Е.И. Щеблюн. Миниатюрная книга в фондах Амурской областной научной библиотеки
Дальневосточная миникнига
Книгой будущего называют миниатюрную книгу, и в этом есть особый смысл. У неё своя история, свой читатель, свои проблемы. Миниатюрная книга не забава и не игрушка – это особый вид издательской продукции. Выдающийся английский коллекционер, торговец книгами и эксперт Л. Бонди говорил: Маленькие томики имеют сходство с драгоценностями. Они не только предмет научного и литературного интереса, они также предмет искусства. Прекрасно сконструированная, переплетённая и хорошо оформленная миникнига, похожа на драгоценность.
Миниатюрные издания, как у нас, так и за рубежом, всегда являлись предметом мечтаний библиофилов. Как правило, тираж их очень невелик, и часто это уникальные ювелирные творения. Порой нет сил оторвать взор от этих сокровищ человеческого ума и высокого мастерства. Когда держишь в руках миниатюрное издание – маленькое чудо, в котором заключены мысли и чувства человека, возникает одновременно ощущение необычайной хрупкости предмета и бесконечного величия, безмерности таланта мастера.
История возникновения миниатюрных книг уходит в далёкое прошлое и измеряется веками. Ещё в античном мире они находили применение и были весьма популярны. На заре книгопечатания миниатюрные книги, главным образом религиозные, создавались с помощью подвижного шрифта.
Миниатюрная печатная книга в России появилась позднее, чем в Европе, а именно в первой половине восемнадцатого века. К первым отечественным печатным миниатюрным изданиям относят Придворный календарь на 1736 год.
До начала двадцатого века издавались миниатюры самого разного содержания, от религиозных книг и книг для детей - до естественнонаучных и искусствоведческих. Печатались серии, например такие, как Сто русских литераторов и Биографии замечательных людей. Большое предпочтение отдавалось произведениям классиков отечественной и зарубежной литературы. Изданием миниатюрной книги в дореволюционной России занимались свыше двадцати издателей. Среди них такие выдающиеся личности, как М.О. Вольф, Н. Греч, П.И. Бекетов и другие.
Отмечен необычный факт. В России миниатюрная книга впервые за свою историю была применена в чисто рекламных целях. В 1896 году гильзовая фабрика С.М. Каракоза в Киеве выпустила книгу Ашик – Кериб М.Ю. Лермонтова размером 63х83 миллиметров. В ней, помимо текста произведения, размещались обращения владельца фабрики к покупателям и рекламное объявление. С 1917 года миниатюрные книги в нашей стране были призваны активно утверждать новое. С 1930 года у нас началось массовое издание книг-малюток. На первое место выходили общественно-политические издания. Выпуск сборников партийных документов, например, достигал тиражей от 20 до 120 тысяч экземпляров. Не меньшими тиражами издавались произведения классиков отечественной и мировой литературы, братских союзных республик.
Миниатюрная книга выходила и в годы Великой Отечественной войны. Она, как и весь наш народ, сражалась за Победу.
В 1970 годы миниатюрные книги, как особый вид печатной продукции, получили научное признание. В Москве на Международной выставке Книга – 75 была организована первая в мире специальная экспозиция миниатюрной книги. А в соответствии с приказом Госкомиздата СССР от 9 июня 1977 года за № 224 в нашей стране впервые в мире выпуску миниатюрных изданий был придан плановый характер. Всесоюзная Книжная Палата начала учитывать выход миникниг из печати по контрольным экземплярам и публиковать статистические сведения в сборнике Печать в СССР.
До начала 1990 годов миниатюрная книга была на службе у советского государства и приобщала самого читающего в мире читателя к культуре чтения, согревала душу коллекционеров, сближала народы СССР и народы мира, открывала национальные черты, традиции и культуры разных народов. Перестройка в нашей стране, и последующие за ней события, тяжело отразились на судьбе миниатюрной книги. Резко упали тиражи и качество изданий. В погоне за прибылью, в ущерб высоким образцам, некоторые издатели стали выпускать миниатюрные книги на плохой бумаге, в плохих переплётах и с низкокачественной позолотой. Тетради сшивались небрежно, плохо собирались блоки, прыгала пагинация по высоте и так далее. При этом цены постоянно росли. Конец двадцатого века показал, что спрос на миниатюрные издания существует. Возникло большое число издательств, выпускающих миникниги. Их формат стал приближаться к международному стандарту, а это важно! Появились подлинные жемчужины книгоиздательского искусства. Проблем ещё много. Среди них – малые тиражи, высокие цены, плохая библиография, сложности в общении коллекционеров.
