История моды№5. Позднее Возрождение
Коллекция История моды, выпуск №5. Позднее Возрождение.
Английское Возрождение шло следом за Возрождением итальянским, а значит, неизбежно породило немало подражателей литераторам, художникам, скульпторам и даже философам темпераментной Италии. Тем не менее в истории искусств осталось множество открытий с отчетливым британским отпечатком.
Елизавета I, этот образец просвещенното монарха, способствовала расцвету гуманизма в Англии. Именно при ней начался подъем в сфере образования; регулярно переводились на английский язык труды философов, как античных, так и современных ей европейских. Центром гуманизма стал Оксфордский университет, где чуть ранее жил и работал Томас Мор.
Грешем-колледж сыграл важную роль в становлении литературного языка: лекции в нем было рекомендовано читать именно на английском для распространения полезных знаний среди нижних сословий. В итоге английский язык обогатился массой новых слов и определений, прежде всего в научной и технической областях.
Еще одна новинка — упор на научную работу. Профессора «на окладе», не работавшие непосредственно со студентами (от них требовалось несколько раз в неделю вести лекции), получили достаточно времени для разработки новых теорий и открытий. Позже, в XVII веке, именно в Грешем-колледже зародится Лондонское королевское общество, по сей день объединяющее самых видных ученых страны.
Шекспир заложил основы современного театра в противопоставление античному и классическому. Во-первых, он отказался от принципа единства времени и места - его герои проживают на сцене не один день, а действие переносится то на берег моря, то во дворец, то в лесную чащу. Во-вторых, он активно смешивал комическое и трагическое, сохраняя при этом канву сюжета. В-третьих, его герои действовали не по законам холодной логики, а по велению горячего сердца. В итоге родилась реалистичная драматургия, актуальная и сегодня.
Идеалом красоты считались стройные, высокие, хорошо сложенные блондинки с гладкой белой кожей. Но нежная девичья красота в эпоху Возрождения оказалась не в чести - еще только готовящемуся зацвести бутону мужчины предпочитали распустившуюся розу.
Дамский костюм того времени напоминая конструктор, состоящий из множества самостоятельных деталей.
Сложней всего обстояло дело с утепленной верхней одеждой. Женщины, носившие платья на каркасе, накидывали на плечи плащи: только под ними умещались широкие юбки. Если платье было более узким, сверху надевали еще одно, с очень длинными, свисающими рукавами с прорезями для рук. Этот наряд дамы позаимствовали из мужского гардероба, но сделали его не таким прилегающим. Утепленную мантию шили из плотного сукна и отделывали мехом. Как правило, ее не застегивали, а лишь закрепляли брошкой под горлом. Шали и платки еще не вошли в широкий обиходу аристократок, они носили лишь небольшие кружевные накидки вроде испанской мантильи. Теплых головных уборов тоже не было: предполагалось, что леди нет нужды покидать дом в плохую погоду.
МОДНЫЙ СЛОВАРИК
Фартингейл — юбочный каркас, плоским колесом опоясывающий талию, был позаимствован англичанами у испанцев и оставался в ходу вплоть до XVII века. Для дополнительной пышности сверху на фартингейл часто привязывали стеганый плоский валик бамрол. В конце XVI века фартингейлы сделались особенно широкими и плоскими — остряки шутили, что дамы прячут под юбками огромные армейские барабаны. Такой фасон делал фигуру непропорциональной, сильно укорачивая ноги, однако в «барабаны» облачились модницы всей Западной Европы (кроме Италии).
Эполеты — плотные, укрепленные металлической проволокой валики на плечах, к которым крепились съемные рукава. Мода на эполеты все время менялась; они то резко выступали над плечами, то становились почти незаметны; их делали из той же ткани, что и верхнее платье, или, напротив, из материала контрастного цвета. Англичанки к тому же всячески украшали эполеты вышивкой, драгоценными камнями и бантами. Впрочем, ленты нашивались на них не только ради красоты — ими привязывались верхние рукава.
Гипюр — кружево, соединенное тонкими связками в единую ткань. Появилось в XVI веке, плелось из тончайших шелковых или хлопчатобумажных нитей. Теперь манжеты, воротники и прочие детали костюма можно было создавать целиком кружевными. Лучшие гипюры с рельефными узорами изготавливали в Венеции, Милан специализировался на плетеном гипюре, а в Генуе делали кружева из золотых и серебряных нитей. Итальянский гипюр экспортировался по всей Европе и стоил баснословно дорого.
Цвет костюма
К подбору цветов следовало относиться с особым вниманием. Пурпур могли носить только члены королевской семьи, а фиолетовый, алый, темно-синий — высшая знать. Серебро и золото в отделке также были привилегией аристократов. Зарождающийся средний класс и крестьяне довольствовались темными тканями и простым покроем.
Съемные рукава
На съемных рукавах, этом зачастую самом дорогом элементе костюма, стоит остановиться подробнее. Они то и дело меняли форму, делаясь то узкими, то чрезмерно пышными. Чтобы придать рукавам объем, изнутри к ним пришивали стеганую подкладку, настолько тяжелую, что рукав мог оторваться от лифа, но даже без такой подкладки рукава весили немало: их расшивали золотыми и серебряными нитями, украшали жемчугом и драгоценными камнями. Тонкая ткань лифа или сорочки не выдерживала такого веса. Поэтому для дополнительного крепления использовали эполеты — конструкцию из проволоки и валиков на плечах. Часто их делали контрастного цвета, а ленты, которыми закреплялись рукава на эполетах, становились дополнительным аксессуаром.
Чтобы кисти рук казались миниатюрнее, рукава дополняли многослойными манжетами. Фасоны были самыми разными: из ткани в три-четыре слоя, из собранного в складки кружева. У Елизаветы служила специальная мастерица из Фландрии, которая владела редким в те времена искусством крахмалить воротники и манжеты.
Далее в коллекции: История моды№6. 1920-ые.
Хорошая серия. Я собираю.
Я тоже начала собирать, но не знаю сколько смогу, 120 выпусков пугают, честно говоря.
Меня тоже 120 выпусков напугали. Начала собирать, но на 5 номере заканчиваю. Хотя серия понравилась очень. Просто читать не успеваю.