Куклы в народных костюмах 57
Праздничный костюм Тобольской губернии
Куклы в народных костюмах №57 - журнал в России выходит 20 марта 2014 года - Праздничный костюм Тобольской губернии. Кукла ВЫШЛА.
Юбка и кофта - шёлк, платок тоже, под платком прощупывается головной убор с донцем (не просто платок повязан, чуть сложнее). На ногах - красные полусапожки.
Костюм у куклы яркий и необычный, сочетание ярко-красного, жёлтого, синего цветов.
Тобольская губерния - губерния Российской империи, существовала с 1796 по 1919 год.
Административный центр - г. Тобольск.
Тобольская губерния граничила на севере с Северным Ледовитым океаном, на северо-востоку с Енисейской губернией, на востоке и юго-востоке с Томской губернией, на юге с Семипалатинской и Акмолинской областями, на западе с Архангельской и Вологодской, Пермской и Оренбургской губерниями.
О серии: Куклы в народных костюмах.
Предыдущий 56 номер - Таджикский свадебный костюм.
Куклы в народных костюмах №58 - Праздничный костюм Нижегородской губернии.
Фото куклы
Традиционные костюмы народов юга Тюменской области
На юге Тюменской области носили понёву, домотканую юбку из шерсти, в которую оборачивались, укрепляли по талии поясом. Понёву обшивали лентами и тесьмой. К понёве полагался передник, который иногда был сплошь украшен узорными полосами и нес символику связанную с землей (ромбы, волнистые линии – знаки воды, образы матери - земли, птиц, древа жизни). Он оберегал живот женщины, вынашивающей дитя.
Куклы в народных костюмах 57. Праздничный костюм Тобольской губернии - верхняя часть костюма.
Рубаху носили на выпуск и обязательно подпоясывали. Шили её из белой, красной или синей ткани, украшали вышивкой.
Узор формировался уточной нитью, перекрывавшей нити основы. Элементы орнамента чередовались с просветами фона. Тканный узор употреблялся главным образом для изготовления рукавов, нижней части рубах, передников. Часто узорные полосы искусно дополнялись вышивкой, составляя исключительный по красоте декор. Вышивка народной одежды отличается большим разнообразием технических приёмов и способов. Для вышивки применяли специальные нитки, имеющие особую крутку. Их изготовляли из льняного и шерстяного волокна и красили естественными красителями.
Для использования узора в большинстве случаев применялось сразу несколько видов вышивальной техники.
Нижняя часть костюма - юбка с оборкой, украшена тесьмой. Куклы в народных костюмах 57. Праздничный костюм Тобольской губернии.
При всём многообразии вышивальных приёмов народные вышивки на одежде отличаются необычайной согласованностью художественного замысла и технического исполнения. Как правило, в орнаментации одежды все способы украшений соединялись: узоры, выполненные вышивкой и ткачеством дополнялись нашивками из лент, позумента, тесьмы. Все они гармонировали между собой.
В будни голову украшала лента – подвязка, а в праздники – коруна, на конце длинной косы косник из бисера. Костюм дополняли бусы, серьги, кольца.
Наиболее распространенным головным убором был платок. Зимой носили по два - три платка, вкладывая один в другой. Девушки летом нередко ходили с непокрытой головой. Замужние женщины опускали платок на лицо, закрываясь от посторонних глаз.
По одежде женщины судили о ее красоте и умении, достатке мужа.
Сарафан и рубаха
Не шей ты мне матушка,
Красный сарафан…..
Так поется в старой русской песне. На вопрос о том, что такое сарафан, многие ответят, что это старинная русская народная одежда. Ответ этот верен лишь от части. Народной одеждой, то есть одеждой, которую носили простой народ, - сарафан стал лишь в 18 веке. А до 18 века главной в одежде была русская рубаха.
Наши далекие предки считали, что одежда – это оберег
, который укрывал человека от сглаза
. Поэтому все уязвимые места человеческого тела должны были укрываться: древние рубахи имели почти закрытый ворот, длинные рукава. Длина рубахи - ниже колена.
Рубахи носили все без исключения – различались они в основном кроем и отделкой. Были рубахи повседневные и праздничные. Повседневные почти не украшали – только швы и края обшивали красной нитью.
Толковый словарь русского языка говорит: сарафан – русская женская одежда, род платья без рукавов, надеваемого поверх рубахи с длинными рукавами.
