Правильный холст. Как самостоятельно сделать грунт для живописи
Поговорим об отечественных льняных холстах. Хлопок даже не будем рассматривать, поскольку он не пригоден для живописи по определению. Профессионалы говорят, что все без исключения готовые российские холсты (и белорусские) категорически непригодны для профессиональной живописи.
Какой же холст считается некачественным?
Главные характеристики качества холста - тип льна, плотность, натуральность, грунт.
Некачественный холст - полотно с редким плетением, большим числом узелков и ломким, скользким или тянущим грунтом. Редкий холст нужно дополнительно проклеивать, узелки нужно срезать, а плохой заводской грунт - перегрунтовывать.
Художник оценивает основу по тому, комфортно писать по ней, или нет. Но дело в том, что некачественный холст - это не столько о комфорте художника, сколько о сохранении стабильности с течением времени. Сколько будет жить картина? Так что некачественный холст - это именно недолговечный холст.
Лен холста
Лен делится на длинный и короткий. Длинноволокнистый лен - более прочный и гибкий, коротковолокнистый - менее прочный и ломкий. Важнейшее отличие длинного волокна от короткого в том, что короткое волокно из-за своей природной ломкости постоянно постепенно усыхает, превращается в ворс (бесконечная усадка). Поэтому в холсте из коротковолокнистого льна со временем образуются провалы грунта. Пострадать могут совсем нестарые полотна, даже 30-ти летней давности.
В России и в СССР льняной холст всегда изготавливался из коротковолокнистого льна, из самой грубой его части (льняного очеса). Очес - отходы переработки льна с высоким содержанием костры. Льняной очес предназначен для изготовления грубых технических тканей, по сути, это мешковина.
Холст из 100% коротковолокнистого льна часто даже уступает по долговечности европейским холстам из длинноволокнистого льна с хлопком.
Часто льняной холст может иметь на своей поверхности выступы, узелки, заусенцы. Это не всегда является показателем некачественного (недолговечного) холста. Льняное волокно может иметь вкрапления из светло-серых, слабо-зеленых и желтоватых нитей, поскольку холст может изготавливаться из смесей разных сортов и/или классов одного типа льна. Как правило, у длинноволокнистого холста неоднородность в плетении не превышает 10% от всей его площади.
Плотность холста
Плотность холста является основной характеристикой его качества и зависит от типа льна.
Длинноволокнистый мелкозернистый холст обладает плотностью 400-500 г/м2, среднезернистый 500-600 г/м2, крупнозернистый 600-800 г/м2 (с грунтом). Верхняя граница плотности может быть выше указанных диапазонов, но не меньше.
Не стоит полагать, что мелкозернистый холст плотностью 400 гр./м2 хуже по качеству крупнозернистого холста с плотностью 600 гр./м2. Существует понятие толщинвы самой нити, которая влияет на общую плотность полотна. Для мелкого зерна толщина нити будет меньше, чем для крупнозернистого холста. Поэтому для каждого типа зернистости холста существует своя достаточная плотность
.
Иногда живописцы совершают одну ошибку, определяя плотность на глазок буквально: если холст просвечивает, то он неплотный. Это не совсем так. Немного просвечивать может и качественный плотный негрунтованный холст, особенно мелкозернистый, поскольку при его изготовлении используется не только нить меньшей плотности, но и тонкая по своей форме (объему).
Как насчет плотности российских льняных холстов?
Реальная плотность ниже заявленной производителем, поскольку коротковолокнистый лен не позволяет ткать холст высокой плотности. Недобор в плотности производитель часто компенсирует избыточной проклейкой и грунтом, что вредно для сохранности живописи.
Натуральность материала для холста
Изначально лен является натуральной сырьем, но конечный продукт далеко не всегда будет являться натуральным. Химическая обработка льна зависит от его типа и задач. Длинноволокнистый лен не подвергается химической обработке, поскольку в ней не нуждается. Коротковолокнистый лен подвергается упрочняющей обработке (аппретированию) практически всегда, поскольку в противном случае из него невозможно сделать нить.
Поскольку все льняные тканые основы на постсоветском пространстве изготавливаются из коротковолокнистого льна, все они без исключения подвергаются и химической обработке. Однако химически обработанное полотно со временем под воздействием температуры и влажности выделяет различные вещества (продукты распада химических добавок) и изменяет красочный слой.
