Дамы Эпохи - из истории женской моды . Часть 1
Когда покупаю Дам Эпохи, сразу же сравниваю их наряд с историческими костюмами и нахожу отличия и сходства между платьями Дам и старинными иллюстрациями. Надеюсь вам тоже будет это интересно =))
P.S. текст буду добавлять постепенно, по мере нахождения соответствующих иллюстраций.
Прошу не судить строго - текст основываясь на знаниях полученных из документальных фильмов и иллюстраций из старых французских журналов. Я не профессиональный историк моды, так что кое где могут быть небольшие ляпы.
Джейн Эйр
Дата написания романа - 1847 год. Эпоха 40-х годов 19 века известна тем, что рукава стали менее пышными; все чаще встречаются простые формы рукавов.
Силуэт верхней части платья приобрел естественную форму, талия по-прежнему затягивалась корсетом. Юбка стала пышнее, спадала мягкими складками до пола, но это еще не огромные кринолины 60-х годов.
Бальные платья по прежнему имели глубокий горизонтальный вырез. Дневные же платья всегда имели закрытый воротник, который мог быть декорирован различными способами. Прически несколько упростились - волосы стали разделять на прямой пробор, по бокам приглаживали и ниже они спускались локонами.
Шляпки имели форму капора, который украшался лентами, цветами. кружевами.
Как пример - фото платьев датируемых серединой 40х годов 19 века.
Платье нашей Джейн Эйр сильно отличается от платьев эпохи написания романа. Форма подола должна быть другой, вырез жакета я так понимаю тоже (поправьте если я ошибаюсь), а шляпка должна иметь форму капора.
Госпожа Бовари
Дата создания романа - 1856 год. Мода 50-60-х годов 19 века получила название "второе рококо". Эпоха известная своими огромными юбками, объем которых создавался с помощью нижних юбок и каркаса из металлических обручей - кринолина; у талии ткань юбок собиралась в складки; силуэт юбок имел округлую форму, слегка вытянутую сзади. Юбки декорировались различной тесьмой, кружевами, воланами. Линия плеча стала более заниженной и покатой. Талия по прежнему затягивалась туго корсетом. Бальные платья было глубоко декольтированы и имели маленькие рукава, дневные платья же имели закрытый ворот и, как правило, длинные, расширяющиеся книзу рукава.
Шляпы сохранили форму капора с высокой тульей, которые завязывались лентами под подбородком. прически были были пышными, на плечи и спину спадали длинные локоны. Так же популярны были прически с сеткой для волос.
Как пример - фото платьев, датируемых серединой 50х годов 19 века и Портрет Елизаветы Трубецкой 1857 года, кисти Франсуа Винтерхальтера .
Платье нашей Эммы Бовари так сильно отличается от платьев эпохи создания романа - подол должен быть гораздо более пышным, а шляпка так же должна иметь другую форму.
Мастер и Маргарита
Действие происходит в Москве конца 20-х годов 20 века. Хотя многие литературоведы говорят, что действие романа происходит уже в 30-е годы - в 20-е еще не ходили троллейбусы, упомянутые Булгаковым. Но я пожалуй остановлюсь на моде конца 20-х годов.
Все мы знаем, что в 20-е годы повсеместно произошли существенные перемены в обществе - многие женщины стали работать, активно участвовать в общественной жизни, заниматься спортом, получили возможность учиться в университетах. Это не могло не сказаться на женском костюме - он существенно упростился.
Юбки стали значительно короче и уже во второй половине 20-х достигли колена. В женской моде появляются элементы мужского костюма - жакеты, блузки-сорочки, жилеты, кашне и пальто, по покрою сильно напоминающие мужские. Популярность приобрели трикотажные вещи.
Популярность спорта способствовала появлению спортивных элементов в одежде. Женщины стали коротко стричься, широко популярна была прическа "гарсон" или "как мальчик". Шляпки стали совершенно иной формы - маленькая шляпка в форме колокольчика которая плотно облегала голову.
Как пример - фото платьев. датируемых второй половиной 20х годов 19 века и фото Луизы Брукс. Платье нашей Маргариты как я понимаю, соответствует духу эпохи, только подол, думаю, должен быть покороче.
