- Куклы в народных костюмах
- коллекционные куклы
- фарфоровые куклы
- ДеАгостини
- партворк
- игры для девочек
- игры для взрослых
- куклы
Куклы в народных костюмах №72. Девичий костюм Коми
Традиционный костюм Коми
Куклы в народных костюмах №72. Девичий костюм Коми, анонс номера.
Куклы в народных костюмах №72. Девичий костюм Коми.
В России номер выходит 16 октября 2014.
Также Коми-Пермяцкий костюм выходит в 88 номере серии.
Традиционная одежда коми очень многообразна. Различные ее виды имели разное назначение и разные способы изготовления. Для производства одежды повсеместно использовали домотканые холсты.
Праздничная одежда шилась из тканей лучшего качества (тонкий холст, тонкое сукно, а позднее фабричные ткани), повседневные наряды изготовлялись из более грубых домотканых материалов скромной расцветки.
Комплекс традиционного женского костюма состоял из двух основных элементов: рубахи и сарафана. Основным элементом традиционного женского костюма была рубаха (дöрöм), длиной до колен. Верхнюю ее часть (сое) шили из холста лучшего качества, нижнюю (мыг) из более грубого.
Праздничная одежда зажиточных женщин - парчовая безрукавка - коротенька, бросток. Верхняя женская одежда по крою и материалу похожа на мужскую. Для работ на открытом воздухе надевали сукман прямого или приталенного покроя. Носили женщины и холщовый кафтан - шабур. Шубы (пась) шили из дубленых овчин. В сильные морозы поверх шубы надевали зипун и подпоясывали кушаком.
Традиционно у коми одежда воспринималась как "покров, оболочка" и одновременно "след, тень" человека. Вся одежда, которую носил в течение жизни человек, считались неразрывно связанными с ним и его судьбой. Считалось, что можно легко подвергнуть порче человека через определенное воздействие на его одежду.
В женской одежде существовал ряд различий в технике кроя и в выборе материала между костюмами различных этнографических зон Коми края (различались ижемские, сысольские, удорские, прилузские (летские) верхневычегодские типы костюмов). На Сысоле предпочитали шить сарафан из пестряди, сатина, атласа; на верхней Вычегде – из набивного холста (синяка
), штофа (парчи
), альпака, сукна; на Ижме – из шелка, атласа, штапельного полотна, вуали, кашемира.
Женская одежда была строго дифференцированной. В ней выделялись не только повседневный и праздничный костюмы, но и костюмы девушки, замужней женщины и женщины пожилого возраста. Различие это проявлялось и в расцветке верхнего платья, и в форме головных уборов.
Традиционная крестьянская одежда стала исчезать из обихода лишь с 20-ые годы ХХ века, причем раньше исчезли традиционные виды мужской одежды, а женская была широко распространена еще и в 40-ые годы.
В начале XX в. зажиточные зырянки и ижемки часто носили по две рубахи: нижнюю, длинную, и верхнюю, доходящую до талии. Поверх рубахи женщины и девушки надевали сарафан (сарапан) различного покроя. Наиболее старинный - косоклинный. Его также называли шушуном, китайкой, клинником, штофником, дубасом, пестрядинником.
Позднее сарафаны шили из крашеного холста, набойки (пестрокрашенной ткани), домотканой пестряди, сатина, шелка. Они были прямого покроя, на лямках и с лифом или корсажем.
В первой половине XX в. начали носить юбки и кофты. Кофты шили на кокетке, со стоячим воротником; юбки - прямые или с клиньями, с нашитыми по подолу полосами из ткани другого цвета.
Поверх сарафана или юбки женщины надевали запон - передник без нагрудничка (будничные запоны - из пестряди, праздничные - из хлопчатобумажной белой ткани с вышивкой и кружевами).
Одежду подпоясывали различными поясами.
Богатые ижемки имели шубы из цветного бархата или атласа на беличьем или лисьем меху, с меховой опушкой.
Женские головные уборы имели также огромное значение, как и одежда и отличались большим разнообразием: мягкие, типа чепцов, и на твердой основе.
Почти все девичьи головные уборы представляли собой обруч или твердый околыш, облегающий голову, или полоску ткани в виде ленты, повязываемую вокруг головы (прямоугольный кусок парчи с пришитыми к нему разноцветными лентами).
Девушки платки не носили, у них была повязка, волосы не прятали. У женщин наоборот, волосы должны были быть спрятаны под кокошником и платком.
Свадебным головным убором служил юрной (баба-юр) - очелье без дна на твердой основе, обтянутое красным сукном. После свадьбы женщины носили кокошник, сороку, сборник, а в старости повязывали голову темным платком. Девушки, которые не выходили замуж, не носили кокошник (баба-юр). Замужняя же женщина не могла снимать "баба-юр" до конца своих дней. Хотя могла вместо сарафана носить платье, юбку. Зимой женщина могла одевать сверху тёплый платок, шаль. Для женщины самым большим позором было, если кто-нибудь с неё снимал "баба-юр".
