- Куклы в народных костюмах
- коллекционные куклы
- фарфоровые куклы
- ДеАгостини
- партворк
- игры для взрослых
- куклы
- казаки
Куклы в народных костюмах №83. Нагайбаки
Куклы в народных костюмах №83. Нагайбачка. (Челябинская область). 19 марта 2015.
Номер в России выходит 19 марта 2015. Кукла ВЫШЛА.
Нагайба́ки (ногайбаки) — это этнорелигиозная группа татар, проживающих по большей части в Нагайбакском и Чебаркульском районах Челябинской области. Православные христиане. По российскому законодательству официально являются малым народом.
Численность по переписи 2002 года — 9,6 тыс. человек, из них в Челябинской области 9,1 тыс.
Фото куклы:
В Российской империи нагайбаки сословно входили в Оренбургское казачество.
Центром нагайбаков является село Фершампенуаз (районный центр Нагайбакского района).
В деревнях с простыми
названиями Париж, Фершампенуаз, Варна, живёт интереснейший народ — нагайбаки. По языку они — татары, по вере — православные, а по культуре — своеобразный, ни на кого не похожий этнос. Нагайбак - казак, олицетворение отваги, мужества, смелости, находчивости и бесшабашной удали.
Нагайбаки под названием уфимских новокрещен
известны с начала XVIII века. Часть нагайбаков жила в казачьих поселениях Оренбургского уезда. В 1736 году по указу императрицы Анны Иоанновны в целях укрепления пограничья с Башкирией на территории Южного Зауралья было создано Нагайбакское казачье войско, а на реке Ик заложена Нагайбакская крепость. Туда из Уфимского уезда на службу были собраны новокрещены
, переехавшие из Татарии и Башкирии с женами и детьми.
Жители района сегодня специализируются на выращивании зерна и молочно-мясном скотоводстве.
Сайт администрации Нагайбакского района - www.nagaybak.ru/.
К концу первой трети XX столетия традиционная одежда нагайбаков была полностью вытеснена русским городским костюмом, поэтому даже среди старожил вряд ли кто сможет целостно восстановить по памяти весь комплекс одежды начала века. Огромный пласт этой культуры просто исчез во время расказачивания и раскулачивания. Среди казаков – нагайбаков бедняцких хозяйств почти не было, поэтому значительна часть населения была репрессирована, семьи высланы. Одежда, вещи, документы, фотографии, напоминавшие о казачьем прошлом, уничтожались.
Верхнеуральские нагайбаки входили в состав Оренбургского казачьего войска, и традиционным мужским костюмом являлась форменная одежда оренбургских казаков.
Свои особенности имела мужская свадебная одежда. Обычно ее готовила для зятя мать невесты. Белую домотканую рубаху КИЯУ КУЛМЭК украшали вышивкой на воротнике, приполке и манжетах. Вышивали красными или черными нитями крестом или гладью. Свадебные штаны КИЯУ ЫШТАН были пестрядные полосатые черно-красно-белые. Обязательным атрибутом костюма являлся пояс – кушак, наличие пояса у жениха имело ритуальное значение. Обычай развязывания пояса жениха невестой известен у всех групп волго-уральских татар – кряшен.
Наиболее архаичным из известных типов женской одежды нагайбачек является прямая туникообразная рубаха из ткани домашнего производства. Нити для тканей изготавливали в домашних условиях или покупали. Ткань для рубах изготавливалась в виде пестряди темно-красного цвета в мелкую клетку с использованием черного, белого или синего цвета. Нижняя часть рубахи украшалась оборкой из той же пестряди. Рукав прямой с ластовицей, ворот – стойка. Рукава и воротник часто отделывались рюшами.
Декоративное оформление рубах у нагайбачек Верхнеуральского уезда не имело аналогов в других групп волго-уральских татар. На груди и ниже талии способом аппликации наносилась круговая композиция лоскутного узора. Треугольные и ромбовидные кусочки ткани были яркими и контрастными по цвету. Такие рубахи назывались КОРАМАНЫ КИЖЕ КУМЭК.
Носили передник АЛЧУПРЭК, АЛЪЯПКЫЧ. Его, так же как и рубахи, шили из пестряди, но в более крупную клетку. Очень редко, в основном в период кормления ребенка, молодые нагайбачки носили КУКРЭКЧЭ – нижний нагрудник, украшенный аппликацией.
Нижняя поясная одежда – ЫШТАН – кроилась с широким шагом
из пестряди в полоску. Длина была такова, что они немного выглядывали из-под рубахи.
