Михаэль Энде, "Момо". О куклах
В одной из книг Михаэля Энде ("Момо"), которую стоит прочитать каждому, описан интересный эпизод, когда Серые господа пытаются увлечь Момо модной куклой, но у них ничего не выходит. Ниже вы можете прочитать выдержку из текста. Можно задуматься - в чём Энде был прав, а в чём с ним можно поспорить?
Иллюстрации из книги: Михаэль Энде: Момо.
Прообразом этой куклы можно считать и Барби (потому что эта кукла является очень модной, с невероятным гардеробом), и традиционных кукол (потому что её рост Энде описывает как рост самой девочки, к тому же кукла - говорящая).
Энде прекрасно демонстрирует читателю совершенную бесполезность и даже, можно сказать, глупость куклы, по сравнению с живым ребёнком. Она развивает лишь эгоизм, заявляя: "Я Бэбигёрл, автоматическая кукла. Я принадлежу тебе. Все будут тебе завидовать." Количество её фраз крайне ограниченное, убогое, что портит всю игру.
В то же время Энде пишет: "Если бы кукла не умела говорить, Момо сама отвечала бы за неё и получился бы прекрасный разговор. Но Бэбигёрл своими словами только портила всякую беседу."
И это очень верное замечание. Несмотря на то, что куклы и другие озвученные игрушки представлены на полках магазинов в большом количестве, все они действительно в той или иной степени убоги. Повторение одних и тех же фраз, среди которых нет ничего мудрого, не может научить ничему полезному или заинтересовать ребёнка более чем на полчаса. Исключением можно назвать современные обучающие игрушки (алфавит, цифры), или рассказывающие сказки, но и здесь есть сомнения: ни одна кукла не заменит маму, папу, бабушку или дедушку, читающего или рассказывающего сказку малышу. Обучение же тоже прекрасно проходит по книгам и карточкам, и такая игрушка, избавляющая родителя от забот - некоторый эрзац, даже если она создана для приобретения ребёнком полезных навыков. А чему может научить кукла, говорящая 10, 20, пусть даже 100 и 300 фраз?..
PARIS DOLL CO., шагающая кукла, 28 дюймов.
Более того, дети очень не любят кукол со звуковым модулем, портящим цельное тело куклы, да и купать её нельзя. Вы поступите гораздо правильнее, выбирая классическую куклу, не умеющую говорить: ребёнок придумает всё сам.
Зачем же они тогда нужны, и почему столь многие производители (особенно в России) злоупотребляют этими сомнительными "функциональными" говорящими куклами? Сказать трудно. Может быть, потому, что когда-то они, как и "шагающие" куклы, отражали достижения техники. Сегодня такие игрушки, на пике технологий, также существуют, их много, от знаменитого электронного Furby до Hello Barbie - куклы, способной вести достаточно осмысленный диалог с ребёнком. Куклы и игрушки на самом пике технологий действительно интересны детям и взрослым, но даже они созданы скорее не для обычной игры, а как демонстрация достижений человеческой мысли, и очень быстро устаревают.
Детям же по-прежнему нужны игрушки простые, это касается и кукол.
Энде в своей книге рассказывает именно о говорящей "глупой" кукле, и неудивительно, что для Момо она оказывается совершенно ненужной и неинтересной, несущей лишь скуку, ведь её невозможно полюбить. И играть невозможно, и бросить жалко.
Barbie - Gold label collection (тело Silkstone) Fashion model, лимитированный выпуск.
Далее Энде показывает, что игра с такой куклой сводится к бесконечному приобретению для неё новых вещей, платьев, сумочек, и даже кавалера! Который, в свою очередь, тоже требует новых вещей, всё больше и больше.
Однако здесь всё не так однозначно. Для многих девочек кукла, если она лишена недостатков (нравится ребёнку внешне и не имеет звукового модуля, ограничивающего игру), часто превращается в средство реализовать и свою заботу и мастерство. Укладывать куклу спать, собирать её на прогулку, мастерить костюмы, сначала простейшие, без шитья, потом более сложные - это увлечение на многие годы, которое можно разделять и с подругами.
