После трёх уже поздно
Масару Ибука
Kindergarten is Too Late!
Инфографика на книгу “После трёх уже поздно”
Инфографика на книгу “После трех уже поздно”, от проекта Smart Reading.
Описание книги на сайте смартридинг. Версия саммари доступна подписчикам проекта. Инфографика публикуется в данной статье с разрешения М.Иванова.
О чём книга:
Автор этой удивительно доброй книги считает, что маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно. Он размышляет об огромном влиянии на новорожденных окружающей среды и предлагает простые и понятные приемы обучения, способствующие раннему развитию ребенка. По его мнению, то, что взрослые осваивают с большим трудом, дети выучивают играючи. И главное в этом процессе — вовремя ввести новый опыт. Но только тот, кто рядом с ребенком изо дня в день, может распознать это вовремя.
Книга адресована всем мамам и папам, которые хотят открыть перед своими маленькими детьми новые прекрасные возможности.
3 года - возраст, когда мозг ребенка достигает 80% своего взрослого потенциала.
Любой ребенок, если ему дать то, что нужно и когда нужно, вырастет смышленым и будет иметь твердый характер.
На развитие ребенка, его возможности и способности напрямую влияют люди и окружающая его среда.
В детском саду воспитывать ребенка уже поздно.
Невмешательство в развитие ребенка в раннем возрасте, неуважение его воли - большая ошибка.
27 простых, но очень важных принципов воспитания
Содержание книги:
Предисловие к русскому изданию
Вступление к английскому изданию
Предисловие автора
1. Потенциальные возможности ребенка
2. Влияние раннего опыта
3. Что полезно малышу
4. Принципы воспитания
5. Чего не следует избегать. Взгляд в будущее
Послесловие
Образование и окружающая среда, в которую попадает младенец сразу после рождения, скорее всего и определяет, кем он станет - человеком или волком!
Масару Ибука,
создатель компании Sony, автор этой книги
Эта книга - мастер-класс по воспитанию от успешнейшего японского ученого и предпринимателя, который не остановился на создании "цифровой империи", но cумел найти себя в педагогике, прожив счастливую жизнь.
Ибука не был профессиональным педагогом. Он был гениальным инженером, одним из двух основателей компании Sony. Книга адресована всем мамам и папам, которые хотят открыть перед своими маленькими детьми новые прекрасные возможности. Особенно начинающим мамам и тем, кто еще только планирует завести ребёнка. А также тем, кто интересуется психологией формирования личности.
Красивые иконки!☺
Отличная книга, такую вполне можно поставить себе в библиотеку. Хотя бы в саммари прочитать очень рекомендуется.
Тут как минимум четыре спорных постулата:-)
Не навызывайте своё "хорошо" и "плохо"-и откуда тогда ребенок должен узнать что хорошо,а что плохо?Свалить на себя кастрюльку кипятка,чтобы узнать что это плохо?Или Маяковского прочесть?
Не ограничивайте ребенка,пусть развивается,делая руками все что хочет-а я вот ужасно против,когда руки в супе моют или пластилин в ковёр втирают,и никакой создатель сони меня не переубедит!
Не насилуйте волю малыша-малышу полезно жить по определённому режиму и кушать определенные продукты,а еще спать днем-и здесь я в любом случае проявлю свою волю:-)
А уж по поводу спанья в одной кровати с родителями вообще фолианты по психологии написаны,пожалуй стоит придерживаться классиков психологии,а не любителей:-)
Знаете, я прочла, и всё бы ничего, но одно 'НО' меня очень смутило - а именно, как именно была придумана эта теория и для чего. Об этом любезно поделился в предисловии сын Масару.
Видите ли, в 60-е г. в Японии прокатилась война студенческих бунтов, и автор теории решил, что если бы студенты с детства занимались 'чем-то другим', у них не осталось бы времени на политику и социальную активность. Т.е. детей надо развивать в основном для того, чтобы в случае чего они нырнули бы в свой богатый внутренний мир и не парились бы насчёт окружающей действительности. Чтобы довольствовались тем, что есть.
В такой теории очень удобно прятаться и взрослым: как популярны сейчас разные курсы саморазвития, тренинги, мастер-классы и как мало добровольных благотворительных дел, по сравнению, например, с СССР.
И, как справедливо заметила Lenchik 18, Масару Ибука прежде всего - глава корпорации, а никакой не педагог. И эта его теория, возможно, как раз и направлена на создание конвейера по штамповке 'идеального рабочего': интеллигентного, послушного, комформного.
Нет, не думаю, что тут воспитание идеального рабочего, работников как раз воспитывают сегодня наши сады и школы, с их натаскиванием на заполнение формочек и табличек и полным отбиванием желания о чём-то думать и что-то изучать.
Своё хорошо и плохо и свобода воли ребёнка - это ж всё не до маразма, ни в ту, ни в другую сторону. Стандартное воспитание перегибает в сторону запретов, новомодное - в сторону разрешений. Понятно, что когда ребёнок стены пластилином раскрашивать порывается, его как-то надо остановить. :-) Просто в кратких тезисах не очень, может быть, ясно, что автор имеет в виду.
Такие книги - они просто как дополнения к классическим книгам по воспитанию. Они хорошо их дополняют и расширяют. В семье оно может и не особо надо, а вот воспитателям и педагогам желательно отсматривать, что выходит на такие темы.
Я согласна с Ленчиком и Гостем. Хочу только дополнить. Спанье в одной постели со взрослыми может оказаться еще и опасным. Моя соседка придавила насмерть уже достаточно взрослого ребенка, даже не грудничка. А свекровь моей сестры так чуть было не заспала мою племянницу. Слава богу, сестра вернулась вовремя, но тем не менее, шею ребенку немного повредили, она лежала в травматологии.