Размышляя о судьбе миниатюрной книги, об её роли в истории мировой культуры и в нашей отечественной истории, об её будущем, невольно с грустью думаешь о том, как мало внимания уделено этой проблеме на Дальнем Востоке.
Как известно, книгопечатание здесь возникло значительно позже, чем в европейской части страны, и развивалось низкими темпами. Местная полиграфическая база долго была слабой. Отсутствовала система подготовки кадров рабочих-полиграфистов всех профессий. Миниатюрная книга, несмотря на все её достоинства, в более ранний период появиться не могла. Начинать отсчёт истории миниатюрной книги на Дальнем Востоке можно со второй половины тридцатых годов двадцатого века. Но прежде необходимо сказать об издательствах, которые существовали на этой территории до реорганизации 1963 года и после неё. Так, в конце 1963 года Приказом Председателя Государственного комитета Совета Министров РСФСР по печати были ликвидированы, в числе других издательств, Амурское, Сахалинское издательства и Камчатская книжная редакция. После укрупнения и реорганизации Приморское издательство стало называться Дальневосточным. Одновременно были созданы отделения издательств в Южно-Сахалинске, Петропавловске-Камчатском и Благовещенске. До 1980 года сеть книжных издательств Дальнего Востока изменений не претерпевала. В общегосударственном масштабе контроль за тематической направленностью и содержанием выпускаемой литературы, был сосредоточен в руках Комитета по печати при Совете Министров СССР, переименованного позднее в ГосКомИздат СССР, а в последнее время – в ГосКомПечать СССР. Он осуществлял контроль за выпуском литературы в стране. На этом Главке и лежит вина за необоснованное сокращение сети Дальневосточных издательств.
Понятно, что самостоятельность потеряли и стали отделениями укрупнённых издательств те из них, которые были признаны маломощными, нерентабельными, выпускающими малотиражные издания. Перед оставшимися издательствами ставилась задача выпуска литературы массового спроса большими тиражами, без каких-либо дотаций со стороны государства. Обеспечить рентабельность своей деятельности провинциальные издательства могли путём сокращения объёмов изданий, их максимально возможным техническим, художественным и полиграфическим упрощением, а главное – увеличением тиражей. В такой ситуации речь об издании миниатюрных книг вестись не могла, и не удивительно, что в период с 1930 по 1989 годы здесь их появилось ничтожно мало. Названия Дальневосточных миниатюрных книг можно перечислить по пальцам.
В Хабаровске в период Великой Отечественной войны находился Воениздат. В конце 1945 года им были изданы басни Сергея Михалкова. Книга из 36 страниц имела размеры 68х90 миллиметров. Через 14 лет (1959 год) в Магадане вышли стихи В.А. Сергеева Праздник в тундре тиражом 3 000 экземпляров и размером 77х100 мм. Сейчас эта миниатюрная книга – библиографическая редкость. В 1970 году в Хабаровске был издан шедевр Дальневосточной миниатюрной книги Поклон тайги, за полиграфическое мастерство отмеченный наградами. Через семь лет здесь вышло два миниатюрных поэтических сборника: Серебряный кубок П.С.Комарова с иллюстрациями художника Г. Павлишина (68х88 мм.) и Душа полна тобой. В последнем стихи русских и советских поэтов о любви, с иллюстрациями В. Вагина (70х98 мм). В 1981 году во Владивостоке тиражом 3 000 экземпляров был издан роман А.А. Фадеева Разгром, а в 1982 году сборник Этих дней не смолкнет слава. Среди перечисленных миниатюрных книг встречаются экземпляры, полиграфическое исполнение которых оставляет желать лучшего. Это относится к книге Поклон тайги и Разгром А. Фадеева. При обрезке блока размеры отдельных экземпляров колеблются от 98 до 105 миллиметров. Некоторые книги снабжены невзрачными иллюстрациями, при подготовке других возможности оформления не использованы вообще. Но имеются примеры высокой полиграфической культуры. В этом отношении интересен сборник Душа полна тобой. Он включает 340 стихотворений о любви. 94 русских поэта, начиная от Державина и Жуковского и заканчивая молодыми современными поэтами, чьи стихи вошли в память народа как история чувств, наполнили книгу. Оформил её интереснейший художник В. Вагин. Для этого издания он создал не только 25 иллюстраций, но и нарисовал изящные буквицы, с которых начинаются стихи поэтов.