Как важно быть серьезным
Дата написания пьесы - 1895 год. Женская мода этого периода формировала под влиянием нового стиля - модерна - костюм стал более обтекаемой, вялой, формы, появились элементы ассиметрии в декоре. Изменился ритм жизни - появились первые автомобили, женщины включились в борьбу за права, стремления к эмансипации. Женский костюм упростился, все чаще встречаются комплекты состоящие из юбки и жакета или блузки. Кроме того, общество стало проявлять интерес к спорту - теннис, крокет, плавание, велосипедные прогулки; появились первые купальные костюмы.
Несмотря на упрощение кроя женского костюма, декор часто был пышным и разнообразным по исполнению. Женский силуэт этой эпохи напоминал чуть изогнутую букву S, это добивалось очень тугим корсетом и специальном кроем юбок. Верхняя часть туловища была слегка наклонена вперед, создавался модный в ту эпоху эффект "голубиной груди". Юбки имели колоколообразную форму; что бы силуэт был более обтекаемым, детали кроили по косой. Юбки плотно облегали талию и бедра, но к низу постепенно расширялись. Чтобы сохранить этот "колоколообразный эффект" под верхнюю юбку надевали нижнюю, по низу которой были пришиты оборки или кружева.
Бальные платья имели небольшой шлейф и маленькие рукава. Дневные платья наоборот имели глухо закрытый ворот и длинные рукава, причем вверху рукав был широкий, напоминал буфы, которые носили в пушкинскую эпоху. Прически стали высокими, шляпы имели широкие поля и были украшены цветами, лентами, кружевами.
Как иллюстрация - раскрашенное фото середины 90-х годов 19 века и фото императора Николая II и его жены Александры Федоровны, датируемое 1894 годом, фото дневного платья, датируемого 1894-97 годом.
Наряд нашей Сесили, на мой взгляд, соответствует моде данной эпохи - рукава пышные, небольшой шлейф, юбка обтекаемой формы, поля шляпы достаточно широкие.
Преступление и наказание
Дата первой публикации романа - 1866 год. Подол юбки был чрезвычайно пышным что достигалось нижними юбками и каркасом из металлических обручей - кринолином. Подол имел овальную форму слегка вытянутую назад. Женщины по прежнему носили туго зашнурованный корсет.
Бальные платья были глубоко декольтированными и, как правило, безрукавными или с маленьким рукавом; они были пышно декорированы. Дневные же платья были глухо закрыты, а рукава были длинные расширяющиеся книзу. Прически были пышными, волосы сверху были приподняты, а снизу спускались на плечи длинными локонами. Были популярны прически с сеткой для волос. Дамы носили маленькие шляпки декорированные лентами, цветами, кружевом, перьями.
Относительно же наряда бедных слоев общества, к которым относилась Сонечка, можно сказать, что мода их почти не касалась, главным в одежде этих женщин был не декор, а практичность. А касательно "профессии" Сони, можно сказать что эти женщины, хоть и не носили одежду в строгом соблюдении канонам французской моды, но все же силуэт их платья часто напоминал модный силуэт. Но необходимо заметить, что платья, как и весь их облик, был аляповатым, кричащим, неуместно ярким. Они использовали множество пестрых лент, украшений, рюшей; ткани были через чур яркими, кричащими; некоторые из них красили волосы (что было недопустимо в высшем обществе) или же подкрашивали лицо, что так же было недопустимо в высшем обществе. Достаточно вспомнить описание костюма самой Сони, хотя бы то, что она всегда носила с собой зонтик. А так же можно вспомнить описание внешности Красотки Уотлинг изи "Унесенных ветром"; попозже, может быть, выложу цитаты и из "Преступления и наказания", и из "Унесенных ветром".
Как пример - фото платьев, датируемых серединой 60х годов 19 века и фото королевы Бразилии Шарлотты 1860-х годов.
Гордость и предубеждение
Роман написан в 1796-1797 годах. Конец 18 века ознаменовался переходом от вычурной моды, свойственной всему 18 веку, к стилю, получившему название классицизм. В 90-е годы 18 века вся Европа была взбудоражена происходившими в "столице моды" - Париже - революционными событиями. Революционеры, желающие подчеркнуть республиканский характер нового государства, подражают Античности во всем, в том числе и в костюмах. Кроме того, были обнаружены первые античные статуи; европейцы были поражены простотой и незатейливостью их наряда.
Дамы моментально переняли новые веяния - их платья стали простого, прямого покроя, без корсета, с высокой талией, украшений и деталей на костюме было минимум, рукава стали гораздо короче, а вырез - глубоким. В моду вошли простые, светлые ткани; зачастую однотонные или с неярким рисунком. Поверх легкого платья накидывалась пестрая восточная шаль (которая стала очень популярной в Европе в конце столетия).