Когда-то давно все эти навыки можно было реализовать в большой семье, помогая матери заботиться о младших детях и по хозяйству, однако уже давно куклы стали жизненной необходимостью, составляя компанию детям, вынужденным большую часть времени проводить в помещениях, а не на природе, и часто не имеющим не только братьев и сестёр, но даже просто друзей, с которыми можно было бы поиграть вместе. Более того, даже тогда, давным-давно, девочки всё равно делали себе кукол из подручных материалов. Куклы для девочек - необходимость.
Верным направлением может быть всестороннее воспитание ребёнка: научите девочек делать тряпичных кукол, лепить из глины и расписывать готовые фигурки, шить, но не забудьте и о том, что ребёнка нужно познакомить с современным миром. А это - современные куклы. Сначала - малыши-пупсы, затем - те куклы, о которых мечтает ребёнок, которыми он увлечётся. Как правило, дети любят самых разных кукол: они готовы часами мастерить куколок из веточек, соломы, лоскутков, а потом могут с не меньшим увлечением переставлять на своей полке Барби, Monster High, Winx.
1974 Lovee Doll, 32 дюйма, шагающая кукла Walking Wendy.
Да, эти куклы - иные. Они действительно развивают у детей другие чувства, в том числе и чувство собственничества, потому что каждая такая кукла - яркий, придуманный производителем характер, со своими желаниями. Нужно ли это качество в характере? Об этом можно долго спорить. Как бы то ни было, если ребёнок долго мечтает о какой-то кукле, в которой ему постоянно отказывают, это не приведёт к чему-либо хорошему. Если ваш ребёнок не увлекается каким-то куклами, вам совершенно незачем их покупать, но если интерес есть - нужно разобраться, почему он возник.
Конечно, на выбор детей очень сильно влияет реклама и современные модные тенденции; однако рекламируемых продуктов, как правило, много, а ребёнок предпочитает тот или иной бренд всем остальным. Куклы могут помочь ребёнку преодолеть какие-то проблемы, найти общий язык со сверстниками (также увлекающимися данными куклами) и лучше понять себя, выбирая среди придуманных производителями персонажей близких себе по духу, размышляя, как все такие разные герои могут дружить, и дают возможность додумывать истории героев самостоятельно. Такой способ игры увлекателен для девочек старшего возраста.
Увлечение куклами со временем может перерасти и в коллекционирование. Это сегодня одно из самых популярных хобби многих взрослых в разных странах мира.
Toybytoy.com, апрель 2016 года.
Выдержка из текста "Момо", М.Энде, эпизод с куклой
Сама того не подозревая, Момо перебежала дорогу Серым господам. А этого они стерпеть не могли…
…Спустя некоторое время – это случилось в особенно жаркий полдень – Момо нашла на каменных ступенях куклу.
Уже и раньше случалось, что дети забывали здесь дорогие игрушки, с которыми им надоедало играть. Но Момо не могла вспомнить, чтобы у кого-нибудь из детей видела эту куклу. А она не могла бы ее не заметить, ведь кукла была не простая.
Она была почти такого же роста, как Момо, и сделана так натурально, что ее можно было принять за маленького человека. Но она выглядела не как ребенок, а как шикарная юная дама. На ней было короткое красное платье и деревянные босоножки на высоких каблуках.
Момо заворожено рассматривала ее. Когда она через некоторое время притронулась к ней, кукла захлопала веками, задвигала губами и произнесла несколько квакающим, как из телефона, голосом:
– Добрый день. Я Бэбигёрл, автоматическая кукла.
Момо испуганно отпрянула, невольно ответив:
– Добрый день. Меня зовут Момо.
Кукла опять задвигала губами и сказала:
– Я принадлежу тебе. Все будут тебе завидовать.
– Я не верю, что ты принадлежишь мне, – ответила Момо. – Я скорее думаю, что тебя здесь кто-нибудь позабыл.
Она взяла куклу в руки и высоко подняла ее. Та опять задвигала губами и сказала:
– Хочу иметь много-много вещей.
– Вот как? – ответила Момо. – Я не знаю, найдется ли у меня что-нибудь подходящее. Но подожди, я покажу тебе мои вещи, и ты сама выберешь, что тебе понравится.
Она взяла куклу и спустилась с ней через пролом в стене в свою комнатку. Достав из-под кровати коробку, она разложила перед куклой свои драгоценности.
