Разбираем картину. Часть I. Портрет четы Арнольфини. 1434 год. Ян ван Эйк
Как же много интересного можно узнать из одной картины! Умел Яков ван Эйк завлечь не только искусством художника, но и прекрасного философа-мыслителя! "Портрет четы Арнольфини" является одним из наиболее сложных произведений западной школы живописи Северного Возрождения, ведь в картине так много загадочного...Но прежде всего давайте познакомимся с художником, который создал этот шедевр.
Ян ван Эйк
Ян ван Эйк(1385-1441 гг)— нидерландский живописец раннего Возрождения, мастер портрета, автор более 100 композиций на религиозные сюжеты, один из первых художников, освоивших технику живописи масляными красками.
Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна. Родился в Северных Нидерландах в г. Маасейк. Учился у старшего брата Хуберта, с которым работал до 1426 г. Начал свою деятельность в Гааге при дворе нидерландских графов. С 1425 г. он — художник и придворный герцога Бургундского Филиппа III Доброго, который ценил его как художника и щедро оплачивал его работы.
портрет Маргариты Ван Эйк
Ван Эйка считают изобретателем масляных красок, хотя на самом деле он лишь усовершенствовал их. Но именно после него масло получило всеобщее признание, масляная техника стала традиционной для Нидерландов; в XV в. пришла в Германию и во Францию, оттуда — в Италию.
А теперь давайте вернёмся к картине, которая прославила художника и вызывает споры до сих пор.
История одной семьи и одного портрета
портрет четы Арнольфини
Изначально название картины было неизвестно, только через сто лет оно всплыло из инвентарной книги: «Большой портрет Hernoult le Fin в комнате со своей женой». "Hernoult le Fin" является французской формой итальянской фамилии Арнольфини. Арнольфини были большой купеческой и банкирской семьёй, имевшей в то время отделение в Брюгге.
лица
Долгое время считалось, что на картине изображены Джованни ди Арриджо Арнольфини со своей женой Джованной Ченами, но в 1997 году было установлено, что они заключили брак в 1447 году, на 13 лет позже появления картины и спустя 6 лет после смерти ван Эйка.
Сейчас считается, что на картине изображены или Джованни ди Арриджо со своей предыдущей женой или двоюродный брат Джованни ди Арриджо — Джованни ди Николао Арнольфини со своей женой, имя которой неизвестно. Джованни ди Николао Арнольфини был итальянским купцом из Лукки, жившим в Брюгге с1419 года. Существует его портрет работы ван Эйка, позволяющий предположить, что он являлся другом художника.
Полотно написано в 1434 году в Брюгге, в ту пору бывшим крупным торговым центром Северной Европы. Из России и Скандинавии привозились в него лес и меха, с Востока через Геную и Венецию шелк, ковры и пряности, из Испании и Португалии лимоны, инжир и апельсины. Брюгге был богатым местом
Супружеская пара, изображённая на полотне ван Эйка, богата. Это особенно заметно по одежде. Она — в платье, отороченном мехом горностая, с длинным шлейфом, который при ходьбе должен был кто-нибудь нести. Передвигаться в таком платье можно было лишь при соответствующем навыке, который был возможен только в аристократических кругах.
Джованни
Он — в мантии, отороченной, может быть, даже подбитой, норкой или соболем, по бокам с разрезом, что позволяло ему свободно двигаться, действовать. То, что этот человек не принадлежит к аристократии, видно по его деревянным башмакам. Господа, чтобы не испачкаться в уличной грязи, ездили верхом или в носилках.
Этот иностранный купец жил в Брюгге в аристократической роскоши, у него были восточные ковры, люстра, зеркало, верхняя часть окна его дома была остеклена, и на столе у него лежали дорогие апельсины.
Однако комната по-городскому узка. Кровать доминирует в обстановке, как и обычно в городских покоях. Днём занавес на ней поднимался, и в комнате принимали гостей, сидя на кровати. Ночью занавес опускался, и возникало закрытое пространство, комната в комнате.
невеста
Невеста на картине одета в роскошное праздничное платье. Белое подвенечное платье вошло в моду только с середины XIX века. По мнению некоторых исследователей, её округлый живот не является признаком беременности, а вместе с высоко перетянутой маленькой грудью отвечает представлениям об эталоне красоты в эпоху поздней готики.
Также количество материи, которое ей приходится носить, соответствует моде того времени. По мнению исследователей, это не более чем ритуальный жест, в соответствии с современными отношениями к семье и браку, предназначавшийся для обозначения плодовитости, поскольку двойной портрет был написан по случаю свадьбы этой пары. В то же время положение руки женщины всё же допускает возможность того, что она беременна, но также возможно, что она просто приподняла подол платья.
Картина является визуальным доказательством свадебной церемонии, более того, она даже «работает» как брачное свидетельство, поскольку документирует присутствие художника и вследствие этого, свидетеля церемонии, в его подписи на дальней стене.