Не согласна с постулатом о половом воспитании. Опять же, я видела негативные примеры, когда родители сначала рассказывают пятилетним детям все о сексе, а потом их дети начинают половую жизнь лет в 12, некоторые становились родителями через год-два, хотя мамы им и о контрацепции все рассказывали. Все-таки тут надо аккуратно разговаривать. Моей дочке почти 9, она особо такими темами не интересуется, так зачем ей этим голову забивать?
По поводу сюсюканий тоже не скажу, что это правильно разговаривать с ребенком на взрослом языке. Со всеми родители сюсюкались, и тем не менее, у всех правильная речь. И как глядя на грудничка, с ним не посюсюкаться?
Ничего себе, никогда не слышала таких примеров о спанье раньше, а тут у вас на глазах - сразу два. Наверное, нужен как минимум очень большой матрас. А японцы часто на полу спят, так что в этом может быть большая разница.
Проблема в том, что тезисы воспринимаются буквально, речь-то всё-таки не о том. Постулат о половом воспитании - это скорее о том, что ханжество прививать не стоит. Вовсе не о том, что надо говорить то, что явно не по возрасту. В 9-10 лет дети правда ещё ничем не интересуются, иногда вопросы задают какие-то, на которые ответить надо, а не закрыть тему, вот об этом и речь. В советские времена ведь вообще всё закрывалось, и не только в СССР, судя по книге. Рассказывать что-то такое раньше времени и больше, чем надо, в голову нормальным родителям не придёт. Просто часто доходит до абсурда и полного закрытия разных нужных тем, когда уже пора и ребёнку знать интересно, и вот это - очень плохо.
То же и с сюсюканьем - одно дело малыш, которому ещё годика нет, но ведь наверняка на улице видели 5-летних детей с сосками, над которыми бабушки-мамочки сюсюкаются. :-) Со стороны это выглядит просто ужасно.
Нормальным людям, конечно, такие книги и читать не надо, своя голова есть, вот грустно только, что те, кому надо, до нужных книг вряд ли дойдут.
Я как то долго общалась с девушкой, они с мужем по роду деятельности, часто бывали в японии и общались с педагогами (муж -тренер айкидо, она - детский педагог-психолог). Еще до этой книги она расказывала, что в Японии вся система воспитания направлена на то, что человек часть большого мезанизма, винтик, и вне общества он быть не может. Поэтому в Японии так высок процент самоубийст. Так что идеи книги не новы.
Непростые это всё вопросы. С одной стороны - самый высокий % самоубийств, с другой - самая высокая продолжительность жизни. Быть "винтиком" трудно согласиться, хочется себя чувствовать человеком. Но даже за городом, когда понимаешь, что гвоздь себе сам не сделаешь, куртку не сошьёшь, лампочки на свечки не поменяешь, и интернет..., да и за гречкой в магазин идёшь, а не на своё поле, понимаешь, что, видимо, мир уже такой, что мы можем быть только все вместе. И вот научиться быть человеком в толпе, среди других - это очень трудно. Понять, что же делать, когда всё уже сделано. Но понять надо, иначе трудно выжить.
Они и не соглашаются, это часть, это так же естественно для их культуры, менталитета и воспитания, как дышать. По сути все сведено к тому, что выжить можно только в обществе, вне его ты песчинка. Сейчас конечно что то меняется, развитие образования и его доступность дало возможности вырваться из узкого кастового строя, все больше людей стремятся к самореализации и вырываются из узких рамок заданных обществом.
Вообще разговор тогда о Японии зашел случайно. Как раз перед этим моему мужу бабушка на улице сделала высказала, когда он сделал замечание ее внуку по поводу поведения. Типа вот в Японии до 3 лет детям все можно и их вообще не наказывают. И вот что в итоге мне рассказала девушка. Да это так. До 3-4 лет ребенку любой каприз ребенка выполняется, его вообще не наказывают. Но года в 4 создается контрастная ситуация. Один из примеров. Ребенка "случайно" теряют в людном месте: супермаркет, метро, торговый центр. И к нему ни кто не подойдет, ни прохожий, не полицейский. И он остается так один в толпе на какое то время. И все идут мимо не ""видя" его. При этом на самом деле за ним наблюдают, чуму то случиться не дадут. Но ребенок то этого не знает. Это страшно на самом деле. Причем возраст выбран видимо не случайно, в этом возрасте что то забывается, но на подсознательном уровне остается. После 4 лет ребенок уже воспитывается как обычно и система наказаний достаточно жесткая. И для них это номинально! Этот метод часть их жизни. Так было было еще буквально 8 лет назад. Вообще, как она сказала, что бы понять японцев надо им быть. Очень трудно судить об этой стране и их методам по книгам, турпоездкам и даже общаясь с ее представителями.
Да и о других странах. Что то можно взять из методик, но не все. Т.к. в первую очередь они применимы именно в той стране, в той среде обитания (скажем так), откуда сам автор.
Согласна; до конца понять можно только ту страну, где ты родился и вырос, и просто удивительно, как же у разных народов всё по-разному устроено! Особенно сильны у нас с азиатскими народами различия - вот уж кого до конца точно не понять! Не знала, как у них детей воспитывают, жёсткая практика, однако, у нас совершенно неприменимая.
Интересно тогда бы того же Масару почитать, что он после трёх рекомендует. :-) Наверное, совсем бы была другая книга. Уже даже не для своей практики, а просто для того, чтобы ещё немного о японских традициях узнать - страна загадочная...
Книга понравилась, необычный взгляд, очень интересно с культурой других стран так знакомиться.