– Вот, – сказала она, – это все, что у меня есть. Если тебе что понравится, скажи.
И она показала кукле разноцветное птичье перо, красивый камень, золотую пуговицу, кусочек цветного стекла. Кукла молчала, Момо толкнула ее.
– Добрый день, – квакнула кукла. – Я Бэбигёрл, совершенная кукла.
– Да, – сказала Момо, – это я уже знаю. Но ты хотела себе что-то выбрать, Бэбигёрл. Вот видишь эту красивую розовую раковину? Нравится она тебе?
– Я принадлежу тебе, – ответила кукла. – Все будут тебе завидовать.
– Ну да, это ты уже говорила, – ответила Момо. – Но если ты ничего не хочешь выбрать, то, может, поиграем, а?
– Хочу иметь много-много вещей, – повторила кукла.
– Больше у меня ничего нет, – сказала Момо.
Она взяла куклу и опять вылезла с ней наружу. Там она посадила совершенную Бэбигёрл на землю и уселась напротив нее.
– Давай играть, будто ты пришла ко мне в гости, – предложила Момо.
– Добрый день, – сказала кукла. – Я Бэбигёрл, совершенная кукла.
– Как это мило, что вы меня посетили! – ответила Момо. – Откуда вы, уважаемая дама?
– Я принадлежу тебе, – продолжала Бэбигёрл. – Все будут тебе завидовать.
– Но послушай, – возразила Момо, – если ты все время будешь говорить одно и то же, никакой игры не получится.
– Хочу иметь много вещей, – ответила кукла, хлопая ресницами.
Момо попробовала начать другую игру. Когда из этого тоже ничего не вышло, еще одну, потом еще и еще. Ничего не получалось.
Если бы кукла не умела говорить, Момо сама отвечала бы за нее и получился бы прекрасный разговор. Но Бэбигёрл своими словами только портила всякую беседу.
Момо охватило чувство, какого она до этого никогда не испытывала. И так как чувство это было совсем новым, потребовалось какое-то время, чтобы Момо поняла, что это – скука.
Момо растерялась. Охотнее всего она просто бросила бы эту совершенную куклу и принялась бы играть во что-нибудь другое, но почему-то не могла от нее оторваться.
В конце концов Момо осталась сидеть, пристально уставившись на куклу, а та в свою очередь уставилась голубыми стеклянными глазами на Момо – будто они друг друга гипнотизируют.
Наконец Момо отвела взгляд в сторону – и испугалась. Неподалеку стоял элегантный пепельно-серый автомобиль, она и не заметила, как он подъехал. В машине сидел господин в костюме цвета паутины, в жесткой серой шляпе. Он курил маленькую серую сигару. И лицо у него было пепельно-серое.
Очевидно, он уже некоторое время наблюдал за Момо, потому что кивнул ей, улыбаясь. И несмотря на то, что полдень был жаркий и воздух дрожал от солнечного зноя, Момо вдруг стала мерзнуть.
Человек открыл дверцу машины, вышел и направился к Момо. В руке он нес свинцово-серый портфель.
Винтажная небольшая шагающая кукла Amanda, 8 дюймов.
– Какая у тебя прекрасная кукла! – проговорил он своеобразно-беззвучным голосом. – Все друзья будут тебе завидовать.
Момо пожала плечами и промолчала.
– Наверное, очень дорогая вещь? – продолжал господин.
– Не знаю, – смущенно ответила Момо. – Я ее нашла.
– Что ты говоришь! – воскликнул Серый господин. – Вот счастливица! Везет же тебе!
Момо опять промолчала, плотнее завернувшись в свой огромный мужской пиджак. Холод усиливался.
– Мне, однако, кажется, что ты не особенно радуешься, – сказал Серый господин, слабо улыбаясь.
Момо покачала головой. Странное чувство охватило ее: будто все ее друзья навеки исчезли из мира – нет, будто их никогда и не было! Будто все они жили в ее воображении. Вместе с тем она почувствовала нечто предостерегавшее ее.
– Я некоторое время наблюдал за тобой, – продолжал Серый господин, – мне кажется, что ты вообще не знаешь, как надо играть с такой замечательной куклой. Показать тебе?