В XIX веке в комплект праздничной одежды крестьян по всей России входили: сарафан, рубаха, передник, пояс - кушак. В некоторых уездах вместо сарафана носили юбку поневу. В народном костюме четко различалось деление на будничный, рабочий, праздничный и обрядовый костюмы. Чаше всего различиями были не покрой и вид одежды, а ее цветность, количество декора.
Праздничная одежда всегда была новой, ее чаще изготовляли из дорогостоящей ткани, составляли из большого числа предметов обилия украшений. Мать берегла свои праздничные наряды дочери, таким образом, некоторые рубахи и сарафаны носили 2 - 3 поколениями.
К обрядовым костюмам относятся, например, костюм просватан - ной девушки, свадебный, погребальный и другие. Эта одежда дольше сохраняла старинные формы, а праздничная чаще подвергалась влияниям моды, особенно городской.
Анонс. Куклы в народных костюмах №57. Праздничный костюм Тобольской губернии.
Будничный костюм для работ по дому и после делался из прочных тканей и орнаментировался скромнее.
Одежда всегда подчеркивала семейные и возрастные отличия.
Так, в костюме молодых женщин, преобладали яркие цвета, пожилых - темные. Различались головные уборы девушек и женщин, известны и старушечьи. Как в составе, так и в использовании декоративных материалов, в народной одежде прослеживается социальный элемент – в гардеробе зажиточной крестьянки были переливчатые шелка, тонкое сукно, в бедных семьях преобладала домотканина.
Повсеместно в Западной Сибири основным типом повседневной праздничной одежды был комплект с сарафаном – трапециевидный силуэт.
Основой женской одежды была рубаха, причем она у сибирских женщин преобладала в качестве нижней плечевой одежды надеваемой под кофту. Иногда верхняя рубаха выполняла роль кофты. А вниз надевали подрубашник
. В подрубашенике с юбкой управлялись дома по хозяйству. Сама рубаха называлась здесь станиной
, становиной
, рукавами
. Шили ее из домотканого льняного или конопляного холста, а также из покупных тканей (ситец, сатин, шелк, тонкий холст, пестряди), особенно верхнюю часть. Сплошные или пропускные
рубахи шили чаще всего не для повседневной носки, а для исключительных случаев: под венец, в подарок будущей свекрови, на смерть.
Кроили рубахи очень рационально, в основном из прямоугольных полотнищ. В качестве повседневной одежды носили рубахи разного покроя: со сборками по вороту и прямыми поликами, со слитными поликами, туникообразные рубахи, рубахи на кокетке. Полики на рубахах - это детали кроя, соединяющие полочку и спинку по линии плеча. Прямые полики (прямоугольной формы) соединяли четыре полотнища холста шириной 32 - 42 см каждый. Ворот подшивали полоской ткани и пришивали небольшой воротник. Рукава, чаще всего без манжет, сужались к кисти или присборивались к небольшой обшивке. Иногда по краю делались сборки. Под рукавами вставлялись клинья – ластовицы. Разрез спереди застегивался на пуговицы или был на завязках.
У старообрядцев считался за грех шить рубаху красного цвета, у остального населения, наоборот, рубахи красного цвета были очень популярны. В описании одежды конца XIX в. упоминается: Красная полуситцевая рубаха с синей холщевой станиной, в рубашке до пояса кумачной, а до пола белой бязевой.
После рубахи главной составной частью женского костюма являлся сарафан. Для домашней работы он был прямой на лямках. Шили его чаше всего из покупных тканей: ситца, сатина, сарпинки, шелка. Более старые сарафаны из - за узкого домотканого полотна кроили из 5 - 7 прямых полос, позднее из 3-х (фабричная ткань шире домотканой ткани). Мелкие борики вверху прошивались на руках или на швейной машине в 2 - 3 ряда. Переднее полотнище иногда делали из более длинной полосы, чем остальные. Лямки были пришивные, сзади перекрещивались друг с другом. По подолу такие сарафаны отделывались иногда нашивными лентами, беечками оборками.