Работа по выявлению Дальневосточных миниатюрных книг требует продолжения. В этом деле нужна библиография, первичные и вторичные источники библиографической информации, списки коллекций миниатюристов, информационные листки букинистических магазинов. Нужно изучать местные коллекции миниатюрных изданий. Когда в 1987 году в Ленинграде вышел дополнительный томик к библиографическому указателю Миниатюрные книги СССР (М.: Книга, 1975–1983.), появилась возможность отыскать ещё три ранее неизвестных Дальневосточных миниатюрных издания. Это:
- Бергавинов А.С. Итоги Объединённого Пленума ЦК и ЦИК ВКП(б) и наши задачи.– Хабаровск: Дальпартиздат, 1933. – 106стр; 70х98мм. – 7000 экз.
- Приказ Верховного Главнокомандующего 23 августа 1945 года – Хабаровск: Военное издательство НКО, 1945. – 39 стр, фронт.; 62х74мм.
- Изучение коллекции Амурского областного краеведческого музея имени Г.С. Новикова-Даурского открыло ранее неизвестное миниатюрное издание: Резолюции 9-й Благовещенской городской партийной конференции. – Благовещенск, 1931. – 127 стр. – 1 000 экз. (не указан формат)
Известно, что в указатели Миниатюрные книги СССР, а также в списки газеты Книжное обозрение не попадают сведения о миниатюрных книгах ведомственных и кооперативных издательств. Информация, не будучи исчерпывающей, помочь в поиске и анализе проблемы не может. Но даже при такой ситуации можно сделать некоторые выводы.
Главный – необходимо составить полную библиографию миниатюрной книги Дальнего Востока, для чего в каждой библиотеке выявить наличие всех миниатюрных изданий и подать сведения о них в краевые и областные научные библиотеки. Необходимо составить сводный библиотечный каталог местных миниатюрных книг. Выпустить печатный каталог. Это огромная работа, требующая затраты сил большой армии библиотечных работников, а также коллекционеров, архивистов, музейных работников и так далее. Для поиска дальневосточных миниатюрных изданий можно использовать списки обменного фонда коллекционеров, каталоги их личных собраний, а также выступления в периодической печати и в других средствах массовой информации. При этом могут откликнуться те, у кого в домашней библиотеке хранится томик, изданный на Дальнем Востоке.
Думая о будущем местной краеведческой миникниги, хочется предположить, что и в нашем крае появятся специализированные издательства, способные выпускать высококачественную миниатюрную книгу. Тем более что начало переменам к лучшему положено. В Амурской области за более чем столетнюю историю местного книгопечатания ни разу не издавались художественные книги миниатюрного формата. В Хабаровске, Владивостоке, Магадане были, а в Благовещенске нет. И вот, наконец, амурский поэт Станислав Федотов издал двухтомник своих стихотворений и поэм в миниатюрном исполнении. Ещё в 1996 году возникла идея создания Амурской библиотечки поэзии – нескольких однотипно оформленных томиков размером не более 10 сантиметров, в которых бы нашлось место и почти забытым дореволюционным амурским поэтам, и более поздним авторам, и тем, кто живёт и работает сегодня.
Станислав Федотов, преодолев массу трудностей, довёл дело издания первого двухтомника серии до конца. Отрадно, что автор оказался не одинок в своём начинании. В Благовещенске нашлись люди, которые поддержали его и морально и материально. В первый томик, названный Каким я был, вошла умная, ироничная гражданская лирика. Во второй – Богиня моя берегиня – проникновенные, порой очень личные, стихи о любви. Это хорошая поэзия, открывающая новые стороны характера поэта и его поэтического дара. Книги столь же любовно изданы, как и написаны. Удачны иллюстрации, привлекает эмблема библиотечки (художник Л.Шатон), в которой – и улыбка амурской волны, и упругий парус пера, и радуга, пройти под которой, по поверью, – значит обрести счастье. Амурские полиграфисты показали своё умение – переплёт книг изготовлялся вручную. Книжки Станислава Федотова изготовили ГПКИ Зея. Амурская писательская организация выдвинула двухтомник на соискание Амурской премии в области литературы и искусства.