Прически так же подверглись античному влиянию - они стали гладкими с легкими завитками или без них. Шляпки и прочие головные украшения также несли на себе дух Античности - в моде были различные диадемы, повязки с перьями, сетки, ленты и т.д.
Как пример - портрет Марии Лопухиной кисти В.Л. Боровиковского (портрет 1797 года) и фото платьев, датируемых концом 18 века: белое - бальное, серебристое - визитное.
Платье нашей Элизабет полностью соответствует стилю эпохи - это и непритязательность и простота кроя, и завышенная талия, и простота ткани.
Любовник леди Чаттерлей
Действие романа происходит с 1917 до начала 1920х годов. Эпоха первых послевоенных лет изменила представление о женщине. Теперь женщина - это не нежное, воздушное существо, воспеваемое поэтами, а соратница, помощница мужчин.
Тяжелая обстановка этих лет изменяет женский костюм - укорачиваются юбки, корсет исчезает из гардероба, пышным отделкам и декору так же не находят место в новых реалиях. Меняется покрой - одежда теперь мягко облегает фигуру, рукав обретает более мягкую форму, свободно облегая руку. Изменения коснулись и тканей, из которых шилась одежда - все чаще используется простая, достаточно грубая ткань, так как хорошая ткань стала недоступной широким слоям населения.
Женские стрижки так же "модернизировались" - дамы смело отрезали свои длинные локоны. Помимо модных веяний это объяснялось и чисто житейской необходимостью - за короткими волосами легче ухаживать - не нужны многочисленные приспособления и средства для укладки высоких причесок и длинных локонов.
А в целом, я бы охарактеризовала моды данной эпохи одним словом - практичность.
В качестве иллюстраций - две фотографии, датируемые началом 20х годов и фото свадебного платья 1918 года. Наверно, именно в таком платье выходила замуж наша Конни.
Платье нашей Констанции в целом соответствует моде послевоенной эпохи, хотя, я думаю, что юбка должна быть покороче. Прическа так же должна быть уложена иначе - я думаю, что ее стрижка должна быть короткой, а шляпка иметь форму "колокольчика".
Площадь Вашингтона
Роман написан в 1880 году.
В начале 80х годов силуэт женского платья в очередной раз меняется.
Юбка сузилась, стала прямой, ступни оставались слегка видны из-под юбок, а вот сзади ткань спускалась мягкими складками на пол - своеобразный маленький шлейф. В таких юбках сделать широкий шаг было невозможно, дамы делали маленькие шажочки за кавалером, походка дамы была весьма изящной и грациозной.
Шлейфы этой эпохи отличаются отсутствием пышности, больших складок и драпировок, громоздких деталей.
Рукава стали еще более узкими, отсутствовал какой либо намек на пышность и объемность. Детали лифа плотно облекали тело. Что бы подчеркнуть этот эффект, часто использовалось множество застежек и мелких деталей на лифе. Весьма характерной деталью женского гардероба становится маленькое жабо.
В отличии от повседневных платьев, бальные были сильно декольтированы и имели маленький рукавчик.
Волосы укладывали локонами, у висков зачесывались высоко. Шляпки были небольшими по размеру, часто имея маленькую вуаль.
Платье нашей Кэтрин, на мой взгляд, соответствует моде 80х годов 19 века - это и узкие рукава, и плотно облегающий лиф платья, и прямой подол, и небольшой шлейф.
В качестве иллюстраций - картинка из модного журнала 1880 года, фото платьев датируемых 1879-80 годами.
Веер леди Уиндермир
Год написания - 1892. Про эту эпоху я уже рассказывала выше - в части статьи посвященный пьесе "Как важно быть серьезном". Поэтому просто выложу еще несколько фото платьев.
Первое - визитное платье императрицы Александры Федоровны, работа Надежды Ламановой начала 90х годов 19 века. Второе - платье императрицы Марии Федоровны, так же начала 90х годов 19 века. Третье - платье для прогулок.
Наряд нашей леди Уиндермир, на мой взгляд соответствует в целом эпохи, хотя я бы добавила небольшой шлейф на подол. Платье, я так понимаю, бальное, поэтому такой вырез и отсутствие рукавов на платье были допустимы.
Фортуната и Гиацинта
Роман написан в 1886-87 году. Про моду 80х годов 19 века я уже рассказывала в части, посвященной "Площади Вашингтона", поэтому сейчас расскажу про испанскую моду и как она формировалась.