Верхней выходной одеждой нагайбачкам служили ЖИЛЭН. Они шились из плиса, бархата, цветного кашемира, отделывались позументом или художественной строчкой по вороту, манжетам рукавов, карманам. Демисезонной одеждой, как и у мужчин являлся ЧИКМЭН или ЧИПЕЙ из сукна своего производства белого или черного цвета. Зимой носили шубы ТУН. Они были, в основном, дубленые, реже, крытые фабричной материей. Более нарядными были крытые шубы ПУСТАУ ТУН. Свадебные пустау тун шились из мягких, молодых ягнят БЭРЭН КАБЫ ТУН. Они кроились со сборками по талии, с крупным меховым воротником и меховыми манжетами. Повседневные дубленки ОЛЫ ТУН были более свободными по крою и без покрытия.
Как и мужчины нагайбачки носили пояса – БИЛБАУ. Они ткались из многоцветной яркой шерстяной пряжи с кисточками на концах и шириной 5-7 см. Его одевали женщины в особо торжественных случаях поверх передника, жиляна или чикменя.
Традиционным девичьим головным убором нагайбачек являлся АК КАЛФАК белый вязаный колпак из хлобчатобумажных или шерстяных тканей. Его носили в комплекте с позументной головной повязкой УКА ЧАЧАК и наносным украшением ЧЭЧ БАУ – полоса стеганного холста, обшитого сатином, на которую в три-четыре ряда пришивали монеты. Девушки заплетали одну косу, женщины – две и укладывали их венцом вокруг головы.
Во время свадебного торжества невеста меняла девичий убор на женский – СУРЭКЭ.
В комплекс СУРЭКЭ входили: чепец, скрывающий волосы, височное монетное украшение, покрывало, налобная часть которого богато украшалась золотошвейной вышивкой и позументом.
Обувь, в основном, носили лыковую. Лапти изготавливались прямого плетения, как и у других групп татар. В холодную погоду поверх них надевали суконные тонкие чулки ТУЛА ОЕК. Валенки ПИМА и кожаные КАУШ были предметом роскоши.
Литература:
- Е.А. Бектеева. Нагайбаки (крещеные татары Оренбургской губернии). // Живая старина. Вып. 1-2, Спб 1902. Стр. 168.
- С.В. Суслова. Традиционная одежда нагайбаков. Компонентный анализ. // Нагайбаки (комплексное исследование группы крещеных татар-казаков). Казань, 1995. Стр. 50-64.
Село было названо в честь столицы Франции, Парижа, подобно другим сёлам Южного Урала, которые носят имена европейских городов — Берлин, Кассель, Варна, Арси - Сюр, Лейпциг, Фершампенуаз. Эти названия возникли во славу побед русских войск в Германии, Италии и Франции в 1799 и 1813—1814 годах: в то время казаки - нагайбаки состояли на службе российской армии и представляли собой отдельный полк.
В июне 2005 года в селе Париж была торжественно введена в эксплуатацию вышка сотовой связи, произведенная в виде, уменьшенной копии Эйфелевой башни. Южно уральская «Эйфелева башня» в пять раз меньше оригинала из Парижа.
При этом ее высота 50 метров.
Париж. В центре Евразии
Их названия очень хороши! Молодцы, что вышку в форме Эйфелевой башни поставили.:-)) Немножко забавных радостей жизни.
Нагайбаки - потомки кряшенов Заинского р - она Татарстана. Все единтично язык, вера, культура, быт. Желаю чтобы ваши дети не стеснялись родного языка. Добра процветания.
Анонс! Дождались, ура!
Да ещё и костюм-то какой необычный, красота!!
Мне нравится: рюшечки, платочка такогй расцветки не было, принт интересны й.и. главное, костюм узнаваемый!
Да, удачный выпуск, судя по анонсу, очень теперь её жду.
Оригинальный костюм, молодцы!
Раз это малые народы, куплю обязательно, в свое время еврейку пропустила - жалею
Чем-то бурановских бабушек напоминает.
350 рублей сегодня. Впечатления неплохие, но требует доработки.
Хороша, мне нравится! Тоже пойду покупать завтра. А ещё кто-нибудь купил?
Да, кукла очень аутентичная. Фото завтра (заболела я нынче-(☺.
EVV, выздоравливайте! Я сейчас вот тоже не в лучшей форме. :-) Весна, что ж поделать.
Куклы в народных костюмах №84. Саамский костюм, и также анонс Екатерины.
Дама Эпохи, нагайбачка (Куклы в народных костюмах), и чилийка (Куклы в костюмах народов мира).
Добавила фото куклы и журнала. Очень удачная куколка досталась!
Рядом с предыдущим выпуском.
www.toybytoy.com/doll/Living-doll-national-costumes-82-Slovak