких балок символизируют семнадцать пределов, признанных творцом, как пять божественных пределов, Пророк и Проповедник, Семь имамов, Скрытого имама, Писания и Толкования. По другим толкованиям это означает 17 серий молитв, подтверждающих признание и веру в творца.
купол дома
Завершающим элементом памирского дома является "Чорхона"- ступенчатый четырехярусный купол, устанавливаемый над балками по середине помещения. Каждый ярус символизирует какую- либо стихию. Первый ярус символизирует "Дом Земли", второй ярус - "Дом Воды", третий ярус - "Дом Ветра" и четвертый, самый верхний ярус символизирует "Дом Огня". Четвертый ярус одновременно символизирует солнце, он открыт для проникновения света и устанавливается в последнюю очередь.
Считается, что через это отверстие проходит в дом естественный природный и божественный луч света. Это отверстие, имеющее в поперечнике около 0,75м, называют руз
. На ночь его закрывают для сохранения тепла.
В символике памирского дома это отверстие является сакральным центром, пуповиной, через которое осуществляется связь обитателей дома с небесами. Недаром с глубокой древности памирский дом служит не только для защиты от непогоды, но также является храмом, где приносятся жертвы и произносятся молитвы — люди общаются с Всевышним.
Кроме горного Таджикистана, такие жилища до недавнего времени встречались в Закавказье: в высокогорной Армении, Нагорном Карабахе, в Грузии и Южной Осетии. По-видимому, этот потолок древнейшего типа был распространен на всем пространстве — от Памира до Кавказа, но теперь сохранился лишь в труднодоступных районах Памира, а также на севере Индии, на границе с Тибетом, в Ладакхе, где в самых древних храмах можно встретить такие потолки, но уже вырезанные из камня.
Журнал Куклы в народных костюмах №56.
Разбор журнала - текст и фото - от bobcat.
Также смотрите - Какие еще бывают костюмы и обычаи в Таджикистане.
Век живи - век удивляйся, честное слово!
bobcat, огромное спасибо за ликбез!
Хочется похвастаться немного, все фотографии - мои)
Вот здесь еще одно пояснение по структуре дома, чид - это зимняя часть, дарундалитс - на межсезонье, что-то типа утепленной веранды, а пехвост - летняя часть.
Можно заметить, что структура храма и дома совпадает
Bobcat, я так понимаю, это ваша научная тема? Если бы журналы ДеА с такой глубокой проработкой материала готовились...
Bobcat, какое же удовольствие ваши статьи читать, спасибо, что длитесь в такой интересной и доступной форме, столько нового открываешь
Большое спасибо, на добром слове, честно говоря, это не моя научная тема, я не этнограф. Просто однажды судьба привела меня на Памир, где довелось целый месяц жизнью памирской женщины. Увидела много необычного, захотелось разобраться
Когда в такие необычные места судьба заносит - это недаром, значит, действительно стоит разобраться и понять. Словно родиться на время в другом месте.
Большое cпасибо, bobcat за статьи... Я буквально недавно заинтересовалась данным регионом, благодаря увлечению поэзией Омара Хайяма и книгами Халеда Хоссейни (последний, правда, афганец, но все равно, культура одна)...
Спасибо за такую информацию, мне понравилось.
Спасибо большое за такой рассказ, Bobcat. Очень интресно. Хоть и вырос в таком доме, но первый раз получаю такую подробную информацию. Можно поинтересоваться, откуда вы это все знаете? Какую литературу читали?
Это к автору надо, bobcat уже давно эту статью писала...
Там много чего есть, что миру не известно, есть привидение, которых я и мои друзья видели, сокалы ярких цветов красавицы, птиц разных ,змей разных видов, уран, золото, камни драгоценные, старые неизвестные надписы выбитые в горах, пишеры, волки, снежный барс, снежный человек и много другое...
спасибо за статью и фотографии! Очень хорошо и полезно. Сам бывал пару раз на Памире, но не все так подробно узнал там про чид.
в других регионах таджикистана тоже найдены дома с такой формой и архитектурой в тавилдаре в гарме в ванче
Был в Эрзуруме в турецком курдистане,видел такие же потолки