Масляные краски для живописи на века. С чем работают реставраторы?
Одни и те же пигменты в масле и акриле ведут себя по-разному. Здесь поговорим именно о масляной станковой живописи и красках, которые рекомендуют реставраторы.
Масляные краски каких производителей лучше покупать для живописи, чтобы картину не пришлось восстанавливать спустя несколько лет?
Печально, но факт: реставраторы не рекомендуют приобретать краски российского производства, даже если они завялены как профессиональные краски для живописи маслом. Если ваша душа просто требует выразить себя и о сохранности работ вы особо не думаете, можете смело выбирать любую студийную (даже непрофессиональную) серию красок от любого производителя. Но если ваша цель - писать с расчетом на века, обратите внимание на масло следующих производителей: Winsor & Newton Artists (Виндзор Ньютон Артистс), Old Holland (Олд Голланд), Daler Rowney Artists (Далер Роуни Артистс), Michael Harding (Майкл Хардинг), Sennelier Artists (Сеннелье Артистс). Это профессиональные серии красок: только такие краски обеспечивают наибольшую свето- и атмосферостойкость работ со временем.
Все вышеперечисленные краски применяются в реставрации, оставляют только самые положительные впечатления. Эти производители точно предоставляют полный состав своих красок, что немаловажно.
Помимо перечисленных, есть и многие другие мировые производители масляных красок.
Главное (речь именно о сохранности) - не покупайте студийные, ученические студенческие, эскизные и тому подобные краски. Эти краски не живут долго. Со временем теряется цвет. Все студийные краски отличаются цветовой нестабильностью. Студийные Lefranc&Bourgeois, Schmincke, Sennelier, Ferrario честно пишут: студийные краски - это до 30 лет максимум. А первые проблемы могут начаться уже через 10 лет.
Если вы думаете, что ваши работы достойны музея, помните, что многие галереи интересуются, на чем и чем написано.
Академическая живопись должна жить века. Вам нужны Winsor&Newton Artists или хотя бы Daler, Talens или Sennelier. Их краски действительно созданы для академической, портретной живописи. С правильным холстом вы можете не беспокоиться о сохранности работы.
О Schmincke
Schmincke Mussini и Akademie содержат льняное масло, а Schmincke Norma Professional - сафлоровое и маковые масла. Все краски Шминке практически не жухнут. Schmincke Norma Professional лучше подходят для пастозной техники, а Mussini и Akademie универсальны.
А Schmincke серии Utrecht или College считаются студийными искусственными красками для начинающих художников.
Итальянские масляные краски
Maimeri Classico и более крутая серия Puro. Краски изготавливаются из уникальной смеси макового и шафранового масла, поэтому совсем не желтеют. Хорошая консистенция: краски очень концентрированные и густые, даже надо разбавлять, поэтому экономичные. В Maimeri Puro не добавляется ничего, кроме пигмента и масла, это очень чистые краски.
По Маймери Артисти. Ряд красок изготовлен на основе свинцово-содержащих пигментов, которые нельзя смешивать с сульфидными красками (приготовленными на основе пигментов кадмиевой группы, ультрамарином и киноварью). Нельзя смешивать с такими красками желтый хромовый, белый серебряный, синий ультрамарин, желтый и красный кадмий.
У итальянцев, кстати - отличные холсты. У Maimeri достойные лаки и медиумы, краски тоже нравятся многим (но не всем), и с точки зрения классики и долговечности лучше остановиться на холстах из Италии, а краски выбрать другие.
Old Holland
Это признанная классика, от которой не откажется ни один музей. Глубина цвета - совершенно потрясающая.
Old Holland считаются лучшими в мире художественными красками для профессионалов. Самыми элитными. У них даже нет серии для любителей. И они даже лучше, чем Winsor & Newton.
Краски изготавливаются только на отбеленном на солнце льняном масле холодного отжима. Компании уже более 300 лет. В эти краски вообще не добавляют наполнителей типа мела, поэтому они настолько концентрированы, что перед использованием их необходимо разбавлять маслом. Расход сверх экономичный. Краски Old Holland можно назвать концентратом чистого пигмента в тюбиках. Но и цена у них соответствующая.
А как же Мастер-класс и другие российские масляные краски?
Мастер-класс - достаточно хорошие добротные масляные краски отечественного производителя, но они не всегда отвечают задачам современной живописи, тем более при наличии более качественных и аналогичных по цене художественных красок европейских производителей. Более того, они иногда говорят о секретности и уникальности своих разработок, вместо этого (как говорят художники) лучше бы были просто честные списки всех составляющих по каждой краске.