брак левой руки
Брак левой руки
подпись художника
Не исключено, что брачный контракт был необходим в случае Арнольфини, так как очевидно, что речь идёт о «браке левой руки». Жених держит левой рукой руку своей невесты, а не правой, как того требует обычай. Такие браки заключались между неравными по социальному положению в обществе супругами и практиковались вплоть до середины XIX века.
Обычно женщина происходила из более низкого сословия. Она должна была отказаться от всех прав на наследство для себя и своих будущих детей, а взамен получала определённую сумму после смерти мужа. Как правило, брачный контракт выдавался на следующее утро после свадьбы, отсюда пошло название брака — морганатический от слова морген (нем. - утро).
В то время в Европе господствовала бургундская мода, что связано с сильным политическим и культурным влиянием Бургундского герцогства. При бургундском дворе не только женская, но и мужская мода была экстравагантной. Мужчины носили тюрбаны и цилиндрические шляпы чудовищных размеров. Руки у жениха, так же как и у его невесты, белы и ухожены. Его узкие плечи указывают на то, что он не должен был своей физической силой добиваться высокого положения в обществе.
Ван Эйк изображает интерьер с деревянным полом как свадебную палату, добавив, благодаря своему реалистичному изображению объектов в комнате, множество скрытых смыслов.
Скрытые символы картины. Зеркало
зеркало
На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты. Десять медальонов с изображением Страстей Христовых украшают его раму. Особенно интересно расположение миниатюр, поскольку со стороны мужчины Страсти Христовы связаны с живыми людьми, а со стороны женщины — с мертвецами. В зеркале отражается художник и еще один свидетель.
Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью. Выпуклые зеркала были более доступны. По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя. В зеркале, изображённом на картине, можно увидеть потолочные балки, второе окно и две фигуры людей, входящих в комнату.
Присутствие зеркала говорит о девственной чистоте невесты, от которой, согласно тогдашним воззрениям на брак, ожидается, что и в браке она останется столь же целомудренной и все же... злые языки до сих пор зовут эту картину "Средневековым браком по-залёту".
Скрытые символы картины. Погасшая свеча
погасшая свеча
Люстра, висящая над головами жениха и невесты, сделана из металла — типично для Фландрии того времени. В ней горит только свеча над мужчиной, а над женщиной свеча погасла. Этот факт некоторые исследователи объясняют тем, что портрет супруги Арнольфини посмертен, и она умерла при родах.
Ещё один вариант символики: в средневековье во время брачных процессий впереди неслась одна большая горящая свеча, либо свеча торжественно передавалась женихом невесте.
Пламя горящей свечи означало всевидящего Христа — свидетеля брачного союза. По этой причине присутствие свидетелей было необязательно.
Скрытые символы картины. Собачка
собачка
Собачка, этот вечный символ преданности и верности, так же считалась и признаком благосостояния. На могилах того времени часто встречается лев - символ мужества и силы в ногах у мужчин и собачка - в ногах у женщин. Только от женщины, очевидно, ожидалась супружеская верность.
Маленькая собачка на картине - это предок брюссельского гриффона. Тогда нос гриффона ещё не имел современного укороченного вида.
Скрытые символы. Обувь
обувь
обувь
Жених изображен стоящим босиком на деревянном полу, его деревянные сабо валяются рядом. Ноги невесты прикрыты платьем, но вторая пара обуви видна на заднем плане рядом с кроватью.
Для современников ван Эйка сандалии и деревянные башмаки содержали указание на Ветхий Завет: "И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая". Когда жених и невеста совершали обряд бракосочетания, для них и простой пол комнаты был «святой землёй».
Скрытые символы. Апельсины и вишня
апельсины
вишня за окном
По одной из версий апельсины, находящиеся на подоконнике и на табурете у окна могут рассматриваться как знак плодовитости. Поскольку на языке многих народов Северной Европы апельсин буквально означает "Яблоко из Китая", то он символизирует чистоту и невинность, которая существовала в Эдемском Саду до грехопадения человека, хотя возможно, апельсины на картине просто свидетельствуют о зажиточности супругов.
По другой версии - это яблоки. Яблоки лежат на подоконнике как намек и предостережение греховного поведения.
Также следует обратить внимание, что жених и невеста облачены в теплые одежды, несмотря на лето за окном - это видно по вишне, которая усыпана плодами - однозначные символ пожелания плодовитости в браке.
Скрытые символы. Красный альков
красный альков
Красный альков справа является намеком на "Песнь песней" и символизирует брачный чертог. В нидерландской живописи подобная кровать - непременный атрибут сцен Благовещения. С фрейдистской точки зрения в такой тематике - алый занавешенный альков имеет прямые ассоциации с женским лоном.
Расположение фигур предопределяет роли в супружестве - женщина стоит около постели в глубине комнаты, символизируя тем самым роль хранительницы очага. Мужчина же стоит около открытого окна, символизируя принадлежность к внешнем миру.