И ещё одно радостное событие произошло в апреле 2000 года в Благовещенске. Увидела свет первая миниатюрная брошюра новой амурской поэтической серии Крохотка. Амурчане обязаны её появлению И.Д. Игнатенко, лауреату Амурской премии в области литературы и искусства, члену Союза писателей России, председателю Амурской писательской организации. Изданную собственными силами и средствами мини-брошюру Ровесница. Венок сонетов, автор посвятил своей матери. Само произведение было написано в 1982 году и до этого не раз печаталось в журналах и других сборниках И. Д. Игнатенко. Изданное в малой форме, с незатейливым оформлением, это произведение согреет сердце каждому, кто возьмет его в руки. Свершилось доброе дело! Возможно, и это начинание, пока не нашедшее отклика у состоятельных людей и издательских организаций, всё же в будущем будет иметь успех. Да и земля Амурская так богата талантливыми людьми! Пусть миниатюрная книга продолжает здесь свой путь!
Для этого, однако, недостаточно внимания только со стороны издателей, полиграфистов и авторов. Чтобы миниатюрная книга помогала приобщаться к культуре чтения, развивала эстетические чувства и способствовала духовному росту дальневосточников, нужна целенаправленная работа учреждений культуры, библиотек, музеев и тому подобное с этим маленьким чудом, сотворённым умелыми руками. Нужна умная и добрая пропаганда такого интересного явления, имя которому МИНИАТЮРНОЕ ИЗДАНИЕ. Явление это исключительно яркое, социально значимое и полезное, но ещё не раскрывшееся всеми своими гранями, а потому непонятное рядовому читателю.
Для пропаганды (старое, но в данном случае актуальное слово) можно прибегнуть к помощи коллекционеров, членов клубов любителей миникниги, к трудам видных книговедов и библиофилов в этой области.
Крупные библиотеки, имеющие в своих фондах миниатюрные издания, должны выявить их, провести проверку правильности библиографического описания и расстановки, изучить состав. Этим занимаются (могут заняться) Отделы редких книг. В Амурской областной научной библиотеке такая работа уже проведена. Часть коллекции, наиболее ценных, и часто запрашиваемых, миникниг, размещена в Отделе редких книг, отражена в картотеке Миниатюрные издания. Другая часть находится в помещении книгохранения библиотеки, где располагается в специальном шкафу. Издания, не попавшие в Отдел, отражены, как и другие, в читательских каталогах.
В Отделе редких книг коллекция не размещена на открытом доступе, но пропагандируется различным образом:
1. Миниатюрные издания принимают участие в тематических выставках Отдела. Они прекрасно дополняют и расширяют тему, привлекают внимание своей необычной формой, внешним оформлением и внутренним содержанием.
Так, в 1996 – 1997 годах миникниги участвовали в таких выставках Отдела, как:
- Михаил Врубель – иллюстратор М.Ю.Лермонтова,
- Синеглазый певец России – к есенинским дням,
- Седая старина Москвы – к 850-летию города и других.
В 1999 году миниатюрная книга приняла участие в выставках, посвящённых юбилеям А.С. Грибоедова (Дипломат, писатель, человек), П. Бажова (Сказы Малахитовой шкатулки), а к 200-летию со дня рождения А. С Пушкина – в выставке Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет. Выставленные редкие книги, как и чудесные миниатюрные с произведениями А.С. Пушкина, вышедшие в XIX и XX веках, привлекали внимание читателей. Выставка была показана по местному телевидению.
2. Во время экскурсий по Отделу редких книг посетители узнают о миникнигах прошлого и настоящего времени. Это мероприятие включает обзор и просмотр особо интересных в полиграфическом исполнении или редких по тиражности (или иным признакам) экземпляров.