Также наши художники иногда пользуются красками Гамма и Малевич. Иногда Pebeo, потому что этот бренд у нас продается и стоит недорого. Но белила Pebeo на самом деле китайского производства (как и весь Пебео на российском рынке). Китайские белила Пебео желтеют.
Качество всех без исключения художественных масляных красок напрямую зависит не только от качества пигмента, но и связующего масла. Именно с этим у наших красок большие проблемы. Наше льняное масло достаточно грязное. Более того, российское льняное масло, говорят, вообще не подходит для живописи, поэтому наши заводы закупают его за рубежом (и не всегда дорогое), иначе краски производить было бы просто нереально.
Помните: использовать в качестве разбавителей льняное рафинированное и полимеризованное масла не надо! Вы просто испортите ими любую краску. Эти масла применяют при изготовлении лишь самых дешевых, некачественных (учебных или студенческих) красок. Если вы разбавляете хорошие краски таким маслом, вы очень сильно ухудшаете их качество, и это влияет и на сохранность работ.
В состав Мастер класса и Гаммы, помимо льняного масла, иногда добавляют даммарный и мастичный лаки или смолы, поэтому после высыхания краски становятся насыщенно яркими, однако это яркость ненастоящая, такими краски делает лак, а не сам пигмент. Это не то чтобы плохо, но многие об этом не знают и дополнительно смешивают краски с разбавителями и лаками, а много лака для краски вредно. Также могут использоваться загустители для придания пастозности, а вот это уже точно минус.
У российских красок бывают проблемы с консистенцией. То тягучесть не та, то жидкая, то густая.
Читайте этикетки. Если написано имитация (иногда обозначается как azo или hue), лучше не берите.
Кроме того, есть проблемы с пигментами кадмиево-кобальтовой группы. А это самые важные и качественные пигменты для живописи. Или имитация, или аналоги. Но это может быть и в зарубежных красках, надо смотреть описание.
Некоторые художники берут из Мастер-класса самые светостойкие недорогие натуральные краски, а остальные - у Winsor и других более дорогих брендов. Но есть опасность. Рецептура и состав у каждого завода принципиально разная, поэтому смешивать краски от разных производителей, даже зарубежных - это опасная затея, особенно с точки зрения сохранности работы.
Мастер-Класс - лучший вариант из... не самого лучшего. Многие краски состоят из имитаций (ненатуральных пигментов), причем производитель часто смешивает их между собой. Некоторые цвета не очень устойчивы (например, кадмии). В общем, если вы выполняете работы для себя, для декора - это не проблема. Но если думаете о музеях, выставках и хранении на многие десятки лет, лучше выбрать проверенную временем классику, которой художники всего мира доверяют многие десятки лет.
Уточнения
Статья написана по материалам
статьи из блога реставратора Михаила Леонидова.
Некоторые из комментариев блога писали люди не
совсем понимающие. Краски Мастер
Класс назвали "добротными, но не отвечающими требованиям современной живописи". Но на канале S.M на Ютубе наглядно показаны тесты этих
красок: наполнителя в них столько, сколько прилично только для студийных красок, хотя Невская палитра все равно называет их профессиональными, и их продолжают
рекомендовать в наших ВУЗах!
По поводу красок Old Holland на одном зарубежном канале говорили,
что и туда добавляют наполнители и стабилизаторы, так что это не совсем
чистый пигмент. Хотя и в тестах того же S.M указывается, что этот
производитель любит добавлять в свои краски коалин.
"Чистые" краски есть только у фирм Майкл Хардинг и Рублев. Но они слишком дорогие. Гораздо выгоднее их сделать самому из
пигмента и масла. Но эти фирмы предупреждают, что из-за отсутствия
стабилизаторов краски могут расслаиваться: масло может вытекать из
тюбика.
По поводу рафинированного и полимеризованного масла: какой
невежда написал, что это добавляют толко в самые дешевые краски?! А как
же масла Maimeri и Winsor&Newton? Более того,
полимеризованное льняное масло вообще самое прочное, оно традиционно
используется для лессировок, и стоит оно очень дорого. А во всех
заводских красках, даже профессиональных, содержится как раз
рафинированное, хорошо очищенное льняное масло. Как раз это одно из
отличий дешевых красок от дорогих: в первых используется плохо очищенное
масло и много наполнителя, во вторых - хорошо очищенное масло и минимум
наполнителя.
По поводу наполнителя: это не всегда удешевитель.
Иногда он спасает от растрескивания и меления.