Испанская мода в 19 веке хоть и развивалась вместе с европейской модой, но она имела множество характерных национальных черт. Климат, религия, особенности местных материалов для одежды и способы их производства - все сказалось на формировании испанского костюма. Кроме того, огромное влияние оказала так называемая культура "махо" - культура испанских щеголей. Махо были людьми из простонародья и не только не скрывали этот факт, но и всячески его подчеркивали.
Самым известным элементом женского испанского костюма является мантилья. Она представляет собой длинный кружевной шарф, который накидывается поверх высокого гребня, прикрепленного к прическе. Мантилья остается популярной и до наших дней - испанки до сих пор надевают их в праздники, изредка - в будни.
Историки моды до сих пор не могут сойтись в едином мнение о происхождении мантильи. Многие усматривают в ней арабские корни, ведь арабки использовали различные головные покрывала. В зависимости от региона Испании для мантильи использовали различные материалы. В более серных регионах она имела практический характер и шилась из шерстяных материй, в более южных регионах - декоративный характер и для нее использовали легкие шелковые и кружевные ткани.
Мантильи долгое время считались головными уборами для дам из простонародья. Но в середине 19 века королева Изабелла стала часто использовать этот головной убор. Придворные и дамы из высших слоев общества быстро переняли эту тенденцию и мантилья стала широко распространена в светском обществе. Она потеряла практическое значение, став чисто декоративным элементом. Для ее изготовления использовали лучшие кружева и тонкие ткани.
В настоящее время испанки надевают мантильи по случаю национальных и религиозных праздников, а королева София надевает ее во время официальных мероприятий. Так же сложилась традиция, что идя на аудиенцию к Папе Римскому дамы надевают мантильи, причем кружево должно быть черного цвета.
Что же касается цвета мантильи - то светлое кружево (белое, бежевое, цвета слоновой кости) носят молодые девушки, черное - дамы.
Для мантильи использовали черепаховые гребни, которые могли быть простые, гладкие, так и с ажурным узором. Форма так же могла быть разной - квадратная, прямоугольная, круглая. Сейчас гребни изготавливаются из синтетических материалов - популяции черепах резко сократились.
Женские жакеты были как правило короткими и приталенными, а юбки - широкими и длинными. Декор костюма был достаточно пышным - использовались ручная вышивка, бисер, мелкие детали. Популярны были различные шали.
В качестве иллюстрации - картины художников различных эпох. В синем платье - королева Изабелла, благодаря которой мантильи стали популярны в высшем обществе.
Наряд нашей Фортунаты вполне соответствует испанскому костюму 19 века - юбка достаточно пышная, блузка приталена, у куклы имеется шаль.
Анна Каренина
Роман написан в 1873-77 годах.
Это была эпоха турнюров. Идеалом были высокие, статные, стройные дамы.
Платье плотно облегало фигуру примерно до середины бедра, ниже ткань подбиралась назад и собиралась сзади в турнюр.
Для большего объема турнюра, под платье надевали специальные каркасы, маленькие подушечки, присборенную, накрахмаленную ткань. Корсет шнуровался очень туго и затягивали фигуру до середины бедра.
Бальные платья имели маленький рукавчик или были вообще без него. Будничные платья - длинный прямой рукав, часто использовались манжеты и оборки по краю рукава.
Подол был как бы двухслойным - верхняя ткань подбиралась в складки над нижней тканью. Бальные платья кроме этого имели еще и шлейф
Как пример - фото платьев 70х годов 19 века.
Платье нашей Анны в целом соответствуем моде 70х годов, но я бы более четко обозначила турнюр и добавила складок на подол.
Alexandra, спасибо большое, я до таких разборов не доходила - пока что остановилась на том, что книги по ним читаю. Дальше ещё фильмы предстоит посмотреть, и сериалы - если после книг желание останется. :-))
Вообще когда куклу доделываешь, хочется конечно чтоб наряд эпохе соответствовал, но у меня пока мало получается, я их просто так доделываю, как захочется. :-)
Не за что =)) сама давно хотела разобраться в этих тонкостях. Завтра добавлю еще информации, сегодня уже сил нет))
Сейчас подправила немного статью - сравнила так сказать платья наших кукол с платьями соответствующей эпохи.