Момо удивленно взглянула на него и кивнула.
– Хочу иметь много-много вещей, – внезапно заквакала кукла.
– Вот видишь, малышка, – сказал Серый господин. – Она сама все объясняет. С такой замечательной куклой нельзя играть, как с обыкновенной, это же ясно. Если ты не хочешь, чтоб тебе было с ней скучно, надо ей все время что-то предлагать. Смотри, малышка.
Он подошел к автомобилю и открыл багажник.
– Перво-наперво ей нужно много платьев, – сказал он. – Вот, например, прелестное вечернее платье…
Он вынул его и швырнул в сторону Момо.
– А вот шуба из настоящей норки. А вот шелковый халат. А вот костюм для игры в теннис. И лыжный костюм. И купальник. И костюм для верховой езды. И пижама. И ночная рубашка. И еще одна. И еще…
Он бросал вещи в кучу между Момо и куклой.
– Вот, – сказал он и снова слабо улыбнулся. – С этим ты можешь поиграть для начала, не так ли, малышка? Ты думаешь, что через несколько дней опять станет скучно? Но тогда надо предложить кукле еще кое-что…
Он нагнулся над багажником и опять стал выкидывать вещи:
– Вот, например, настоящая маленькая сумка из змеиной кожи, с настоящей губной помадой и пудреницей. А вот маленький фотоаппарат. А вот теннисная ракетка. А вот кукольный бинокль, тоже настоящий. Вот браслет, ожерелье, серьги, кукольный револьвер, шелковые чулки, шляпа с пером, соломенная шляпа, а вот весенняя шляпка, вот бадусан для ванн, а вот дезодорант для тела…
Он на минуту замолчал и испытующе посмотрел на Момо – как она скованно сидит на земле посреди всех этих вещей.
Кукольный мир - не только кукла.
– Ты видишь, – продолжал Серый господин, – все очень просто. Надо иметь все больше и больше вещей, тогда никогда не будет скучно. Но может быть, ты думаешь, что совершенная кукла в один прекрасный день захочет иметь вообще все на свете и тогда опять станет скучно? Нет, малышка, не беспокойся! На такой случай мы имеем для Бэбигёрл подходящего партнера.
И он вынул из багажника другую куклу. Она была такой же величины, как Бэбигёрл, была такой же совершенной, с одной лишь разницей: это был молодой человек! Серый господин посадил вторую куклу рядом с первой и объяснил:
– Это Бэбибой! Для него тоже имеется богатый гарнитур.
И если это все – все – опять станет скучным, тогда мы найдем для Бэбигёрл подружку, и у этой подружки тоже есть гарнитур, который впору только ей одной. А у Бэбибоя найдется подходящий друг, а у того опять друзья и подружки. Ты видишь, никогда не будет скучно! Можно продолжать бесконечно, и всегда останется еще что-нибудь, что ты можешь себе пожелать.
Говоря это, он вытаскивал из багажника машины одну куклу за другой – казалось, его багажник бездонный – и расставлял их вокруг Момо, которая все еще неподвижно сидела на месте и испуганно смотрела на Серого господина.
– Ну? – спросил он наконец, пыхтя сигарой, пуская густые облака дыма. – Поняла ты теперь, как надо играть с такой куклой?
– Поняла, – ответила Момо.
Она вся дрожала от холода.
Серый господин с довольным видом кивнул, затягиваясь сигарой.
– Ты, конечно, хотела бы оставить все эти прекрасные вещи у себя, не так ли? Хорошо, малышка, я дарю их тебе! Ты все это получишь – не сразу, но одно за другим, понимаешь? – и еще много, много чего другого! И тебе не надо за это ничем расплачиваться. Только играть должна ты со всем этим так, как я тебе объяснил. Ну, что ты на это скажешь?
Серый господин улыбнулся ей с нетерпением, но так как Момо ничего не говорила, а только серьезно смотрела на него, он торопливо подсел к ней:
Кукольный гардероб.
– Теперь твои друзья тебе больше не нужны, понимаешь? У тебя будет достаточно развлечений, если все эти прекрасные вещи будут принадлежать тебе, к тому же ты все время будешь получать все новые и новые, не правда ли? Ты же хочешь этого? Ты хочешь иметь эту замечательную куклу? Ты непременно хочешь ее иметь, не так ли?
