Наполеоновские войны 48. Унтер-офицер Конной артиллерии
Наполеоновские войны №48. Унтер-офицер Конной артиллерии, 1812-1813 гг.
Наполеоновские войны №48. Унтер-офицер Конной артиллерии, 1812-1813 гг.
История русской конной артиллерии началась в царствование Екатерины II, когда генерал-фелъдцейхмейстер 17. А. Зубов составил Представление об учреждении конной артиллерии
, в котором писал: Предмет конной артиллерии состоит в том, чтоб подать коннице, в обращениях своих быстро и стремительно подвизающейся, такую же помощь, какую обыкновенная артиллерия подает пехоте, то есть подкреплять нападение или защищать отступ оной
.
К началу Отечественной войны 1812 года в русской армии насчитывалось уже 29 конноартиллерийских рот, распределенных по кавалерийским корпусам дивизиям и отдельным арьергардным и авангардным отрядам.
В армиях европейских государств конная артиллерия появилась как высокомобильное средство огневой поддержки кавалерии. Взаимодействуя с ней, конные артиллеристы не только поддерживали ее в наступлении, но и существенно увеличивали обороноспособность.
Конные артиллеристы должны были иметь на марше и на поле боя те же скорость передвижения и маневренность, что и конница. Артиллерийскую прислугу посадили на лошадей и обмундирование для конной артиллерии установили кавалерийское, драгунского образца.
1. Воротник мундира - образца 1812 года, стоячий, застегнутый спереди на крючки и петли. Всем подразделениям конной артиллерии полагался воротник из черного сукна с красной выпушкой. Для фейерверксров, помимо галуна на обшлагах, предусматривался такой же золотой галун и на воротнике.
Воротник мундира - образца 1812 года, стоячий, застегнутый спереди на крючки и петли.
2. Лядунка - патронная сума на 30 патронов из толстой черной кожи. Ее носили чрез левое плечо на перевязи из белой лосиной кожи шириной около 94 мм. С сентября 1811 года перевязь стали прикреплять к лядунке, как в пехоте, - не через кольца, а снизу. На крышке лядунки крепилась круглая медная бляха с вычеканенным изображением двуглавого орла.
3. Фалды мундира всех строевых чинов имели черную с красной выпушкой обкладку. Сзади на талии, как у кирасирских колетов, пришивались для поддерживания портупеи два суконных клапана из мундирного сукна.
4. Панталоны конных артиллеристов шили из белого сукна. В длину они на 220 мм не доходили до каблука, и их заправляли в сапоги. Сверху панталоны имели широкий лацбант, края которого закрывались полами мундира.
Конское снаряжение
Седло в конной артиллерии использовалось так называемого венгерского образца из черной кожи, с седельными кобурами (ольстрами) и бушматом (кожаным карманом конической формы), который привязывался к правому стремени. Во время движения конные артиллеристы вставляли в бушмат банники - щетки с длинным древком для чистки у и смазки ствола орудия.
Основная статья о коллекции - Наполеоновские войны.
.
В 49 номере - Штаб-офицер Охотского пехотного полка в шинели, 1812-1813 гг.