Для женщин в то время платок был самым дорогим подарком. Парень любимой девушке дарил красивый платок. Муж, возвратившись с базара, обязательно дарил платки жене, дочери, сестре. В праздничные дни носили самые красивые платки, а в будние – ситцевые, но тоже ярких цветов. Все платки, шелковые, кашемировые, шерстяные, были с длинными кистями. Кисти в то время считались своеобразным оберегом от злых завистливых глаз.
Женщины, одевая с утра сарафан, старались больше не снимать его в течение дня, а при необходимости надевали другую одежду поверх него. Если охотник, собираясь на промысел, забывал что-либо одеть на себя сразу, то не переодевался второй раз дома, а брал забытую одежду с собой и одевал её на себя только дойдя до лесной избушки - иначе не будет удачи в промысле. Лишь в период праздников не возбранялось многократное переодевание в течение дня в разную одежду, хотя многие женщины и в этом случае одевали сразу по 2-3 сарафана, один под другой, и таким же образом несколько юбок для пышности наряда.
Личную повседневную одежду, снимая на ночь, всегда вешали строго определенным образом, чтобы случайно не спровоцировать у себя болезнь и недомогание. Для длительного хранения наряды складывали особенно аккуратно ("лист да пласт"), вывернув предварительно наизнанку, и прятали в недоступное для посторонних взглядов место.
По традиции, у коми особенно бережно сохранялась одежда, связанная с определенными рубежными этапами в жизни человека: пинь дöрöм - подарок ребенку во время прорезания первых зубов; пернянь дöрöм - рубашка, которую дарила крестная при совершения обряда крещения; каждой женщиной бережно сохранялся свадебный наряд, который, по поверьям, обладал особой магической силой. Считалось, что изгнать из дома нечистую силу может только хозяйка, переодевшаяся в свой свадебный сарафан.
Эффективным оберегом считалась и одежда, полученная человеком в качестве ритуальных подарков. Одежду умершего человека, полученную участниками похорон в подарок "на помин его души", использовали в качестве оберега и, как правило, хранили до полного истлевания на чердаке дома. В поверьях многих народов, одежда, приготовленная для покойного, наделяется магической силой воздействия на живых. Смертельно опасным для живого человека считалось обряжение в рубаху с покойника.
В отличие от повседневной одежды, праздничную и обрядовую одежду запрещалось стирать – раз в год (летом) её выветривали на солнце, либо выпаривали над каменкой в бане. Соблюдались определенные запреты и при стирке повседневной одежды: нельзя было стирать вместе с мужской и детской одеждой наряды женские - у мужчин не будет удачи в охотничьем промысле, а дети могут заболеть. По поверьям, наряд любой взрослой женщины пропитан пеж, воздействие которого лишает одежду свойства оберега.
По поверьям, одежда, нажитая супругами совместно, являлась оберегом не только каждого из них в отдельности, но и их взаимной привязанности. Считалось, что можно было легко разрушить эту связь, если повредить одежду жены или незаметно встряхнуть рубаху мужа, пока он моется в бане.
В прошлом у коми категорически запрещалось отдавать посторонним свою одежду, даже во временное пользование. По этой же причине обветшавшая одежда никогда не выбрасывалась, а вывешивалась на чердаке или в сарае дома до полного истлевания. Человека, который проявлял чрезмерное упорство в стремлении получить или приобрести чью-либо одежду, как правило, подозревали в желании навести порчу на владельца того или иного наряда. С целью предупреждения возможной порчи или сглаза через одежду предписывалось её сжечь. Человека, не соблюдавшего этот запрет, с упрёком спрашивали: "умереть, что ли собрался?".
Вот обложка 72 номера.
По поверьям, с помощью собственной одежды можно было даже избавиться от недуга. У ижемских коми считалось, что больному, либо его родственникам, необходимо отнести "одежду с болезнью или порчей" в лес и оставить на стволе осины или любого засыхающего дерева до полного его истлевания.
До настоящего времени у ижемских и удорских коми сохраняется традиция оставлять по завету одежду (либо её фрагмент) больного человека в качестве приклада на обетном кресте. У прилузских коми с целью избавления от болезни после бани забрасывали свою рубаху на вершину куста - "чтобы сороки унесли", либо сжигали её на костре с произнесением определенных заговоров. У печорских коми для снятия сглаза с ребенка брали его не выстиранную рубашку (а значит сохраняющую в себе дух и, одновременно, болезнь ребенка), смачивали её ворот в проточной воде, потом протирали три раза этим воротом глаза ребенка, а затем выжимали воду из рубашки в тарелку и выплескивали её через левую руку со словами - мый тэ гöрiн, кöдзiн мед ставыс аслыд лоö (что ты сбороновал-посеял, то пусть тебе самому и будет).
ЛИТЕРАТУРА
1. Республика Коми: Энциклопедия. Т. 2. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1999.
