Настольная ролевая игра
RPG - Role Playing Game
Настольная ролевая игра — это вид настольной игры с минимальным использованием инвентаря и в то же время с активным использованием игромеханической модели (например, листов персонажей и игральных костей).
Первой коммерческой системой настольной ролевой игры была игра Dungeons and Dragons
компании TSR, 1974 год (сейчас торговая марка и права на игру принадлежат компании Wizards of the Coast).
Dungeons & Dragons (Подземелья и драконы
, сокращается до D&D или DnD) — настольная ролевая игра в стиле фэнтези, выпускаемая компанией Wizards of the Coast. Это не только первая, но и самая популярная система ролевых игр в мире, пережившая много переизданий и изменений.
По этой игре выпускаются и продаются миниатюры - они тоже принимают участие в настольной игре. Есть в продаже в Озоне.
Особенности ролевых настолок
В отличие от ролевых игр живого действия, в настольной игре единственным окном между игроками и миром (мир здесь называется сеттинг
), в котором находятся персонажи, является мастер игры, который описывает игрокам ситуацию, в которой оказались их персонажи, и изменения ситуации в результате их действий.
Хорошо в этом то, что в настолке возможно практически всё. Персонажи могут использовать все возможности, которые предоставляет им игровой мир. В своих действиях они ограничены только моральными устоями своих персонажей и внутренними законами мироздания (физика мира), в котором они находятся.
Минус - это то, что команде персонажей игроков (партии
, как её иногда называют) приходится держаться большую часть времени вместе, иначе действие игры (оно и так сильно растянуто во времени) рискует очень сильно затянуться и доиграть будет просто невозможно!
С такой игрой раскладываться лучше где-то на специальном столе, чтобы играть можно было несколько дней подряд.
Техника игры
Ролевая игра может идти как словесно, так и с использованием определённых правил игры.
При словесной игре чаще всего мастер сам решает, может ли персонаж сделать заявленное игроком действие, или нет, насколько его действия успешны и к каким приводят результатам.
Когда игра ведётся по некой игровой системе (то есть по правилам), большая часть возможностей описана правилами данной системы. В такой игре совершение или несовершение действия определяется Мастером в соответствии с правилом, формулой или таблицей, предусмотренной системой. Тут приходится сверяться, и иногда это занимает много времени, если Мастер не супер-асс в правилах.
Генераторы случайных чисел в игре определяют все случайные события, а также помогают вносить вариацию при использовании навыков персонажа. Благодаря этому игрок, персонаж которого имеет слабую характеристику, в результате удачного броска может совершить действие, которое не удалось бы выполнить другому игроку, персонаж которого имеет более развитую соответствующую характеристику, при плохом броске. Это уравнивает шансы на победу.
Чаще всего как генераторы случайных чисел используются комбинации игральных костей, но в некоторых системах используются колоды игральных карт или специальные фишки.
Часто в игре используется лист персонажа — лист, на котором игрок записывает характеристики, снаряжение и информацию о своём персонаже (в варгеймах это армлисты). Иногда используется экран мастера, на котором записаны основные правила, последовательность сцен и другая вспомогательная информация.
Шаблоны листов персонажей и экран мастера обычно прилагаются к игровой системе (везде они своего типа), но часто переделываются игроками и мастерами под свой вкус.
Игровой мир
Существует множество игровых миров для настольных ролевых игр.
Наибольшую известность среди них получили: Ravenloft, Dark Sun, Greyhawk, Forgotten Realms, Dragonlance, Al-Qadim, Planescape, Spelljammer...
Чаще всего это миры жанра фэнтези, но встречаются и миры пост-апокалиптического периода, и миры киберпанка (роботы). Некоторые из них ограничиваются небольшой территорией, а другие по масштабам не уступают реальному миру.
Игровые системы
Игровая система — это по своей сути свод правил, которых придерживаются участники игры.
Правила включают систему формирования персонажей, списки вещей, описания монстров, правила просчёта сражений и многое другое.
Существуют следующие знаменитые игровые системы:
- Advanced Dungeons & Dragons / Dungeons & Dragons / d20
- Big Eyes Small Mouth
- FUDGE
- Fuzion
- GURPS
- Pendragon
- Munchkin
- Shadowrun
- World of Darkness
- Ars Magica
- Дневник авантюриста
- Уникум
- Синтари
- Эра Водолея
- АРРРГХЪ!
- Мир Великого Дракона
- ТриМ
- Фиаско
и многие другие.
Домашние правила (home rule)
Соглашение о новом правиле, изменяющем или дополняющим игровую систему, используемую игроками и мастером, называют домашним правилом (хоумрулом - home rule). Часто комплект домашних правил полностью видоизменяет игровую систему, или даже сращивает две разные системы воедино.