Для молений, свадеб и других обрядов в нашем регионе был распространен косоклинный распашной сарафан – со швом посередине переда, отделанным галунной золотой тесьмой (тканая полоса с узором из металлических нитей), оловянными, медными пуговицами. Этот сарафан имеет силуэт усеченного конуса с большим расширением книзу (6 м), придающий фигуре стройность. В XVIII - I половине XIX в. его чаще всего шили из однотонной, без узора ткани: синего холста, бязи, красной крашенины, черной домотканой шерсти. Позднее – из атласа, камки (преимущественно одноцветная шелковая ткань с вытканным узором – цветы), переливчатой тафты (шелковая безузорная ткань с небольшими волнами, наведенными горячим гравированным валом).
Наиболее поздний тип сарафана – на кокетке – распространился, как считают исследователи, у сибирских женщин в конце XVIII начале XIX века под городским влиянием. Кроился такой сарафан с кокеткой на подкладке. С воротником – ошейником или без него, и прямым разрезом спереди. Перед сарафана делался из одной цельной полосы, а боковые и задние – скашивались. Иногда к такому сарафану пришивались рукава, и носили его в будние дни в качестве платья.
Сарафаны обязательно подвязывались поясами под грудью или по талии. Художественное оформление поясов разное. Это и вытканные и продольные разноцветные полосы, и геометрический рисунок, и вытканные надписи (имена, слова молитв). Дополнительную красоту поясам придавали концы с цветной бахромой или кистями.
Поверх сарафана носили фартук с нагрудкой или без нагрудника, повязываемый по талии. У старообрядцев фартук к сарафану полагался и в праздничные дни и в будни. Будничный фартук шили холщовый, ситцевый. Пожилые женщины шили фартуки из темной материи, украшали их по подолу тесьмой или неброской вышивкой.
Девушки и молодки носили передники с нагрудкой, которая кроилась отдельно и пришивалась на уровне талии к нижнему полотнищу. К верхней части нагрудки и по талии пришивались выточки
- тесьма для подвязывания фартука.
Обязательным элементом традиционной женской одежды был головной убор. Женские головные уборы были разнообразны, но все они полностью скрывали волосы (бабья прическа – две заплетенные косы). По народным поверьям женские волосы обладали колдовской силой, и могли нанести какой–нибудь вред окружающим, несчастья. Головной убор подчеркивал изменения семейного положения женщины, ее социальное и имущественное состояние.
В Ялуторовском уезде Тобольской губернии в конце XIX века была известна интересная разновидность головного убора – кокошник в виде твердой шапочки высотой 15 см. Техника изготовления такова: по темному (черному, малиновому, красному) бархату золотой нитью вышивался растительный рисунок. Для того, чтобы металлическая нить сверкала ярче, под подшивку подкладывали бересту или картон. Бархат садили
на сатиновую подкладку с помощью накрахмаленной марли, в результате чего кокошник становился плотным и сохранял форму. Общее впечатление от кокошника – праздничность.
Другой, более распространенной разновидностью кокошников являлась шапочка полукруглой формы с твердым дном, где располагалась вышивка металлической нитью, и менее твердым околышком. Дно такого кокошника также уплотнено картоном, подкладка кокошника ситцевая, в в месте соединения околышка у дна могли подложить жгут, что делало кокошник более объемным.
Еще один вид женских головных уборов – шашмура (шамшура). Она состоит из круглого дна, присбориваемого надо лбом, и из опушки, в которую продергивается нить или шнурок. При надевании шашмуры шнурок перекрещивается сзади и закрепляется вокруг головы. Шашмура - мягкая шапочка. Шили ее из ситца или другого вида покупной ткани любой расцветки (набивной мелкий рисунок). У шашмур не делали ни подкладку, ни окручивали вокруг головы каким – либо твердым жгутом.
Поверх шашмур надевали сорочку, сшитую из ткани темной расцветки, она состояла из круглого дна больших размеров, чем у шашмуры, которое также присборивалось впереди надо лбом. Ободок сорочки выкраивался несколько шире, чем у шашмуры. Закреплялся этот головной убор на голове при помощи длинных завязок (лепестков) пришиваемых к ободку в нижней части. Концы лепестков сорочки должны были выступать из - под платка. В начале XX в. у некоторых наиболее зажиточных крестьянок сорочку заменила черная кружевная косынка – файшонка (плетение на коклюшках). Ее завязывали также на затылке и носили в праздники и на моление.