2. Коми-зыряне. Историко-этнографический справочник/ Составитель Н.Д.Конаков. - Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1993.
В.Э. ШараповОдежда в поверьях коми: паськöм - мера, тень и оберег человека
. – Сыктывкар: Коми книжное издательство,1999
О серии кукол в народных костюмах ДеАгостини.
Куклы в народных костюмах №73. Еврейский женский костюм.
Коми - зыряне
Оляля, спасибо! Такой интересный материал, и костюм узнаваемый - коми - пермяцкий!
Какие цвета яркие! Жалко, что ДеА не цветной вариант выбрало. Правда, и так кукла красивая.
Картинки подключаю в галерею.
Коллекция долгая, ещё и такую выпустят... Вот №10 с подставки похожа на коми - зыряне...
Точно, и правда очень похожа! Я там впишу.
Очень приятный, и по фотографии, вроде бы аккуратно сшитый костюм. Хороша!
Обложка номера.
Просто прелесть, а не кукла! Очень костюм удачный, красавица!
А что обложка заблудилась??
Она уже и туда, в 71 выпуск, тоже дотопала. Пускай и тут покрасуется.:-))
www.toybytoy.com/doll/Dolls-in-national-costumes-71-Province-of-Belgorod
Вот обложка 72 номера.
Ой, а сарафанчик-то - с рисунком!! Как здорово!
Коса длинная, куплю красавицу.
Согласна - красавица! Только воротничок опять не обработали. И повязка на голове странно
.Повязка дальше вроде просто тёмная, спереди узорчатая. Интересно, что за головной убор - какая-то сложная повязка получается.
Простенько, но симпатично.
И глаза тёмные, кружева на рукавах и фартуке - очень щедро... Красавица, воротник доделать и всё!
Сарафанчик тоже бы украсить можно - нагрудник у него как-то обшить. Но смотря что за ткань, конечно.
Куклы в народных костюмах №72. Девичий костюм Коми - ткань сарафана с рисунком, на голове - повязка.
Рассмотрела куклу на анонсе журнала (фото добавила в статью) - обрадовалась, какая хорошая: ткань-то у сарафана, оказывается, с рисунком. Рубаха красивая, фартук, шикарная коса...
Кстати, лямки на сарафане впервые сшиты из ткани сарафана. А глаза у нее голубые. Оляля,
с кружевом и принтом, ДА, присутствует! Хорошая комячка (если не так - поправте), мне нравится.Только ворот - недоделка, во всём остальном - просто прелесть!
Куклы в народных костюмах №72. Девичий костюм Коми. Фото куклы.
Сзади - длинная коса. Необычный цвет волос - немного с красноватым отливом. Куклы в народных костюмах №72. Девичий костюм Коми.
Куклы в народных костюмах №72. Девичий костюм Коми. Рядом с другими куклами коллекции.
Куклы в народных костюмах №72. Девичий костюм Коми. Рядом с другими куклами коллекции. 6 фарфоровых кукол.
Анонс. Куклы в народных костюмах №73. Еврейский женский костюм.
Получилось на этот раз куклу купить пораньше - добавила фото. До того хороша!..
Журнал, если надо, отфоткаю завтра и добавлю потом, сегодня вечером уже темно.
Чудесная куколка! Я давно уже не покупаю кукол в народных костюмах, кроме спец. Выпусков с мужчинами. Но эта приглянулась, может возьму!
Одна коса чего стоит.:-) Да и вообще, правда хорошенькая. Перебрала сегодня коробку - похожих не неё, оказалось, нету. Вот на следующей кукле как-то сэкономили, эта выглядит интереснее.
Очень хорошенькая куколка и платочки знакомые:-) а рисунок на повязке такой (только впереди) видно на фото на девушках, выше в галереи...
Если журнал полистать - там тоже видно, что орнаменты точные, очень хорошая кукла.
Спасибки огромное!!!
Моя комячка:)
Добавила кантик по воротничку
Край сарафана пришлось тоже отделать (с обжигом перестаралась)
А куколка мне очень понравилась и без доделок.
Аккуратнее в воротничком стала, и с синими кантиками мне очень нравится!
Фотки журнальчика выложите пожалуйста спасибо огромное!!
Описание костюма куклы.
Добавила в галерею.
Ожидала, что в журнале, помимо фото заснеженного Выльгорта, будет упоминание о Чердыни и о с. Камгорт. Хоть они и находятся на территории Пермского края, но на самом севере, близко с границей респ. Коми. Мало того, что там проводится ежегодное знаковое событие
, куда приезжают не только из Первопрестольной, но и из - за границы, но там в селе Камгорт растёт священный кедр, единственный оставшийся от священной рощи Коми, вырубленной во время насаждения христианства. А про Маньпупунёр вообще только фото и даже без приличествующей подписи, просто, мол, ...Нет такого слова "Комячка". Коми - не склоняется! Называть "Комячкой" - неуважение к народу и просто безкультурие.