Энкаустическая живопись: все, что нужно знать
Энкаустика - это средство для рисования на основе пчелиного воска, которое работает с теплом. Живопись энкаустикой - это многоэтапный процесс. Во-первых, краску нужно расплавить, сделать жидкой. Далее расплавленную краску наносят на пористую поверхность. После этого воск прогревают, сплавляя в рабочую поверхность, формируя хорошее сцепление слоев. Как окончательный вариант, охлажденную краску можно отполировать, чтобы раскрыть блеск воска и смолы (из которых состоит краска).
Убедитесь, что в рабочей зоне имеется надлежащая вентиляция. Важно, чтобы на рабочем месте был источник свежего воздуха, потому что при плавке воск с пигментами может выделять различные вещества. Запах не является неприятным, однако вентиляция необходима.
Учтите, что у вас будет палитра, возможно, тепловая пушка и/или другие инструменты, которые потребуют электричества (вы работаете с теплом).
Рабочее пространство не должно содержать растворителей и легковоспламеняющихся материалов.
ИНСТРУМЕНТЫ И ОБОРУДОВАНИЕ
Подогреваемая палитра
Это необходимый инструмент энкаустического художника. Она обеспечивает горячую поверхность, на которой можно нагреть и смешать энкаустическую краску. Специальные палитры отличаются анодированной алюминиевой поверхностью, которая предотвращает реактивность, чтобы не обесцветить пигменты. Алюминиевая поверхность также позволяет точно видеть цвета краски. Независимо от выбранной палитры важно, чтобы она была оснащена регуляторами температуры.
Поверхностный термометр может помочь вам в контролировать температуру вашей палитры (безопасная рабочая температура для энкаустической краски колеблется около 80-85°С).
Инструмент для сплавления слоев
Когда вы наносите слои краски, вам нужно подогреть каждый слой, чтобы привязать его к основе. Важно сплавлять слои друг с другом, чтобы картина не расслаивалась. Существует два метода плавления: непрямой (тепловой пистолет, факелы, лампочки или солнечный свет) или прямой (утюги, шпатели, нагретые кисти, гипсовые инструменты, ножи для палитры и т. д.)
Кисти
Используйте только кисти из натуральной щетины; синтетические кисти могут гореть и плавиться на подогреваемой палитре.
Основной показатель, по которому оцениваются щетинные кисти, - упругость. Чем гуще краска, тем тверже должен быть волос. Вслед за упругостью важнейшей характеристикой является расщепленный кончик - он способствует хорошей наполняемости кисти и ровному нанесению краски.
Щетина предназначена для работы с "тяжелыми" красками: маслом, акрилом, темперой, гуашью. Это единственный вид кистей, пригодный для работы с воском.
Основа
Для самых лучших результатов энкаустикой занимаются на твердой, теплостойкой поверхности. Примеры включают: древесина (клен или береза), тяжелая бумага для акварели (можно приклеенная к доске), или сырцовый холст, приклеенный к доске. Гипс, камень, дерево, терракота - тоже приемлемые поверхности для работы.
Чашки палитры
Жестяные банки отлично подходят для хранения расплавленных восков (нужны небольшие банки из алюминиевого или стального сплава).
Энкаустические краски
Здесь нет общих рекомендаций для стартовой палитры цветов, так как разные художники имеют индивидуальные предпочтения, но рекомендуется выбрать хороший баланс непрозрачных и прозрачных цветов. Попробуйте начать с красного, желтого и синего.
Как сделать энкаустические краски своими руками, мы рассказали в отдельной статье.
Достоинства энкаустической живописи
Это, пожалуй, самая красивая из всех красок, и она столь же универсальна, как и любая живописная среда 21-го века. Ее можно отполировать до блеска, сделать картину резной, прочертить царапины, сделать многослойный коллаж, использовать литье, моделирование, лепку, добавлять в картину текстуры, использовать в сочетании с маслом.
Картины не нужно лакировать или закрывать стеклом, потому что энкаустика - самая прочная среди всех красок, она сама по себе свой собственный протектор, потому что пчелиный воск непроницаем для влаги (что является одной из основных причин ухудшения качества лакокрасочной пленки). Воск сопротивляется влаге больше, чем политура или масло. Полировка придаст блеск и насыщенность цветам картины так же, как лаки.
Никакого пожелтения. Энкаустическая краска не пожелтеет. Однако воск фотореактивен, и если хранить картину в темном хранилище, она станет немного темнее. Но при повторном воздействии света это потемнение будет отбеливаться.
Никаких растворителей. Энкаустическая краска не требует применения растворителей. Опасности для здоровья практически исключены.
Художники всех мастей сегодня открывают для себя объединяющий потенциал этой техники, ее уникальные свойства и многогранность.
Как работать с энкаустическими красками?
1. Первый шаг - плавление краски
При комнатной температуре энкаустическая краска представляет собой твердое вещество. При нагревании становится работоспособной жидкостью. В этом жидком состоянии ее можно наносить на поверхность кистями, также можно наносить краску на поверхность, заливая, окуная или используя нагреваемые инструменты.
Нужно расплавить краску до безопасной температуры около 80-85°С. Вы можете расплавить краску непосредственно на палитре или в чашках.
Держите кисти в тепле, чтобы они оставались мягкими и готовыми к использованию (чтобы воск на них не затвердевал).
Если вы нанесете теплую краску на теплую панель, краска будет стекать на доску легче. Если вы нанесете теплую краску на холодную панель, краска быстро остынет и создаст текстуру.
2. Второй шаг - наслоение и сплавление
Вам нужно подогреть каждый нанесенный на картину слой, чтобы сплавить слои между собой. Когда краска начнет блестеть, станет жидкой, процесс сплавления завершен. Чем холоднее была нанесена краска, тем тщательнее ее нужно расплавлять при сплавке, и наоборот.
Медленное тщательное сплавление приведет к гладкой эмалевой поверхности.
Если вы видите пузырьки воздуха на поверхности краски, поработайте горячим воздухом из теплового пистолета, направленным под углом, это поможет от них избавиться.
Используйте тепловые пушки: они дают широкий спектр эффектов, которых нельзя достичь с помощью кисти.
Прямое сплавление - это касание поверхности нагретым инструментом, идеально подходит для создания текстуры и моделирования краски. Электрические утюги, шпатели, нагретые кисти обеспечивают беспрерывное топление краски. Можно нагреть на палитре шпатели и ножи. Их разнообразные формы дают им большой ряд эффектов.
3. Дополнительные операции
Когда картина остыла, она достигла своего постоянного состояния, но нанесение краски и сплавление - это только начало.
Работу можно "стереть", просто соскоблив или переплавив краску. Безграничные возможности - процарапывание, создание эффектов.
В конце вы можете отполировать поверхность, получая эффект лакировки.
Новое направление, интересное очень, хотя работать в этой технике очень непросто...
Воском рисовать, надо же такое придумать! Но эффекты думаю можно делать фантастические.
Как будто мыло, на мыло больше похоже чем на краски. Интересная техника, не слышала про такую раньше никогда.
Впервые слышу. Очень красиво, интересная техника!
Интересно но сложно, это не для всех.
Этой технике более 2500 лет, или даже более... Платон в Тимее ее упоминал...