И с холстами все сложно, и с красками...
В художке просто акварель и гуашь... а после... а после мало кто по настоящему становится художником.
Интересно что рассказывают и советуют в художественных вузах у нас сейчас, чем пишут и на чем.
Так любая же краска выгорает. Не? =) Читала, что картины в темных помещения хранят именно, чтобы цвета не тускнели =)
Выгорание да, поэтому в музеях строго все со светом и влажностью. Но тут про жухлость и проблемы с красочным слоем из-за самого качества красок.
Хранение требует температуры, влажности, освещения особого (его отсутствия практически). Но плохие холсты и краски не спасет ничего. Цвета начинают меняться, пятна проступать, отваливаться краска и т п Надо брать хорошие материалы. Но и стоят они соответственно.
Неудивительно что хорошее тут тоже стоит дорого, сколько труда стоит сделать такие краски, и исходные материалы для них...
Учишься на чем угодно а потом постепенно переходишь на материалы получше и тоже все время учишься пользоваться потому что они все отличаются.
Надо писать разным маслом чтобы понять разницу.
Виндзор мои любимые. Но я по списку не все тут пробовала.
Этот пост - явный рерайт статьи реставратора Михаила Леонидова в своём блоге и комментариев к ней. Стоит отметить, что некоторые из этих комментариев писали люди, явно не понимающие, в чём дело. Тот комментатор, который назвал краски Мастер Класс "добротными, но не отвечающими требованиям современной живописи", явно не смотрел канал S.M на Ютубе, где наглядно показаны тесты этих красок: оказывается, наполнителя в них столько, сколько вообще-то прилично только для студийных красок, хотя их при этом обманщики из Невской палитры всё равно называют профессиональными, и их продолжают рекомендовать в наших ВУЗах!
А по поводу красок Old Holland на одном зарубежном канале я слышал, что и туда добавляют наполнители и стабилизаторы, так что это не совсем чистый пигмент. Хотя и в тестах того же S.M указывается, что этот производитель любит добавлять в свои краски коалин.
"Чистые" краски есть только у фирм Майкл Хардинг и Рублёв. Но они на мой взгляд слишком дорогие. Гораздо выгоднее их сделать самому из пигмента и масла. Но эти фирмы предупреждают, что из-за отсутствия стабилизаторов краски могут расслаиваться: масло может вытекать из тюбика.
Также по поводу рафинированного и полимеризованного масла: какой невежда написал, что это добавляют толко в самые дешёвые краски?! А как же масла Maimeri и Winsor&Newton, например?... Более того, полимеризованное льняное масло вообще самое прочное, оно традиционно используется для лессировок, и стоит оно очень дорого! А во всех заводских красках, даже профессиональных, содержится как раз рафинированное, хорошо очищенное льняное масло! Как раз это одно из отличий дешёвых красок от дорогих: в первых используется плохо очищенное масло и много наполнителя, во вторых - хорошо очищенное масло и минимум наполнителя.
По поводу наполнителя добавлю: это не всегда порозит-удешевитель. Иногда он спасает от растрескивания и меления. Из-за чего это происходит, в одном комментарии вряд ли получится объяснить, тем более я и так тут уже много чего понаписал. В общем, разберитесь пожалуйста в теме, прежде чем писать подобные статьи. А для этого нужно читать и смотреть разные источники, и много экспериментировать. Потом уже можно рерайты делать нормальные.
Огромное спасибо за комментарий! Сейчас кое-что тогда подправим. Если можно, пришлите ссылочку на блог. Текст из разных источников взят, но раз вся основа с блога, поставим на него ссылку тогда, как на первоисточник.
Спасибо! Ценно.
Рублев и Вазари. Два пожалуй самых. Олд Холланд в среднем дороже Хардинга. Есть Лэнгриндж, Исаро, Шарвин не худшего качества. И ещё целый ряд молодых нераскрученных фирм. Ждем когда до растут наши с нетерпением!
Вазари и некоторые другие даже не слышала, спасибо, посмотрю!
Мы в свое время только и работали на Подольских .это как надо сперва поездить на Жигулях лет 10 а потом пересесть подороже .Нам даже умбру запрещали использовать преподавал Солдатенко . А кто сейчас что посоветует .К Коровин сапогом изображал .Вам надо в Третьяковки дневать и ночевать а вы Виндзоре мечтаете
Другое время...
И могли создавать шедевры из ничего. Вспомнить еще как бумагу доставать надо было и какая она была. И холсты. Не мечтали о таком как сейчас.