Как зафиксировать готовые пастельные работы
Закрепляем рисунок. Фиксативы и другие способы
Сохраните свои пастельные рисунки для потомков с помощью трёх вариантов фиксации, о которых рассказано в статье.
Когда вы фиксируете и обрамляете пастели под стекло, это самые постоянные из всех средств закрепления и сохранения: никогда не трескается, цвета не увядают. Но мы не можем поставить в рамы все свои работы. Их обычно слишком много. Так что нужно знать и другие способы сохранения рисунка. Здесь нам понадобятся фиксативы. Они нам понадобятся в любом случае, потому что даже те работы, что отправляются под стекло, нуждаются хотя бы в небольшом закреплении. Ведь пастель — очень "сыпучий" материал.
Само собой разумеется, что перед использованием любого фиксатива убедитесь, что вы находитесь в хорошо проветриваемом пространстве. Также разумно проверить в качестве теста на отдельном листе, как ваш бренд фиксатива работает с пастелью, которую вы используете. Для теста желательно использовать ту же бумагу, на которой вы рисовали. Здесь всё имеет значение.
Пастели имеют очень малое соотношение связующего и пигмента, поэтому при первом применении фиксатора можно увидеть, как рисунок темнеет. Выбранный вами бренд пастели и фиксатива определит, насколько темнее в итоге получится цвет, но по мере высыхания фиксатива цвета снова будут становиться светлее.
Рисунки пастелью необходимо беречь от сотрясений, прикосновений, от влажного воздуха. Лучше всего — окантовать под стекло, это самый надёжный способ, причём стекло не должно касаться поверхности пастели.
Иногда художники используют лёгкий слой фиксатора, чтобы стабилизировать рисунок и "привязать" пастель к поверхности во время работы. Этот метод имеет тенденцию бороться с изменением цвета после итоговой фиксации, потому что цвет регулируется по мере продвижения в рисовании и добавления новых слоёв. Однако будьте осторожны, чтобы не переусердствовать, иначе исправления в работу будет внести уже невозможно. Закрепляйте только то, в чём вы на 100% уверены.
Пастель достаточно сложна для освоения и с точки зрения организации рабочего пространства, хорошие наборы стоят дорого, мелков надо много, твёрдых и мягких, желательно иметь и пастельные карандаши для деталей, специальную бумагу, растушёвки. Во время работы всё в пыли, так что нужно выделить место. Это непросто. Но многие всё же решаются попробовать, потому что это особенное искусство, подвластное далеко не каждому.
Три основных типа фиксатива для пастели (и не только): фиксатив с диффузором, аэрозоль и распылитель.
Диффузор
Диффузор известен художникам давно. Его использовали в художественных школах и много лет назад. Сегодня чаще используются спреи.
Здесь вам нужно дуть через отражатель, прикреплённую на петлях пробку с мундштуком – брызги создают очень точный фиксативный туман. Поместите один конец в бутылку и продуйте через конец мундштука, чтобы получить спрей. Перемещайте по рисунку равномерно.
Аэрозольные фиксативы
Аэрозольные фиксативы при нажатии производят постоянное мелкодисперсное распыление, что делает фиксацию довольно быстрым и лёгким процессом. Этот вариант — самый простой и удобный.
Держите банку аэрозоля на расстоянии около 25-30 см от работы и плавно и равномерно перемещайте спрей по своей работе. Фиксируйте работу от середины к краям.
Распылитель/пульверизатор
Если вы предпочитаете не использовать аэрозоль, распылитель-пульверизатор — отличная альтернатива. Каждый нажим даёт точный туман фиксатива. От аэрозоля отличается тем, что здесь вам нужно постоянно нажимать для получения очередной порции средства. Но зато вы можете работать точнее и экономнее.
Работа на велюре не обязательно нуждается в фиксации, поскольку пастели очень хорошо к ней прилипают, однако большинство мастеров по багету предпочитают фиксировать пастель и здесь. Закрепите рисунок, а затем, если нужно, добавьте светлые области, которые, как вам кажется, слишком сильно потемнели.
Фото из журнала Paint & Draw.
Лак для волос
Это самый экономичный и простой вариант, на котором многие в итоге останавливаются.
Многие используют не дорогостоящие фиксативы, а просто лак для волос сильной фиксации. Обрабатывать только на расстоянии, чтобы струя лака не сбивала контуры и не текла по пастели. Через некоторое время после первой обработки нужно провести вторую; одного раза мало. Можно нанести и больше двух слоёв, до 4-5, смотрите на общий вид работы.
Специальный закрепитель гораздо дороже лака, но и с ним пастель продолжает пачкаться, обращаться с рисунками в любом случае нужно очень осторожно, беречь рисунке в отдельной папке, иначе рисунок теряет меловый слой, а если слишком сильно его залачить, заметно изменится цвет.
В чём разница между фиксативом и лаком для волос?
Специализированный закрепитель дороже, а разницы между ним и обычным лаком для волос нет никакой (закрепляют одинаково). Так в чём же разница? В том, что лак для волос при долгосрочном хранении (годы и десятилетия) может пожелтеть и исказить цвета работы. Поскольку его назначение — не художественные работы, а волосы, никто не может сказать, как он себя поведёт через долгое время на бумаге. Фиксативы же — вещь проверенная. Поэтому профессиональным художникам, чьи работы уже обрели ценность, нужно уйти с лака для волос на профессиональный художественный закрепитель.