Такие вещи быстро не пишутся. :-))
www.burnlib.com/x/plat-ya-angliiyskikh-ledi-1810-1824-gg-chast-3-4-1/
www.burnlib.com/x/plat-ya-angliiyskikh-ledi-chast-2-1/
собрание акварелей платьев английских леди
Какие же наряды у Дам были! Смотришь потом в свой шкаф - и грустно становится. Даже лучшие платья кажутся ночными сорочками - по сравнению с этими нарядами... А джинсы-штаны... вообще слов нет.
Станислава, спасибо! видела кое что из английских акварелей в группе по истории моды в контакте.
admin, это правда, наши наряды - ничто по сравнению с великолепными платьями 19 века. Не так давно родственница играла в спектакле в платье эпохи 50х годов 19 века, с настоящим огромным кринолином и нижней юбкой с рюшами как у Скарлетт Охара. Довелось один вечер походить по дому в этом платье - ощущения... непередаваемые =))
Да, мне тоже приходилось лет 15 назад облачиться на спектакле учебном в такое платье - бархат, шёлк... До сих пор помню.
Но под такие наряды и дома другие нужны - в квартирках просто тесно... :-) Как слон в посудной лавке, а нужны дворцы, бальные залы, прогулки по набережной, кареты и лакеи... :-))) И главное - ПРАЧКИ!!
Да-да, я тоже подолом пороняла в квартире кое что и чуть не застряла в дверном проеме =))
Так, дополнила статью про Лиззи. Очень понравилось белое платье на манекене.
Мне все платья нравятся, даже не знаю какое больше... Очень красивые! А если вспомнить, что и ткани все тогда только натуральные были, никакой синтетики, то Дамам Эпох можно только позавидовать - одеваться они умели. :-) Хотя - сейчас одежда гораздо легче; там один корсет чего стоит, плюс множество юбок, в которые без служанки не облачишься... Как всегда - свои плюсы и свои минусы.
Больше всего завидую тому, что тогда все ткани были натуральные, а сейчас - все магазины в городе обойдешь пока найдешь хорошую более-менее натуральную ткань для одежды, не хочется синтетику носить.
Вы правы - наряды ОЧЕНЬ красивые, но такие неудобные - корсет, фижмы, кринолин... Хотя, на мой взгляд, мода эпохи "Гордости и предубеждения" была самой "человечной" - платья легкие, удобные, не стесняющие движений, талию не затягивали так сильно; в одной книге прочитала, что в конце 18 века многие женщины, под влиянием поклонения Античности, даже перестали носить корсеты.
Наверное, где-то перестали, а где-то в глубинках, куда новые веяния доходят медленно, облачались по-прежнему.
С тканями точно - большая проблема. Смешно, но хб-шка хорошая с русско-народными узорами - американского и канадского производства... Лён тоже часто теперь зарубежный продают. Шёлк правда не смотрела никогда - неохота с ним возиться, шить из него довольно сложно. Обрезочки только на кукол идут...
Странно, даже у нас - есть специализированный магазинчик белорусского льна) и есть ещё один, огромный, дорогой - но зато почти только натуральные ткани - я там ухитрилась найти по 200 р льняно-крапивную ткань, нежная - обалденная! И это у нас периферия... А в центральном то у вас вообще всего навалом должно быть))))
Льняно-крапивная ткань? Вот это да!! Я думала её только в частных лавочках найти можно, а она оказывается и просто в магазинах?..
У меня в ближайшем небольшом городке - всего один магазин тканей, там можно бязь на постельное выбрать, иногда фланель завозят. Лён есть 3-4 вида, один и тот же уже года три продаётся, ничего нового не появляется. В общем - всякая ерунда, марля, вафельная ткань, ситец - редко расцветки удачные. Очень советские времена напоминает, когда ничего не было.
Вам повезло, хороший магазин тканей и хороший книжный под боком - чего ещё для счастья надо? :-))
Ох, любуюсь я на платья... какая же красота! Наши Дамы Эпохи конечно простенькие, тут такие наряды, так всё продумано и подобрано... но это уже совсем другие куклы, наверное и размером побольше, и ценой дороже в разы. Я пока вот разве что на книгу о костюме созрела, книги о куклах, и т.п. Настоящих коллекционных кукол собирать - дело ответственное.
Эти платья - просто чудо. Особенно серое с отделкой бежевыми кружевами. И цвет основной ткани такой сложный - не чисто серый, а с каким то отливом. Платья наших кукол конечно выглядят просто и грубо рядом с этими моделями, но на куклах не получится так задрапировать и присобрать ткань как на платье для человека - масштаб не тот.