Момо смутно почувствовала, что ей предстоит борьба – более того: что она уже втянута в эту борьбу. Но она не знала, как бороться и с кем именно. Ибо чем дольше она внимала странному гостю, тем сильней испытывала к нему то же чувство, что и к кукле: она слышала голос, который говорил, она слышала слова, но не слышала того, кто говорит. Она покачала головой.
– Что такое, что? – спросил Серый господин, приподняв брови. – Ты все еще недовольна? Современные дети, действительно, слишком требовательны! Может, ты скажешь мне, чего этой роскошной кукле еще не хватает?
Момо смотрела в землю, задумавшись.
– Мне кажется, – сказала она тихо, – мне кажется, ее нельзя полюбить.
– Об этом вообще не может быть и речи! – сказал Серый господин ледяным тоном.
Момо посмотрела ему в глаза. Человек навевал на нее страх исходящим из глаз холодом. Вместе с тем ей странным образом было жаль его, хотя она не могла бы сказать почему.
– Но мои друзья… – сказала она, – я их люблю.
Лицо Серого господина передернулось гримасой, словно у него вдруг заболели зубы. Но он тут же овладел собой и улыбнулся.
Давно уже читала Момо, эпизод запомнился (в то время уже собирала кукол); вот, решила написать, что думаю. ☺
Отличная статья. Прямо мои мысли прочитали.
Помню, пришлось мне как-то сидеть с моей двоюродной племяшкой. Да я и не против: у неё много игрушек, а мне интересно.
Так вот что. Несколько интерактивных игрушек у неё есть, и она мне их сама показывала, по моей просьбе, ибо не знаю, как с такими обращаться. Включила она мне ходячую собаку, а включалась она дёрганием за верёвку на шее 0_0 И дёргается-то она тяжело. Короче, эта собака как загудит и как поедет - я аж испугалась, а племяшка надо мной хохочет. Я её потом попросила выключить этот "пылесос". как я прозвала эту собаку.
В общем, неинтересно играть, когда игрушка уже сама что-то может. Она уже говорит - нечего придумать для её разговоров. Она ходит - и ты не поведёшь её.
Да, они очень и очень скучные, это правда. Факт в том, что в первые минут 5-10 дети на такие игрушки западают так, что не оторвёшь, может на день интереса хватит. С Фёрби - ну может на месяц. А потом всё. Невозможно с этим всем играть.
Больше всего меня наши российские куклы и мягкие игрушки со звуковыми модулями расстраивают - ну зачем они? И тело кукле портят, и ... в общем, лучше бы просто более разнообразные обычные куклы, сменные одежды для них.
Мне никогда игрушки со звуком не нравились. По сути, сплошные минусы. Особенно насчёт мягких, ведь они из-за этого больше не мягкие, а не поймёшь какие.
Завалялся у меня шкафу белыё пудель, стал серым. Распорю ему брюхо, вытащу эту поющую штуку и выстираю его наконец☺
Из-за озвучки мягкие игрушки Мульти-пульти не покупаю: там так много игрушек, которых очень хочется, но этот кошмарный звуковой модуль!! Пару игрушек покупала в своё время (Лунтика и что-то ещё), так они и валяются. Были бы обычные, с ними можно было бы играть. Надо распарывать и доставать блок, но жалко вроде игрушку портить.
Считаю, что "голосовые" куклы лишают играющего с ней дитя способности придумать ей свою историю, наделить ее особенным характером и давать ей разные роли, прорабатывая разные житейские ситуации.
А в истории про куклу, которая "выкачивает" у родителей деньги на шмотки, мебель и тд, лично я вижу Барби, ранее в каком-то журнале вычитала американскую историю про нее. Лично я стараюсь все сделать своими руками. Вот сейчас перерисовываю понравившийся дизайн кукольной обуви.
Да, я с этим тоже согласна. Я не понимаю, как можно играть с озвученными куклами, зачем они.
А гардероб... да, шить интереснее всего, конечно, у меня девчонки больше всего именно сшитую дому кукольную одежду любят, хотя мне до фабричного качества и сложности моделей ооой как далеко!