3. В июле 1998 году в Отделе была организована встреча с известным на Дальнем Востоке крупнейшим коллекционером миниатюрной книги Сергеем Николаевичем Ги́нцем. Присутствовали работники библиотеки и читатели. Гинц показал самые любопытные экземпляры своей коллекции, состоящей более чем из 2 140 томов. Предметом особой гордости коллекционера являются микрокниги. Показ своей сокровищницы С.Н. Гинц сопровождал интересным рассказом. Присутствующие могли подержать в руках чудо-книги и задать вопросы. Участвовали в этой встрече и миниатюрные книги Отдела.
4. При изучении состава коллекции Отдела редких книг выделилась тема: Русские поэты XIX – XX веков. Многие имена, особенности творчества отдельных поэтов могли представить интерес для разговора с читателями. Поэтому было признано разумным разбить тему на три периода и провести цикл бесед по каждому поэту отдельно.
Первый период объединил поэтов первой половины XIX века: А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, А.В. Кольцова, М.Ю. Лермонтова и Д.В. Давыдова. Первый цикл получил название Госпожа Любовь.
Второй период объединил поэтов второй половины XIX века: Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.С. Тургенева, А.П. Майкова, А.К. Толстого и А.П. Григорьева. Второй цикл получил название Мир как красота.
Третий период объединил поэтов Серебряного века: А.А. Блока, К.Д. Бальмонта, Н.С. Гумилёва, И. Северянина. Он получил название Мадам Серебряный век. Все три цикла связывала общая тема – ЛЮБОВЬ.
Все циклы прошли на Амурском радио, вызвали отклики слушателей. В Отделе редких книг проведены поэтические вечера на основе разработанного материала.
5. Амурская областная научная библиотека издала и распространила по области брошюру Русская лирика XIX – XX веков, куда вошли все три цикла. К каждому разделу прилагается список литературы и миниатюрных изданий.
6. Миниатюрные книги с произведениями А.С. Пушкина принимали участие в большой выставке Отдела редких книг Солнце русской поэзии на вечере-презентации Амурского Общества друзей А.С. Пушкина. Миниатюрные книги вызывали восторг, вопросы и удивление гостей вечера. Выставка, как и всё мероприятие, была показана по местному телевидению.
7. В 2000 году миниатюрные книги участвовали в книжной выставке к 185-летию со дня рождения П.П. Ершова и в поэтическом вечере Между словом и молчанием (о творческой судьбе А.А. Блока).
Это лишь некоторые наработки недавно созданного Отдела редких книг Амурской областной научной библиотеки. В планах на будущее – продолжение изучения коллекции, изыскание путей её пополнения, создание цикла бесед по разделу коллекции Шедевры мировой поэзии, организация тематических выставок к юбилеям писателей и поэтов, новая встреча с С.Н. Гинцем.
Заканчивая разговор о миниатюрной книге, хочется верить, что Государству удастся, помимо других важнейших проблем, решить вопрос с библиографией миниизданий, что появится журнал Миниатюрные книги мира (на нескольких языках) – давняя мечта миниатюристов, будет создана, наконец, международная редакционная коллегия для подготовки словника однотомной энциклопедии Миниатюрная книга, будут издаваться адресные книги миниатюристов, решится давно поставленный вопрос об едином международном стандарте миниатюрных изданий с указанием размеров в миллиметрах, порядка описания ширины и высоты книжного блока.
Важно помнить, что миниатюрная книга нужна не только коллекционерам, но и, прежде всего, рядовому читателю, а стало быть и тиражи её должны увеличиться, а цены понизиться.
Пусть, преодолевая все трудности нелёгкого времени, миниатюрная книга живёт, оставаясь добрым другом и собеседником. Пусть это будет содержательная, полезная книга, доставляющая удовольствие уму и созерцанию. А если при её чтении вдруг устанут глаза, их можно просто прикрыть и задуматься над прочитанным…
Материалы от Нины, Восточная Сибирь.
Читайте также статьи раздела сайта о мини книгах.
Мы с женой была в отпуске на Сахалине. От скуки покупали книги в киоске. Смеялись, что такие маленькие и красивые печатать стали. А их, оказывается, много. СПАСИБО.
У отца была, маленькая, тоненькая, потрёпанная. С фронта привёз - Василий Тёркин. Воениздат. Затерялась. Надо будет в библиотеку заехать, сфотографировать на память. Может есть там?