Поверх шашмуры и сорочки надевали платок, складываемый по диагонали и завязываемый под подбородком на один узел. В холодные дни носили полушалки и шали. Шали были как покупные, так и домотканые из шерстяной пряжи. Пожилые женщины шали, сложенные по диагонали, зашпиливали под подбородком булавкой.
Отзывы
На картинке не ясно, что за папахообразный головной убор, то ли шамшура такая, то ли платок повязан назад, либо как чалма у сибирских староверов... Вообще, одежда у куклы больше напоминает стилизованный наряд казачки (если ещё чуть приталить). По крайней мере, понёву эта юбка напоминает меньше всего.
А вообще, как на Западном Урале, так и за Уралом в Сибири (Тюмень, Екатеринбург...) женский комплекс в большинстве формировался на основе сарафана. Надо смотреть, славяне из каких краёв заселяли эту область при её освоении - их мотив в костюме и должен превалировать. Makosh.
Куклы в народных костюмах №57
Теперь почти всё:) смущаюсь, но опять предлагаю перенести все комментарии сюда, а ту статью удалить, потому, что она будет пустовать или надо будет вести разговор про одну куклу в двух разных статьях ((
Да не, ту статью я оставлю, пускай висит на память потомкам:))) а обсуждать будем здесь. Всё равно там никаких обсуждений не было, а статью удалять жалко:)))
Дело Ваше, извините, если что не так:)
Нет, как раз всё так, как надо - я ни разу не обозревал кукол, а это занятие оказывается весёлое и увлекательное:))) Спасибо!
Гость, а представиться?
Подделала, подправила: пуговки, бусики...
EW, очень красивая куколка получилась! И яркая какая. Глядя на вашу красоточку, мне тоже ее захотелось) Завтра точно куплю!
EVV, вы как всегда на высоте! Действительно, хотелось бы с косовороткой куколку, как и полагается.
А мне в первозданном виде кукла душу совсем не греет. Так, проходной выпуск. КУпила, как и всю коллекцию, собственно, из патриотических чувств, чтобы не пропускать наши родные территории, хоть и символические - в виде наших куколок.Теперь надо бы крымчанку выпустить.
Спасибо, девочки! Крым был российским и есть, только национальности такой нет: крымчанка, так что разработчикам костюма придется подумать:)
Так у нас много костюмов по названиям областей.
Брюнетка, я туплю по-полной: конечно, костюм по месту (тулячка и курянка - это не национальность): во я ляп-то написала про крымчанку ((
А напишите у этого выпуска какой тираж? А то до нас, похоже, опять ничего не доехало...
Тираж 80 тысяч. Путешественник, нули не вставляются (удалите предыдущие два комментария)
К нам в город куклу так и не довезли. Почитала скан - на голове планировалась шамшура, а выглядит как обычный платок, повязанный назад. Как оно на самом деле?
Сегодня куколку наконец в руки взяла - мне понравилась очень! Путешественник чуть попозже фотки добавит, я потом тоже отфоткаю. Головной убор чем-то проложен, не просто платок, прощупывается донце, бортики. В общем, хороша. Юбка и кофта - шёлк, я надеялась на что-то вроде
тёпленькой
ткани.Таки досталась мне кукла, последняя в городе)) все декоры на кофте кривые - косые, поотпарывала - придётся перешивать. Шамшура какая-то немыслимая, непонятная - ни по конфигурации (напоминает просто платок завязанный назад, хоть и донце там где-то во глубине подложено), ни по описанию в журнале на развороте где эскиз. На фото же в журнале на женщине красная шамшура правильная, как и на енисейской кукле №49. Головной убор специфичный, сразу узнаётся. У нас в пермских музеях такие есть.
Мне ровненькая досталась, поэтому очень нравится, и стоит хорошо, и костюмчик сидит ровненько. Такие удачные куклы без брака всегда нравятся, даже если костюм - не очень достоверный и правильный.
Эх, ткань бы плотную ей!..Куклы в народных костюмах №57. Праздничный костюм Тобольской губернии. Юбка и блузка - синтетическая ткань, также как и платок.
Куклы в народных костюмах №57. Праздничный костюм Тобольской губернии. Мне досталась удачная кукла - хорошо стоит, костюм сшит ровно.
У меня тоже удачная..
Редкая кукла, которую не хочется с самого первого взгляда как-то доделывать - нравится как есть.:-)
А если можно то сфотографируйте пожалуйста весь журнал