Скрытые символы - метелочка
метелочка
Под люстрой с правой стороны находится деревянная фигура святой Маргариты, поражающей дракона. Она считается покровительницей рожениц. Фигурка закреплена на спинке стула, стоящего у супружеского ложа. Возможно, это еще одно доказательство беременности женщины. В то же время (возможно) - это фигурка святой Марфы, покровительницы домохозяек, ведь рядом с ней висит метелочка.
По другим толкованиям — это отнюдь не метёлочка, а розги. Они представляют собой этимологический каламбур на латинское слово virga («дева»), служащий для подчеркивания мотива девственной чистоты. В народной же традиции он корреспондируется со «стержнем жизни», символом плодородия, силы и здоровья, которым среди свадебных обрядов жениха ритуально стегали, чтобы обеспечить пару благословением большим количеством детей.
Открытые вопросы
До сих пор не понятно, почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина? Если это бракосочетание, то где же тогда священник? Какой момент в жизни супругов отобразил художник? Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча? И что означает надпись над зеркалом: "Johannes de Eyck fuit hie" ("Иоганнес де Эйк был здесь. 1434".)? Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной.
Кроме того, установлено, что у Джованни Арнольфини и его жены детей не было, а изображенная на картине женщина явно ждет прибавления семейства. И действительно, Маргарита ван Эйк 30 июня 1434 года родила сына, это тоже подтверждено документально.
Так кто же все-таки люди, изображенные на картине? Или это действительно - семейная сцена, а вовсе не заказанный портрет? До сих пор вопрос остается открытым...
Дакота Ли, как интересно! Эту картину помню, видела, и вопросы она и правда вызывает, но это же целая живая история получается! Потрясающе! То, что тут столько тонкостей, деталей, смыслов... уже, наверное, никто точно не скажет, что же тут (если только записок художника не найдут), только сам художник мог знать, что он тут зашифровал. Очень интересно!
Админ, спасибо за помощь! Без Вас я бы не справилась!)
Да, живая история☺ как и на многих картинах) будет чем заняться наступающей зимой) Анонсирую разбор "Ночного дозора", а пока наслаждаемся этой прекрасной четой)
Как же это все интересно!
Мне всегда казалось что в некотором роде нет смысла ходить по музеям, не успеваешь ничего увидеть. Обожаю рассматривать альбомы художников, у меня подборка любимых дома есть, но до такого детального разбора я не доходила. Просто здорово, буду ждать продолжения!
Гость, заходите! Будем разбираться с деталями известных полотен вместе))
Потрясающе! Прочитала с удовольствием.
Дакота Ли, спасибо большое очень интересно! А сделаете еще пожалуйста про художника Питера Брейгеля старшого, знаете такого? ( мой любимый художник! У меня про него есть книжка, картины рассматривала часами, очень красиво нарисовано!) Статью надо бы тоже обязательно сделать!
О, Брейгеля-старшего я и сама люблю, поэтому точно разберем что-нибудь) или просто окунемся в его творчество и насладимся)
И тут мне сразу кое-что вспомнилось: Ели не знаешь художника, но видишь на картине огромную кучу причудливых фигур, то знай - перед тобой полотно Питера Брейгеля )
☺ Я Брейгеля почти совсем не знаю.
Я тоже жду продолжения, это потрясающе интересно! Не увлекалась живописью, а тут такой мир!
Продолжение будет обязательно! К разбору готовится "Ночной дозор" Рембранта - еще одна живая и интереснейшая история)
Да, рисовал Брейгель потрясающе! Особенно картина Вавилонская башня, ( там так все прорисовано, столько фигурок,) да и другие не менее хороши, а картина в "Стране лентяев" тоже с смыслом, ( как там бегающий жареный поросенок нарисован, ) некоторые его и не знают, но он нарисовал поистине шедевры! Админ так вы про Брейгеля что-то знаете? ( ну вы написали, почти не знаю )
И название теперь уж "говорящее", всем нам хорошо знакомое... ☺
О, Рембранта я очень-очень люблю!
Только сегодня прочитала, очень очень интересно!
Так бы в учебниках про картины рассказывали. А то почитаешь, чего там написано, тоска, невозможно детей искусством увлечь. Так-то видно становится, как же это интересно на самом деле.
Дакота, а расскажите еще про "Тайную Вечерю" Да винчи! Очень хотелось бы прочесть!
Дорогие читатели, спасибо за похвалу! Заходите, будем и дальше вместе и не по учебникам разбираться) Осилим Рембранта, Брейгеля и непременно дойдем до Да Винчи!☺
Необычайно интересно! И, дорогая, я очень хочу осилить вместе с тобой и Рембрандта, и Брейгеля, и особенно да Винчи, который всегда волновал меня чрезвычайно!
Спасибо тебе)
Как же это интересно! Большое спасибо, буду ждать следующих картин!
👎👎👎👎👎👎👎