Энкаустическая живопись: что это такое и как сделать такие краски самостоятельно?
Энкаустическая живопись использует специальную краску, в которой основным веществом является воск (используемый в качестве связующего). Термин "энкаустик" звучит немного пугающе и как будто опасно, потому что название заставляет подумать о каких-то едких и опасных химических веществах, но это не так.
Термин " энкаустика "происходит от греческого, что означает просто "гореть в чем-то" (имеется в виду процесс плавления краски). Рецепт энкаустика прост: пигмент плюс воск (обычно смесь пчелиного воска и дамаровой смолы). Вы расплавляете воск, смешиваете его с пигментом и получаете энкаустическую краску. Это можно сделать своими руками.
Подробнее об энкаустической живописи.
Работа с энкаустической краской сильно отличается от работы с масляной или акриловой краской, потому что краску вам нужно нагреть, чтобы она стала текучей. Вам также нужно сплавлять слои краски, каждый новый с уже существующими, и это тоже делается при помощи температуры.
Это очень интересная, редкая форма живописи, которую стоит попробовать, если вы хотите продемонстрировать миру уникальные картины.
Но сначала вам нужна краска.
Итак, посмотрим шаг за шагом, как сделать энкаустические краски самостоятельно.
Вам понадобится:
- пигмент краски (в форме порошка)
- кристаллы Дамара (тип смолы)
- пчелиный воск (можно взять церковные восковые свечи)
- котелок/ковшик
- лоток для кексов (силиконовый, чтобы легче было достать "кексы с краской")
- плита или нагревающий элемент
- металлическая или пластиковая ложка для перемешивания смеси
- мерный стаканчик (например, небольшая жестяная банка)
- прихватки, чтобы защитить руки
Всегда работайте с энкаустическими красками в хорошо проветриваемом помещении и не перегревайте смесь. Вам нужно только растопить восковую жидкость, а не кипятить ее!
Давайте узнаем немного больше об ингредиентах.
Во-первых, что такое смола Дамар?
Это натуральная древесная смола, которая сочится из разреза дерева подобно тому, как собирают березовый сок с деревьев. Высыхает крупными комочками или кристаллами. Для создания энкаустических красок вы их плавите и смешиваете с пчелиным воском.
Смолу Дамар смешивают с пчелиным воском, чтобы укрепить и повысить температуру плавления. Также воск сохраняет краску полупрозрачной и предотвращает выбеливание. Также ее можно отполировать до глянцевого блеска.
Смола Дамар. Вы можете собрать ее с деревьев самостоятельно.
Смола Дамар.
Пропорции и соотношения воска и смолы
Сколько дамаровой смолы вы смешаете с пчелиным воском - это вопрос личных предпочтений. Как правило, берется от четырех до восьми мер пчелиного воска к одной мере дамаровой смолы, в зависимости от того, какой конечный результат вы хотите. Для экспериментов рекомендуется приготовить краски с разными пропорциями, чтобы проверить самостоятельно.
Плавление воска и смолы
Далее, расплавление пчелиного воска...
Процесс прост: поставьте кастрюлю на минимальный огонь (можно на водяную баню), положите в нее воск, подождите, пока он расплавится, затем положите в смолу Дамара и мешайте, пока она не расплавится. Не будьте нетерпеливым и не превышайте 93°C, потому что при более высокой температуре пчелиный воск выделяет много потенциально вредных испарений, как и некоторые пигменты (например, кадмий). Кстати, пчелиный воск расплавится при температуре около 65°C.
Будьте терпеливы! Дамар не плавится, как воск, к тому же смола довольно липкая. Если вы обнаружите, что в смеси есть кусочки детрита из дамаровой смолы (такие как кора), не волнуйтесь, оставьте их. Это часть картины.
Затем подготовьте пигмент.
Сколько пигмента понадобится для каждой "булочки с краской" в вашем лотке - это тоже вопрос личных предпочтений. Изучите характеристики пигментов, прозрачны ли они или непрозрачны, так как это также повлияет на количество сухого пигмента, который вам нужен для красок. Узнайте также, каждый определенный пигмент ядовит или нет. Избегайте вдыхания любого пигмента и не сдувайте его с поверхности, а если просыпали, вытрите влажной тканью.
Не используйте слишком много пигмента, потому что, если в смеси не будет достаточного количества воска, чтобы его "приклеить", краска будет отслаиваться.
Начните с одной или двух ложек пигмента на "кекс". Помните, что вы всегда можете расплавить его позже и добавить больше пигмента.
Далее смешиваем пигмент и воск/смолу.
Работайте осторожно, так как воск горячий. Налейте смесь воск/смола в формы, лучше только до половины, чтобы было удобно мешать. Засыпайте пигмент (для каждого цвета - своя отдельная ложка), мешайте. Продолжайте помешивать, пока пигмент не растворится в воске.
Остается только дать энкаустическим краскам затвердеть.
Потребуется хотя бы час, но лучше дольше. Вытряхните из формочек. Если они плотно застряли в формах, используйте немного тепла, чтобы расплавить края (поставьте форму в горячую воду).
Теперь у вас есть краски для энкаустической живописи!
Очень сложная техника, трудоемкая, это уже наверно только тем кто хочет удивлять техникой.
Столько разных новых техник для рисования появилось. Интересно и красиво.
А почему ничего конкретного не сказано про пигменты (какие именно можно использовать)
А пигменты разве можно найти разные? Порошковые для красок, там вроде нет особого разнообразия?
Не понимаю, почему не используются широко. Всего лишь изменение связующего на воск и даммар, пигменты не проблема в наш век. Почему обязательны кисти, а не шпатели... Мне кажется, что основной проблемой является трудности хранения. Мягкий и плывучий красочный слой. Места для экспозиций сегодня это не склепы, как у фаюмских портретов. Может, их покрывать сверху прозрачной эпоксидкой (оптической).
Непростой процесс (относительно) ну и да как хранить... А так, эффектные работы.