Грунт холста
Грунт - это не краска. Краска образует на поверхности пленку, а грунт, в состав которого входит клей, как бы вгрызается
в поверхность полотна.
Финишное покрытие холста является немаловажным в определении его качества.
Качественный грунт - акриловый грунт, изготовленный с использованием исключительно титановых белил.
Российский производитель обычно использует устаревший эмульсионный грунт, недолговечность которого была доказана реставрационной практикой. Или акриловый грунт с использованием микрокальцитов, дешевых заменителей титановых белил, которые не в состоянии сохранять стабильность по отношении к большинству основных пигментов.
Поэтому все российские (и белорусские) холсты имеют абсолютно все следующие недостатки:
- низкая реальная плотность
- изготовлены из коротковолокнистого льна
- подвергаются упрочняющей химической обработке
- покрываются некачественным (недолговечным) грунтом
Такой холст начинает распадаться уже через 10 лет. Вначале этот процесс внутренний и визуально не проявляется, но со временем он затрагивает красочный слой и все выходит наружу.
Процесс распада коротковолокнистой льняной нити неизбежен и не зависит от грунтовки или проклейки.
Как самостоятельно сделать грунт для холста?
Эти рецепты не гарантируют долговечный грунт. Однако они удобны для ученических и любительских работ, где не идет речь о сохранности. Где нужно быстро, много и дешево.
1 часть акриловой эмали Тициана
, 0,5 части водно-дисперсионной краски (любой). Грунт получается не такой гладкий, как эмаль, нет ярко выраженной пленки, имеет пористую поверхность, которая дает лучшее сцепление
.
Водно-дисперсионные краски (в том числе для стен и потолков) бывают разные и их свойства зависят от того, какие полимеры использовались в качестве связующего. В качестве полимерного связующего выступают акриловые и винилацетатные полимеры, а также их производные, от этого и зависит применение красок. И просто смешивать любую такую краску с акриловой эмалью - это дает возможность подготовить удобный грунт, но вот о его долговечности могут быть большие вопросы.
Грунт иногда заменяют акриловой строительной краской для стен и обоев (именно краской, а не эмалью). Краска впитывается в поверхность, как художественный грунт, обладает хорошей адгезией.
При работах больших форматов требования к краске довольно высокие. Из проверенных на опыте - Водно-дисперсионная влагостойкая краска на акриловом связующем Superweiss Dufa. Идеально белая, и густая, как из тюбика. Стоит (в конце 2022 года) около 500 руб. за 1 литр, что для строительной краски не дешево, но намного дешевле, чем художественные белые краски.
Очень дорого стоят качественные материалы для живописи..
Лучше всего у реставраторов узнавать какой надо холст и грунт. Но это уже для настоящих художников. Просто порисовать можно на чем-то дешевом.
Хоть бы этому всему учили в художках и студиях.
Профессионально, сложно все. А ученикам и любительски можно на чем угодно (почти) рисовать.
Как это ужасно, купишь так картину, думаешь, что она 100 лет проживет и больше, а раз - и вот такое...
Надо самим учиться делать и искать где покупать ткань и остальное.
У меня лично простой способ приготовления холста- проклеиваю желатином, а для грунта смешиваю водоэмульсионную краску и клей ПВА, можно яичный желток добавить.
А холст (ткань) какую берете, просто лен из магазина тканей, или специальный какой-то?
Моя художка закончилась на гуаши. Масло так и не пробовала.
Специальный, профессиональный холст- это по сути плотная льняная ткань. Не обязательно именно в худ салоне, можно и в магазине тканей выбрать, только не тонкую- льняная ткань бывает разной толщины, плотности. Бывает серая или выбеленная, любую можно загрунтовать. Я даже частенько мешковину использовала- разрезала мешок и натягивала на подрамник. Это, конечно, грубая ткань, но фактурная, по-своему на ней приятно работать
Спасибо! Будем учиться.
Дочь пока учится маслом, просто на недорогих грунтованных картонах и холсте на картоне, но рано или поздно надо будет что-то более профессиональное. С красками пока проще, а вот с холстами... Что-то на готовые холсты на подрамниках часто отзывы не очень...
До настоящих картин, чтоб рисовать, еще дойти надо. Много лет учения.