Да, сложный костюм с деталями можно соорудить на кукле ну никак не меньше см хотя бы 30 ростом, а лучше и побольше. Наши Дамочки - меньше 20 см, они могут только общий покрой передавать, не более того: даже самые тонкие ткани на них драпировать сложно. А такие ткани ещё поискать надо. Нас же издатели особо не балуют. Ну и ладно. :-) Дамы тоже хороши, в том числе тем что маленькие: больших я б и собирать не стала, и с этими-то целую стену выделять им придётся... :-))
Обновила иллюстрации в статье.
Какое в части про Бовари интересное клетчатое платье! Бэтти нашу напомнило.
По вееру Уиндермир у нас в коллекции ещё будет кукла - она как раз одета в бордовый костюм, цвета такого же как платье в части про Уиндермир.
Кстати да, припоминаю куклу в подобном наряде. Она - героиня той же пьесы?
Да, вот она - мисс Эрлин / «Веер леди Уиндермир» / Оскар Уайлд, точно оттуда же. :-)
Теперь знаю - когда мисс Эрлин выйдет, обязательно сделаю ей такое жабо. Очень красиво. Мне кажется, когда кукол создавали, дизайнеры ориентировались на сохранившиеся платья и иллюстрации. Может и костюм мисс Эрлин был создан по подобию такого прогулочного платья. Кстати, платье Элизабет Беннет было взято из экранизации 2005 года, но в нем в фильме младшая сестра Лиззи Лидия. Вы не заметили этого? Сейчас найду фото
Вот она - посередине. Платье розовое, кружево у воротника, бежевый жакет, светлая шляпа, белые ленты на жакете и на шляпе. Ну прям наша фарфоровая Лиззи! =))
Alexandra, точно! Спасибо за фото - действительно, платье нашей Лиззи. Я просто фильм не смотрела, оказывается так здорово на героине увидеть то же платье, что на кукле! Пускай это и Лидия, неважно. :-)
Книгу сейчас как раз читаю - Гордость и предубеждение, правда только начала недавно, но хотя бы уже понимаю кто есть кто. :-))
Жабо Эрлин тоже наверное сделаю - очень платье украшает.
Добавила информацию по испанскому народному костюму
Спасибо вам за исследование мантильи! Иллюстрации великолепные, где вы только такие находите? Спасибо огромное!
Не за что! Картины собирала по разным сайтам по истории костюма)))
добавила информацию по Анне Карениной
и по кузине Бетте =)) что то меня вдохновение сегодня настигло =))
Alexandra, спасибо за обзор нарядов , в частности, за мантилью, а то я собралась делать светлую для Пепиты, но так как она была вдовой, то, значит, надо черную? Я сшила панталоны, нижнюю юбку, украсила платье,забрала у сына фотик, осталось сфотогр. и выложить. Надеюсь на днях сделать.
Да, все замужние дамы, а тем более вдовы, носили мантилью из черного кружева. С нетерпением жду, что у вас получилось. Вот моя Пепита с новой мантильей, вышитым платьем и нижней юбкой.
Кукла замечательная получилась - как цветок настоящий.
Спасибо!
Продолжение статьи - 2 часть - здесь:
www.toybytoy.com/doll/from_the_history_of_womens_fashion2
очень познавательная статья из истории костюмов.я решила полностью переделать платье Джэйн Эйр,давно думала.вот решилась,правда опять будет вязаное,что умею.да и дама с камелиями тоже думаю попадет в переделку.
Хочу отправить дочку на новогодний бал. В статье получила интересную информацию. Спасибо. Буду составлять проект бального платья.
Дорогая, Alexandra, как я рада, что на этом сайте появились здравомыслящие люди!
Мой ник заблокировали из - за моего мнения про костюмы. Тоже писала об этом люди глупьцы что с них взять.
Ведь всем хочется иметь сказку о том времени, а она не такая и сказочная...
Bobcat, как это заблокирован? Это Bobsat заблокирован. Слишком похожие ники - трудно разобраться, кто есть кто.
Admin, я думаю, что написавший гость - это Bobsat (забыла свой собственный ник?)
Комментарии bobcat были очень интересны, их не хватает, и понятно, что никто не стал бы блокировать bobcat.
Helen, и я того же мнения - стиль не тот, слова не те:-)
Удивительно, как всего по паре предложений много чего чувствуется.