Но если вы рисуете для себя или учитесь, вам вполне достаточно лака для волос.
Рекомендуем попробовать лак GOT2B "Стальная хватка", запах у него вполне приятный и не слишком резкий. С ароматом зелёного яблока и лимона. Закрепляет даже соус, и так, что в папке рисунок ничего не пачкает работа не осыпается и не размазывается.
Лак для волос Got2b "Стальная хватка", 300 мл.
Ещё один давно проверенный вариант — лак Прелесть.
Обработка лаком для волос (в несколько слоёв, между обработками дать подсохнуть 2-3 минуты) держит работы в сохранности десятки лет, ничего не осыпается.
Другие способы
Есть и другие, на сегодняшний день довольно экстравагантные способы закрепить рисунок.
Бумагу покрыть раствором желатина, дать высохнуть и работать, стараясь делать пастель немногослойной и не очень пастозной. Затем всю бумагу держат обратной стороной над кипящей водой. Желатин при этом растворяется, приклеивая нижние слои пастели.
Способ закрепления от Лорио (18 век). Поставить работу, выполненную пастелью, вертикально и осаждать на её поверхность пары, насыщенные раствором рыбьего клея в смеси с уксусом или спиртом.
Растворить парафин в бензине, смешать с обезжиренным молоком и распылителем нанести на работу.
Можно закреплять раствором мыла.
Но помните: все закрепления, когда вы закрепляете рисунок сильно, убивают неповторимую прелесть сухой пастели. Так что не перестарайтесь. Если храните рисунки в папке, можно проложить их калькой, чтобы они точно друг друга не испачкали.
Продолжаем изучать вопросы рисования.
Всегда лаком для волос. Но это в художке. Не знала что он может потом на цвет повлиять. Художникам конечно надо профессиональные материалы.
лак и фиксатив, при обрабатывании. пастели, сдувают верхний слой, что делать?
Пшикать издалека, но рисунок после обработки все равно меняется, конечно(
Дега, известно, держал над паром...
Спасибо за статью! Очень познавательно!🙂😉
Спасибо большое
Спасибо за статью!
Спасибо! Буду пробовать лаком для волос.
Спасибо, что про лак напомнили...)
Лаком для волос испортила не одну картину, распыляет крупными каплями - всё в пятнах!
Надо распылять издалека, хотя бы 20-30 см, постоянно так и закрепляем (карандаш тоже), все отлично.
Может еще и от лака зависит, какая система распыления.
"Прелестью" закрепляла всю жизнь. Не желтеет.
Спасибо! Это ценно. Значит можно не бояться.
Закрепил лаком Прелесть. Пятна и мажет я. Надо ещё, но и сейчас все подпорчено. Первый опыт неудачный((
Скорее всего, слишком близко держали лак? Надо как минимум на вытянутой руке, чтобы мелкодисперсно долетало, как туман.
Лак надо встряхнуть, первый пшик лучше не на работу сделать, убедиться что нет крупных капель, и лачить с хорошего расстояния, не близко, иначе будут пятна.
Чтобы не испортить лучше сначала просто на листочке бумаги потренироваться. Как пшикать чтобы не было пятнами. Опыт тут нужен.
Спасибо! Полезная статья
Поделитесь , пожалуйста , опытом , если умеете покрывать пастельную работу лаком так , чтобы совсем не мазался красочный слой .
Не получается так. Ну у меня по крайней мере. Можно лаком для волос с перерывами (когда подсыхает) в несколько слоев, но все равно это не очень прочно. И цвет теряется.
Пятнами-не пятнами, но обычный лак для волос словно съедает верхний слой пастели (она сухая), все темнеет и т.д. Качество работ после такого просто ужасно.
Я пока не пробовал специальные фиксативы, но один способ закрепить работу в идеальном состоянии нашел - аэрозольный акрил-стирольный лак от НП, и хоть он обычно для масляных работ используется, пастель он держит просто великолепно, оставляя ее совершенно такой же, как до фиксации. Теперь смотрю, как в долгосрочной перспективе он будет себя вести🙂
Спасибо огромное, надо попробовать! Закреплять пастель и уголь - это прям беда. Да, лак для волос меняет картинку(
Пока не получается нормально закрепить лаком, работа темнеет, всё смывается
Надо издалека не чтоб намокла а чтоб только брызгами. Все равно немного меняется вид но не сильно. И все равно будет обтираться. Пастель ничем не закрепишь так чтоб совсем не смазывалась. Пальцем все равно будет смазываться ( Надо аккуратно хранить. Но если так немного сбрызнуть то хотя бы не сыплется если просто берешь в руки.
Спасибо за всё ваши рекомендации и советы. А также очень ценны советы пользователей!
Как разводить мыльный раствор?
Я немного (ч.ложку) жидкого мыла на полстакана, пшикать из пульверизатора. Но лаком проще.
Спасибо за статью и комменты. А кто-нибудь пробовал строительную грунтовку?
Спасибо всем огромное!